Роберт Янг «Последний Иггдрасиль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Экологическое | Лирическое | С ярко выраженной любовной линией | С использованием мифологии | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды ) | Становление/взросление героя | Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Расширенная версия рассказа 1959 г. «Срубить дерево».
Исполинское дерево на далёкой планете умирает. Чтобы отвести возможную катастрофу, жители Новой Америки обратились в межзвёздную службу по рубке деревьев. Приглашённый лесоруб никогда не забудет всё происходящее...
Переработан из повести «Срубить Дерево» (To Fell a Tree), написанной в 1959 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (3)
- /перевод:
- О. Колесников (2), Г. Михайлов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 25 ноября 2023 г.
Бывают авторы одной книги. Но чаще встречаются писатели одной формы.
Во многом под такую не претензию и не диагноз, но описание фактов попадает Роберт Янг с романом «Последний Иггдрасиль». Романом, который как будто не к месту во всей остальной библиографии фантаста, на девяносто с лишним процентов состоящей из рассказов и повестей. Очень удачных, сильных, свежих и до сих пор живых, где поэзия американских классиков переплетается с холодными, но выбравшимися из зловещей долины андроидами, в то время пока люди встречаются со своими ожившими мифами из коллективной памяти прошлого, отвешивая поклон будущим американским богам одного британского писателя, пока под тяжелой поступью технизации и формализации человеческой жизни пробиваются ростки чудес из иных миров, диковинных снов и подлинных чувств.
И эти дифирамбы нельзя не пропеть Янгу, поэту палп-журналов, который малым слогом творил большие чувства у читателя. Но слог широкий, большие мазки и большее количество страниц как будто размыли уникальный стиль писателя. Сделали конечный роман пресным, нецельным и неянговским. Что же, по-моему мнению, не так с «Иггдрасилем...»?
Упомянутые romanpetr'ом «взрослость» и «18+« текста. На самом деле, в самом эротизме ничего дурного нет. Как и в постельных откровенностях. Я не считаю Янга узником одного амплуа, некоего романтика в очень поверхностном смысле на страницах фантастических рассказиков для пубертатных подростков во влюбленном замешательстве. Почему же, у Роберта Янга есть вполне себе, скажем так, скабрезные работы. К примеру, рассказ «90-60-90», одна-сплошная шутка именно в таком амплуа, но и что? Она неплохая, забавная и, безусловно, происходит из авторского стиля. Или другая его работа малой формы, «Доклад об особенностях взаимоотношения полов на Арктуре-Х». Разумеется, на этом список не заканчивается, но это первое, что пришло в голову. А что же в романе? В романе невпопад написанные сцены секса в переулке и дурно прописанные реплики персонажей об этом. Ну и главный герой, простите за новояз, куколд. Который притом не отличает любовь и секс (отсылаю к сцене предпоследнего общения ГГ с жительницей дерева). С невнятным негативным отношением к другим персонажам. Про кривобокость прописанного будущего, где межзвездные корабли соседствуют с примитивными способами для вырубки деревьев-гигантов, умолчу. Здесь же наличествует какая-то картонная и примитивная — не для уровня Янга — критика технического прогресса уровня кэмероновского «Аватара» (не в обиду фильму, уже фильмам легендарного режиссера, но я в данном случае руководствуюсь законом отставания кинофантастики от фантастики книжной). С самой структурой романа тоже что-то не то. Может, дело в верстке, притом исключительно в верстке переводной версии. Но, видимо, не только. На страницах смешиваются точки зрения и параграфы от и о отдельных персонажей без наличия внятных переходов между этими смысловыми частями. И т. д., и т. п.
Создается впечатление, что Янг — и тут я частично соглашусь с romanpetr — искусственно «овзрослил» содержание произведения. Но не столько для смены аудитории, сколько для изменения (само)восприятия собственного писательского профиля. Не только романтик, но и вот такой я! Да, тут я спекулирую, но веду к чему. Роберт Янг — и без подобных необычных вывертов авторов разнообразный и интересный. Не шаблонный, не застойный, не одинаковый. Он мог и в психоделику, и (в что-то похожее) на киберпанк, и в детектив, и в классическую фантастику. И во вполне «взрослого колибра» прозу. Но здесь она подана убого, не под стать литературному богатству и мастерству писателя. Почему? Не знаю. Зато знаю, что у Янга всегда найдется, что почитать с удовольствием и удивлением.
Массаракш, 22 декабря 2021 г.
Очень хорошо. Никак не ожидал. Не изначальное «Срубить дерево», разбавленное водой до размеров романа (чего опасался), а практически самостоятельная вещь, совпадающая с первоисточником только центральной фабулой. В романе появилась общественная жизнь – и довольно хлопотливая – в городе фермеров-жнецов у подножия Дерева. В рассказе город просто стоял кукольной декорацией, чтобы показательно сгнить в финале. Прежние персонажи получили предысторию, появились новые. Небольшими аккуратными мазками расширен сеттинг, и весь мир стал намного больше, интереснее, разнообразнее. Введена любовная линия, вроде бы лишняя – но нет, она полностью перелопачивает образ протагониста, теперь это совсем другой Стронг, не тот, что из рассказа (и он мне ближе и понятнее, чем немного пластмассовый прототип). И да, сведены к необходимому бесконечные технологические заморочки спиливания ветвей, из которых «Срубить дерево» состоит чуть ли не наполовину.
Но главное – совсем изменён посыл. В рассказе речь шла о хищническом бездумном отношении к природе, здесь – о жизни и смерти, о неизбежном увядании всего сущего. Стронг здесь не палач, а скорее избавитель, наносящий долгожданный удар милосердия. Хотя и тема экологии никуда не делась: земляне добивают хрупкий биом, но разрушили его такие же неразумные туземцы. Постоянная и болезненная (иногда с большим перебором) тема Янга – безжалостная поступь цивилизации. Любая цивилизация несёт с собой зло, слияние с природой – хорошо. Аборигены ничем не лучше землян, просто не успели так много наворотить, возможностей у них было поменьше.
Лишь дриада осталась почти прежней – как символ несбыточных мечтаний. Только здесь она гораздо более телесная, нежели в рассказе.
Печальный рассказ, печальный роман. И в основе всего – «одна лишь людская глупость».
romanpetr, 31 декабря 2019 г.
Роман «Последний Иггдрасиль» Роберта Янга является расширенной версией известной многим читателям повести «Срубить дерево», и увидевший свет спустя 23 года.
Если сравнивать два произведения, то роман , безусловно, выглядит предпочтительней и интересней, но абсолютно теряет в возрастном цензе, ибо явно предназначен для взрослой аудитории. Многие моменты и рассуждения персонажей на тему сексуальных отношений , и другой раз, там все это видится без ,абсолютно , каких-либо предрассудков. В паре мест вообще отдавало легкой пошлятиной, но правда, без дикого перебора. В одно время, возникло подозрение, что идея переделки повести в роман у Янга была своя, но по ходу ему помогали ушлые редакторы , которые подсыпали перца с солью в развивающийся сюжет.
На планету Прерия (Гэндзи-5) , где расположена земная колония, как раз под могучим разросшимся исполином — иггдрасилем, пребывает бригада космических лесорубов , чтобы срубить последнее в этом мире дерево и спасти колонию от гниения их домов, которое происходит, как считают поселенцы, из-за тени дерева. Главный древоруб Томас Стронг должен за несколько дней разрубить гиганта и принести радость и успокоение в сердца местных жителей. Следом пребывает бригада телевизионщиков для съемок этого процесса во главе с Мэри Джейн, бывшей возлюбленной Стронга ... и откровенно распутной во всех отношениях.
На долю Стронга выпадает много переживаний, ибо предстоит разобраться с собой, навести порядок в голове, понять кого он любит и что он хочет от жизни. А самое главное ему предстоит встретить древесную дриаду и открыть людям правду об Иггдрасиле...Хотя Янг пытается донести до читателя о внутренней слабости характера главного героя, его бесхребетности, но тем не менее дает ему возможность «переродиться» и стать мужчиной, а не просто «махалой топора «.
Вообще же Янг постарался максимально описать внутренний мир и переживания каждого из своих героев, наделив их яркой эмоциональностью . В целом, грустное произведение, местами мелодраматическое, но с другой стороны звучит и экологическая подоплека, и скрытый авторский призыв к аккуратному, бережному отношению к матушке-природе; чтобы люди хранили в порядке флору и фауну, не только на Земле, но и на других, полных жизни , планетах.
Хороший роман, но жаль, что он для взрослых...