Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей «Иллюминатус!»
Главный герой волей случая оказывается втянут в тысячелетнюю борьбу двух тайных организаций, которая началась во времена Атлантиды и к концу 20 века близится к своему апокалиптическому финалу.
Борьбу, где не разобрать, кто прав и кто виноват, где тайные общества ютятся внутри друг друга, как матрешки, на кону — бессмертие, а за происходящим наблюдает белка в Централ-парк и Адольф Гитлер в иерусалимском кафе.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Иллюминатус»
Награды и премии:
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 1986 // Зал славы (трилогия) |
- /языки:
- русский (4), английский (3)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Митрофанова (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gramlin, 1 октября 2024 г.
Эта книга для тех кто любит страдать. У Эриксона в Малазане читатель страдает, потому что автору наплевать на то что ему понятно, а что нет, он рассказывает свою историю, и это заслуживает уважения. В этой книге автор(ы) намеренно мучает читателя, добавляя и добавляя новые факты и события без всякой системы, видимо чтобы придать тексту значимости через его усложнение.
Отдельно (это лично моё), я очень не люблю книги где в череду реальных исторических событий добавляют на голубом глазу совершенно выдуманные, и я должен мучаться решая это ещё часть истории, или уже автор от себя.
До воскресшего Гитлера, ради которого я всё это и начал читать, я так и не добрался, написать ничего не могу.
neli mustafina, 13 октября 2024 г.
Открыла для себя интересного автора, биография которого не представлена в фантлабе. И которого я вначале перепутала с другим Уилсоном. А этот писатель — социалист. Философ. Футурист.
Эта книга продолжает (или предвосхищает) идеи «Страны слепых» Майкла Флинна, — книги, что я читала с полгода назад. А также похожа на книгу Юлиана Семёнова «Закрытые страницы истории», но скорее Семёнов «подпитывался» Уилсоном...
Идея о существовании ордена иллюминатов, ордена надгосударственной власти, на который можно списать все преступления: от убийства Мартина Лютера Кинга до братьев Кеннеди будет всегда пользоваться спросом как со стороны властьимущих, так и со стороны падкого на жёлтые новости народа.
Это ведь гораздо интереснее (и главное доступнее) чем какое-то там марксистско-ленинское учение о борьбе классов...
Детектив Сол Гудман расследует дело о взрыве в редакции журнала и убийстве.
Распутывая его, он понимает, что все следы ведут в некое тайное общество иллюминатов.
Журналист Джордж Дорн пишет о Лютере Кинге, и его вербуют...«яблочники».
Одновременно в книге упоминается вычислительный центр Хагбарда (уж не Рона ли Хаббарда?), который собирая все данные из сети и новостей, предсказывает возможную 3 мировую войну (и это уже не фантастика, давно всё отслеживается, «взвешивается», и учитывается) и у которого флаг с символом яблока...
Кстати, был математик, занимавшийся статистикой, в том числе из новостей, — Джон Нэш, по его формулам рассчитано так называемое равновесие Нэша, которое позволяет обходить неудобное учение Маркса о неминуемом кризисе капиталистического перепроизводства товаров.
И еще, к слову, — Флинн также занимался статистикой. И потом написал книгу «Страна слепых». Может и правда, — что-то есть в этом фантастическом предположении существования иллюминатов, масонов — и это знают статистики, математики?
Сейчас никто не хочет войн, но войны тем не менее происходят.
Тогда КТО хочет войны?
Цитата из книги: «...А что конкретно у нас есть, чтобы заставить ИВАНОВ поджать хвост?» Спрашивает президент (Никсон?) у своего помощника...
Биологическое оружие, — отвечает помощник... (заметьте, книга написана до 1975 года, в самый разгар холодной войны, которая сейчас перешла в кипящую фазу)
60 лет прошло, — ничего не изменилось: США ищут китайских и русских шпионов, создают биологическое оружие и готовы опрокинуть мир в преисподнюю...
Книга соткана как пёстрый ковёр, нет, даже — печворк; повествование запутано; в этой пестроте лиц и политиков, мнений, мистицизма и каббаллистики трудно следить за основной идеей и выделить главного героя.
Есть кое какие интересные факты о происхождении печатей и рисунка на купюрах, что так любимы многими, есть много исторических деятелей, ввиду чего пришлось часто искать в интернете их биографии, а ссылка на исмаилитов и ассасинов вообще запутывает всё, — непонятно почему авторство Некрономикона приписано Абдулле Аль Хазреду?!!...и в общем-то понятно почему автор умер в нищете. Книги его по видимому не брались переиздавать.
Не стОит книгу воспринимать слишком серьёзно, но кое-что из написанного — правда. Среди всего описанного иногда откровенного стёба, есть Шокирующая правда:
През. Гарфилд — убийца Чарльз Гито, католик.
През. Маккинли — убийца Леон Чолгос, католик.
През. Теодор Рузвельт — покушение на убийство совершил Джон Шренк, католик.
През. Франклин Рузвельт — покушение на убийство совершил Джузеппе Зангара, католик.
През. Гарри Трумэн — покушение на убийство совершили Гризелио Торресола и Оскар Кольязо, оба католики.
През. Вудро Вильсон — загадочная смерть от болезни, сиделка — католичка.
През. Уоррен Хардинг — тоже загадочная смерть (был слух: самоубийство), тоже сиделка-католичка.
През. Джон Кеннеди — убийство объяснено неубедительно. Тогдашний директор ЦРУ — Маккоун, католик — помогал составлять бездоказательный и противоречивый доклад Уоррена.
(Палата представителей, 1 марта, 1964 год — пять конгрессменов ранены бригадой из четырех наемных убийц: Леброн, Миранда, Кодеро и Родригес, все четверо — католики.), — объясняется это внедрением в ряды церкви иллюминатов
(Иллюминаты ли, масоны ли...но президентов США регулярно отстреливают и сейчас).
Более того, — для своих целей иллюминаты прибегнут к терроризму (это в книге написано)... (такому например как подрыв башен-близнецов?)
А для чего? Цитата:
»...Ужесточение мер безопасности. Тотальное электронное наблюдение. Законы, оправдывающие действия полиции на произведение арестов и обысков помещений без ордера. Право задерживать и обыскивать человека на улице. Право государства на перлюстрацию частных писем. Автоматическое снятие отпечатков пальцев, фотографирование, взятие анализов крови и мочи любого арестованного человека еще до предъявления обвинения. Закон, объявляющий незаконным сопротивление даже при незаконном аресте. Законы о создании карантинных лагерей для потенциальных подрывных элементов. Контроль над огнестрельным оружием. Ограничения в передвижении...»
Иллюминаты как спрут проникли во все сферы деятельности, государств, есть они в ООН, есть они и в СССР/России (ходили слухи что Чубайс состоит в ложе масонской, которая подчинена иллюминатам).
Противостоят им антииллюминаты, которые тоже вербуют всех и проникли во всё.
Борьбу этих двух (n-нное количество на самом деле) организаций и представляет запутанный сюжет этой книги
НЕ ПОНРАВИЛОСЬ: пропаганда наркотиков. Жесть просто...
И чудовищная распущенность, адская порочность общества свободной Америки (верните железный занавес!)
ПОНРАВИЛОСЬ: описание быта, жизни, духа Америки 70-х. Много истории, фактов, персонажей — причём реальных (но приходилось уточнять многое в интернете).
А приложение к этой книге — вообще чистая документалистика.
P.S. Жгучий коктейль из тайных сообществ, политики, нумерологии (с таинством цифры 5, 23), сатанизма, мистики, религии — и её ответвлений, трах-тибидоха — (йухуу!!!) всё-таки Америка 70-х — это хиппи, секс-наркотики-рок-н-ролл...
Но основная идея — Америкой (а может и всем миром?) правят..... Пятиугольники...
И понимайте это как хотите.
P.P.S. Детям до 18 не рекомендую читать это.
Manowar76, 18 июня 2020 г.
Это основополагающая книга для каждого поклонника конспирологии и теории заговора, а также программное высказывание на темы либертарианства и анархии. Потрясающе смешная и увлекательная компиляция всех популярных теорий заговора!
Почему она не очень популярна среди родимых берёз – непонятно. Это же как «Человек в высоком замке» для альтернативной истории, «Властелин колец» для фэнтези и «Гарри Поттер» для янг эдалт академки.
ahenobarbus, 2 декабря 2017 г.
Не могу сказать, что книга (это все же скорее один роман, довольно произвольно разделенный на три тома, чем трилогия) вызвала у меня дикий восторг или дикий интерес. Возможно, мое восприятие было бы более позитивным, если бы я лучше знал американскую историю и масскульт. Подозреваю, что тогда авторские намеки и аллюзии вызвали бы у меня больше интереса и доставили бы мне больше удовольствия. Но поскольку в этот контекст я не включен, то эффект узнавания возникал не так часто, и даже возникая особого эмоционального отклика не вызывал.
Как сюжет, так и стиль повествования показались мне искусственно и совершенно излишне переусложненными. Вообще, в «Иллюминатусе!» действительно много всего — и заговоры, и криптоистория, и Атлантида, и инопланетяне, и альтернативные разумные расы и т.д., и т.п., но ни один из этих элементов не получает должного и полного развития. «Всё сразу, ни фига толком». В совокупности с уже упомянутым стилем это делает произведение этаким винегретом — мешаниной из не имеющих между собой никакой органической связи мелких кусочков. Я даже думаю, что повествовательная мешанина была авторами использована сознательно, чтобы скрыть мешанину в содержании. Но временами читать становилось интересно, обычно, в наименее художественные моменты — когда авторы начинали излагать и пропагандировать анархистские концепции. Ничего особо нового, но занятно. Некоторые идеи даже довольно изящны. Например о том, что любая иерархия порождает хаос в силу неосознанного внутреннего сопротивления подчиненных своему положению. К сожалению, удельный вес таких «идеологических вставок» в тексте довольно невелик, по моему внутреннему ощущению — процента два-три от общего объема, не больше. Я искренне думаю, что роману пошло бы на пользу, если бы «идейная часть» в нём была поувесистее. Хотя, возможно, авторы действительно высказали всё, что имели высказать, и больше никаких идей у них и не было.
Герои и сюжетные перипетии словно сошли со страниц дешевых комиксов для придурковатых подростков. Дважды или трижды за книгу авторы завуалировано, но довольно прозрачно обращаются к читателю. «Да наш роман плох, мы знаем, что его будут ругать, мы даже знаем, как именно и за что его будут ругать», — словно бы говорят они. — «Так и было задумано». Выглядит это забавно и, возможно, даже демонстрирует авторскую проницательность (у Чернышевского, помнится, был Проницательный Читатель, здесь ровно наоборот), но к достоинствам текста ничего не добавляет. Кич остается кичем, даже если пишущий осознает, что именно он пишет, и заранее подтрунивает над «эстетами». Финал основной сюжетной линии скорее разочаровывает — грандиозные по размаху события заканчиваются, по сути, ничем. Нам не предъявляют ничего действительно волнующего, захватывающего или ужасающего. Мертвый Гитлер с израильским паспортом в кармане — ну, не впечатляет. Ах, ну да, и хорошие парни на самом деле оказались хорошими — кто бы мог подумать! Вообще, если продраться через нарочитую путаницу, то сюжет довольно линеен, никаких головокружительных поворотов в нем нет. После основной развязки авторы достраивают еще одну, которая выглядит неожиданно интереснее и несколько выправила мое впечатление от третьего тома (а он читался местами через силу), но практически никак с предыдущим текстом не связана. Просто еще одна демонстрация того, что Шей и Уилсон таки имеют фантазию.
Еще один лично для меня отрицательный момент — странная для адептов личной и интеллектуальной свободы приверженность штампам американской пропаганды, в том числе и откровенно русофобской. Касаясь темы второй мировой войны никак нельзя было не попиарить мимоходом миф об изнасилованных немках. Очень дешево.
В итоге, я не пожалел о потраченном на прочтение времени, но откровением для меня «Иллюминатус!» точно не стал и даже осталось странноватое ощущение, что можно было лучше. Конечно, кто может лучше — пусть сделает, но всё-таки... Субъективно самым увлекательным чтением был второй том, самым нудным — третий. Первая книга показалось не более чем чрезмерно затянутым вступлением к основному действию.
keellorenz, 3 мая 2016 г.
Серия представляет собой выдающееся произведение на тему «всемирного мирового заговора»: авторы не только создают параноидальную «шахматную доску» с участием атлантов, иллюминатов, мистиков, пришельцев из космоса — даже Исуса Христа! — но и мастерски втягивают читателя в игру с отгадыванием кодов и знаков, окончательно убеждая последнего в том, что все процессы взаимосвязаны между собой и руководятся «мировой закулисой».
Сюжет пересказать едва ли возможно... Масса сюжетных линий, сотни персонажей. Если фразы вроде «общая семантика»,«дискрдианство»,«Вейсгаупт»,«темплиеры»,«иллюминаты»,«голландец Шульц»,«федеральная резервная система» для вас ничего не значат, то читать его без Википедии под рукой не стоит и пытаться! Книга местами смотрится как путеводитель по всем конспирологическим теориям сразу. И да — Умберто Эко для своего «Маятника Фуко» часть тем и даже сюжетных ходов очевидно позаимствовал.
Если очень коротко — два клана атлантов тысячелетия враждуют между собой: одни пытаются стать бессмертными за счет людей (также потомков атлантов — но низшего уровня), другие этому мешают. И вот к середине 70-х годов 20 века начинается последняя битва — «Имманетизация Эсхатона». Несколько простых смертных волею случая втягиваются неким современным аналогом Капитана Немо — странным мистиком на подводной лодке Хагбардом Челлине в игру с участием различных тайных орденов и кланов, не подозревая о конечной цели игры.
Сюжет романа очень запутан, но не хаотичен. Многократно он переворачивается с ног на голову, за каждым заговором стоит новый заговор, а мнение относительно его природы меняют даже сами заговорщики-герои романа
А вот на какую сторону встать — это читатель должен решить уже сам... И ответ не так очевиден, как можно подумать — авторы искушают и загоняют его в логические ловушки, выбраться из которых можно только изменив свое мировоззрение.
Отличительной чертой серии является то, что все события там «зыбки» — даже про положительных героев невозможно сказать, состоят ли они в заговоре или нет. Некоторые события книги по разному интерпретируются и описываются с разных точек зрения. Чья паранойя более параноидальна? Не зомбируют ли АВТОРЫ книги читателя, сами являясь частью заговора?
Если смотреть еще глубже, то книга пропагандирует теорию анархо-капитализма, противопоставляемого тоталитарному капитализму и коммунизму. Авторы сравнивают политические системы по степени «открытости» для конкуренции и «взаимоопылению» умов ради прогресса человечества вцелом.
Тут и сатира, и юмор, и сложная философия, и детектив, и шпионский роман, и мистические видения...
Самые ближайшие аналогии — «Чапаев и Пустота» Пелевина, «Конгресс футурологов» Лема, «Маятник Фуко» Умберто Эко.
Книга написана в очень своеобразном лихорадочном стиле (чего стоит только пролог, где повествование ведется от лица белки на дереве в «Централ-парк» Нью-Йорка), но читается легко, так как события не пускаются на самотек а как кирпичики укладываются в единую... пирамиду с глазом в «макушечной точке».
Это произведение — первое, величайшее, космически-масштабное и едва ли кем-либо превзойденное творение на тему конспирологии, но оно же, как ни парадоксально, пропагандирует гуманизм и ценности прогресса. Эдакий «Дугин наоборот», зовущий не в средневековье, а в сияющий мир внутренней свободы, которая не уравнивает всех под одну гребенку, а заставляет конкурировать — но (ключевое слово!) на РАВНЫХ условиях.
Правила игры должны быть одинаковыми у всех! — вот девиз этой книги.