Роберт Янг «Срубить дерево»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Экологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Чтобы срубить это Дерево, Стронгу потребуется несколько суток; чтобы понять потом, что он натворил — несколько часов; чтобы искупить свою вину — вся оставшаяся жизнь. И всю оставшуюся жизнь перед его глазами будет стоять убитая им дриада, во всей своей неземной красоте.
Послужила основой для романа «Последний Иггдрасиль» (1982).
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1959», 1959 г.
— антологию «A Decade of Fantasy and Science Fiction», 1960 г.
— журнал «Искатель 1967'6», 1967 г.
— сборник «Бокал звёзд», 1968 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики», 1971 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.
— антологию «Крик дерева», 1991 г.
— антологию «Искатель. 1961-1991. Выпуск 3», 1992 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
- /языки:
- русский (10), английский (5), итальянский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Васильева (8), Н. Виленская (2), Р. Рамбелли (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 26 ноября 2024 г.
Этой повестью Роберт Янг предупреждает другие планеты, на которых есть жизнь, о возможных опасностях, связанных с распространением чрезвычайно опасного организма, именуемого «человек»...
Вот жила-была планета Земля. Нормально так жила, обзавелась атмосферой, выращивала себе на радость всяких трилобитов, птеродактилей, мамонтов и кашалотов, гордилась своими секвойями и араукариями. Но совершенно случайно завелись на ней люди...
И эти люди и есть самая глобальнейшая из всех глобальных проблем. Потому что даже абсолютно неразумные твари стараются не гадить там, где живут. А люди успешно запакостили свою родную планету и уже устремили свои глазенки, протянули свои ручонки по направлению к иным планетам, которые можно столь же успешно освоить, в смысле, угробить...
Затоптать цветы. Убить зверей. Выловить рыб. Прихлопнуть насекомых. Истощить недра. Замутить воду. Срубить деревья...
Как только сможем вырваться на космические просторы, так и все это сотворим...
Идеалисты, подобные Роберту Янгу, ценящие жизнь как таковую, готовые отказаться от пары лишних долларов ради бабочки и цветка, погоды не сделают...
flying_kitten, 24 ноября 2023 г.
Очень нелогичная, очень поэтичная и очень грустная повесть. Сказка, притча, всё что угодно, но не фантастика.
Главного героя наняли, чтобы срубить нереально огромное, старое, уже умирающее дерево. Жители близлежащего посёлка, земляне-колонисты, заселившиеся в покинутые аборигенами дома, очень боялись, что дерево упадёт, погребя их под собой. Ну и конечно же, столько ценной древесины на дороге не валяется...
Производственная скучноватая повесть постепенно трансформируется во что-то иное: много символов и ассоциаций, много невесёлых раздумий. Мировое древо, когда-то давшее начало всему живому, уже стало лишним и ненужным. Человек прошёл длинный путь — страх перед природой, гармоничный симбиоз, переделка под свои нужды и уничтожение.
Тягучее, грустное, оставляющее след в душе произведение.
god54, 17 сентября 2023 г.
Читая эту повесть я вспомнил свою гипотезу: зачем появился человек на планете Земля? Любая травинка предназначена для того, чтобы... А вот для чего предназначен человек? Пользы от него никакой! Он убивает все вокруг себя. Земле осталось три-четыре десятка лет, а потом на ней жить будет нельзя, всё живое погибнет. И человек выйдет в космос и расползется по Галактике, убивая всё на своём пути. Так может человек и есть вирус? А то, что он называет вирусом есть лекарство, которое должно остановить его. Вспомните слова древних «лечить подобное подобным». Вспомните, как нарастает уровень заболеваемости, эпидемия, пандемия... Вселенную лечат. Спасут ли?
romanpetr, 9 марта 2021 г.
Повесть «Срубить дерево» у Роберта Янга — одно из самых заметных и запоминающихся произведений во всем творчестве , безусловно, талантливого автора. Конечно, наибольший эффект был получен от первого знакомства с этим произведением еще в далекие 80-ые. Несмотря, на долгие годы повесть своей актуальности не растеряла, ибо тема взаимодействия Человека с окружающей средой, то бишь Природой, еще на протяжении многих лет будут будоражить любознательного человека. Абсолютно уверенно можно сказать, что данная авторская фантазия — один из многих взглядов на возможные предстоящие встречи с необычной экосистемой на иных планетах. Пожалуй, присутствие только совсем уж вымышленного персонажа — древесной дриады — ставит ситуацию в разряд невозможных, хотя... Кто знает?
Можно, конечно, ради светлых мыслей и поверить чуточку в эту историю, но больно уж жестоким и безжалостным предстает человек в этой истории — имеются в виду главный герой лесоруб Стронг и его товарищи — что невольно спускаешься на грешную землю с небес. Даже , несмотря на то ,что «задним умом» приходит осмысление происходящего,
все это слишком выглядит запоздавшим оправданием алчным действиям землян. «Что имеем не храним, потерявши плачем» — вот основная и главная идея этого произведения.
И кроме того, люди совершившие большущий рывок в освоении космоса, так и остались простыми приземленными людьми. Образ возникшей Дриады — не что иное, как образ человеческой совести. И главный герой, понимая с самого начала, что он творит, совершает этот губительный акт по отношению к дереву, при этом внутренне терзаясь и выискивая в себе оправдания...
Произведение у нас очень популярно и известно, поэтому отмечу, что повесть переработанная в роман «Последний Иггдрасиль», хороша только краткостью и более легким пониманием происходящего. Роман выглядит немного по другому — там много других героев, более широко описана жизнь колонии , глубже рассмотрены отношения главного героя и кроме того проскакивают сексуальные намеки и грубый разговор, что делают повесть более предпочтительной для знакомства с нашим читателем. Роман предназначен для более взрослой аудитории, а здесь же Янг пытался обратиться ко всем.
Очень хорошее эмоциональное и трагичное произведение с философским стержнем. Рекомендуется всем читающим.
Zlata.24, 6 мая 2019 г.
Достаточно многослойная повесть. На первый взгляд — простая история о том, как профессиональный древоруб рубил могучее дерево на далекой планете. Но любая идея при воплощении в реальность обрастает мелкими нюансами. Так и автор постепенно подкидывает нам узелки из плетеного узора как подоплеку для раздумий.
В первом же абзаце встречается незнакомое слово «древолифт», и далее текст насыщен терминами технического характера, что лишний раз доказывает профессиональность действий специально обученных людей, цель которых — вырубка леса. Упоминание о том, что на Земле лес закончился, и его теперь ищут по далеким планетам, пробуждает внутри каждого читателя маленького гринписовца, который грозит пальчиком и увещевает, что подобное развитие событий — далеко не фантастика. Описание самого дерева, могучей кроны и открывшегося с его высоты вида планеты, как и признание самих древорубов, что такой экземпляр встречается впервые, заставляет внутреннего гринписовца тревожно сигнализировать: «такую красоту убивать нельзя!». Ну а после появления дриады, больше переживающей за неразумных детей и смиренно принимающей ход событий, ваш гринписовец возобладает над остальными мыслительными процессами и будет вопить благим матом о недопустимости дальнейших действий. Жаль, что у древоруба такого не оказалось, да и зачатки совести оказались слишком слабенькими.
К чему это я: проблема экологии и нарушения баланса очень хорошо преподнесена автором. Я бы сказала, даже слишком. Т.е. где-то глубоко внутри чувствовала некий перебор, эдакое написание коньюнктурной вещи на заказ. Убеждаю себя, что показалось, просто автор крайне убедителен, но... червячок сомнения остался.
Очень здорово смутил еще один момент, когда выяснилось, что срубленные ветки не годятся для переработки из-за их моментального гниения и
Эх, неправильный у меня вышел отзыв. Ведь поставила высокую оценку — хорошая повесть, запоминающаяся, пробирающая до мурашек. А в отзыве — сплошная критика... Не ругайтесь, читающие!
maxxx8721, 6 мая 2019 г.
В основе повести — классический конфликт Природы и Цивилизации. История о том, как важно жить в гармонии с природой, понимать, что человек тоже является неотъемлемой частью природы. Природа имеет свои законы, свое равновесие, свой баланс, нарушение которого может привести к вырождению самого человечества. Наши предки как никто другой это понимали и запечатлели все в народных пословицах, поговорках, наблюдениях. Вот только современный человек, едва успевающий за прогрессом, зачастую относится пренебрежительно к вековечным традициям, заменяя их новыми, но утратившими глубину и вековую мудрость.
Казалось бы, Янг выразил все основные мысли в заключительном монологе своего героя, при этом не ограничиваясь всем известным лозунгом: «Берегите природу, мать вашу», а подводит вполне серьезную философской базу, не скатываясь при этом в морализаторство. Поэтому даже при открытых картах, читателю хватает пищи для размышления: символизм, глубина мысли, а главное поэтичность, лиричность — характерная особенность Янга. Даже стиль повествования — это отображение основного конфликта, когда монотонные описания технических моментов профессии лесоруба заглушали образность и поэтичность ночных размышлений героя.
Отмечу, что повесть слегка затянута, однако эти четыре дня герою были необходимы, чтобы все осознать. Финал предсказуем, впрочем это никак не вредит повести. Мне понравилось.
Нескорений, 8 февраля 2018 г.
Экологический баланс — вещь довольно хрупкая, стоит хотя бы одному элементу выпасть из общей системы, как она рассыплется подобно карточному домику. В своём стремлении получить выгоду люди часто не задумываются о последствиях — ловят рыбу ради икры, убивают животных из-за красивой шкуры, вырубают целые лесные массивы, превращая некогда живописные места в безжизненную пустыню. Можно сказать, что это своего рода цена прогресса, но ведь развивать науку, продвигать промышленность совсем необязательно хищническими методами. Задуматься о ценности жизни в любом её проявлении, будь то животном или растительном, о бережном отношении к Природе призывает Р. Янг в повести «Срубить дерево», где за инопланетными пейзажами узнаются проблемы Земли, чувствуется боль автора за безответственность человечества.
Земляне уже довольно давно основали колонию на Омикроне Сети-18, аборигены, строившие деревни у подножия исполинских деревьев, не так давно исчезли, удалившись в Пещеры Смерти после того, как Деревья, бывшие для них чем-то вроде богов, начали умирать. К подножию последнего оставшегося на планете дерева-исполина прибывает команда из четырех профессиональных древорубов. Одному из них предстоит подняться на дерево и последовательно распилить его на части, ведь оно угрожает существованию близлежащего поселения. Вооружившись лазерным резаком и всей необходимой амуницией древоруб Стронг постепенно поднимается к вершине, но чем дольше он находится на Дереве, тем больше у него понимание того, что в данном случае привычная работа превращается в преступление, варварство, убийство и даже религиозное кощунство.
Автор во всех подробностях описал четыре дня работы профессионального древоруба — медленный подъём к вершине, обрезку ветвей, распиливание ствола. Днём нас ожидают описания рабочей рутины, а ночью Стронг осмысливает происходящее, ведет беседу с живущей на Дереве дриадой. Однако кто она, эта прекрасная девушка — мифическое существо, представитель иной расы или же просто плод воспаленного воображения главного героя — эта интрига раскрывается не сразу. В описаниях чувств древоруба, открывающихся с высоты пейзажей автор проявляет себя, как замечательного лирика, заставляя вспомнить такие прекрасные рассказы, как «Девушка-одуванчик», «На реке», «В сентябре тридцать дней». Вроде бы всё должно быть банально — делов-то дерево распилить, но описано всё с таким драматизмом, красотой, что диву даёшься.
Пожалуй единственным негативным моментом для меня стали описания дневного производственного процесса — местами скучновато и затянуто, к тому же некоторые технические детали вызывают серьезные вопросы, для твёрдой фантастики это был бы жирный минус, но здесь всё же акценты расставлены иначе и лучше не задумываться над тем, как герою удается с проворством обезьяны ночью взбираться на вершину дерева по тончайшей сверхпрочной нити без использования каких-либо средств защиты. Удачно получились философский и символический компоненты, именно это главное — только в уединении человек может понять своё подлинное отношение к Природе, вот это постепенно и происходит с главным героем, который преодолел стадный инстинкт и сумел разглядеть сущность своей важной и вроде как нужной людям профессии.
Явственно прослеживается в повести символизм Мирового древа, Древа жизни. Мне кажется, что автор держал в уме историю крещения Норвегии, когда св. Олаф топором срубил вековой дуб, который был важным объектом поклонения скандинавских язычников. Ко всему прочему автор задается вопросом, где лежит грань, отделяющая цивилизованного человека от примитивного дикаря — можно ли провести черту по умению обработки металла или отличие кроется в чём-то другом. Строгие линии фабрик и лесопилок, вид на которые открывается Стронгу с вершины дерева, в чем-то красивы, но их инородность в окоеме бескрайнего пшеничного моря очевидна. Р. Янгу прекрасно удается передать читателю свои опасения, он заставляет задуматься о путях развития человеческой цивилизации — верной ли дорогой идём, и что ожидает нас в конце пути...
tochinov, 15 июля 2017 г.
Не знаю, сколько центов платили Янгу за слово, когда он сочинял сей опус. Учитывая год написания, не думаю, что очень много. Но г-н Янг явно хотел заработать. Идею и сюжет, достойные рассказа на 3-4 страницы, автор растянул на повесть в 44 страницы (в том издании, что читал я). Многословием Янг здесь не уступает Стивену Кингу, -- жаль, что только в нем не уступает. Кинг, безбожно затягивая повествование, копается в людях, в их прошлом и настоящем, Янг же в данном случае -- в технологии рубки огромных деревьев, им же и придуманной, а она скучна и неправдоподобна...
Лишний балл накинул за то, что побегом, черенком янговского дерева стал пандорианский супер-баобаб или мегасеквойя из «Аватара». (Хотя не факт, что Кэмерон и те, кто помогал ему со сценарием, читали Янга... Может, как и он, поработали с мифом о Мировом Древе, -- и результаты получились схожие, только вот фильм Кэмерона смотреть интересно, а читать повесть Янга скучно).
Тамара Внучкова, 18 мая 2017 г.
Видела как-то фотографии тридцатых годов, как в Канаде рубили огромные тысячелетние эвкалипты в обхват несколькими людьми, подумалось, возможно у этих гигантов возник разум нечеловеческий и нам не понятный, и стоит рядом с этим срубленным деревом довольный пигмей,позируя фотографу. Вспомнилась эта повесть Янга, может именно уничтожение этих деревьев навеяло ему такой печальный сюжет с живым деревом домом для прекрасной дриады.
mr_logika, 1 марта 2016 г.
Красивая новелла, похожая на реквием Природе, и в своей экологической составляющей понятная, как теорема Пифагора. Автором тщательно продумана техника и технология рубки огромных деревьев. Профессия человека, владеющего этим искусством и этой техникой, объединяет в себе навыки лесоруба и альпиниста, что подчёркивается сравнением дерева с Эверестом. При такой профессии, уважаемой людьми и требующей немалого мужества и хладнокровия, немного странно выглядит четвёрка древорубов. «Стронг... почти не сомневался, что тупые черты Сухра дышат упрямством и злобой, а Блюскиз клокочет от бессильной ярости, как затравленный буйвол.» Райт, бригадир, более сложен. «Лицо его...чуточку напряглось от волнения, однако по прежнему выражая [так в тексте] странную смесь доброты и решительности, лицо, по которому безошибочно угадывался руководитель.» И при этом кажущееся неадекватным поведение Райта в эпилоге. «Он [Стронг] захохотал. К нему подошёл Райт и ударил по лицу.» Происходит это при большом скоплении людей. Стронг не дебоширил и никого не оскорблял, хотя и сильно выпил, зачем же сразу распускать руки? Достаточно взять человека за плечи и встряхнуть, если уж показалось, что он выходит из рамок приличия. Стронг всего лишь обнаружил, что дом насквозь прогнил и продемонстрировал этот факт всем колонистам. Такие вот люди эти древорубы.
Но они мне перестали казаться странными, когда я вспомнил лесозаготовителей, с которыми пришлось пообщаться на зоне во время похода на катамаране по одной из рек Среднего Урала. Представить этих людей альпинистами невозможно категорически, так что это сходство у Янга носит чисто технический характер. Нормальным стало и поведение Райта, который, очевидно, имеет обыкновение сначала давать в морду а потом разбираться. Не зря же эти ребята работают на дереве в одиночку, а лебедкой управляет самый ответственный из них. Янг, похоже, знает этих специалистов неплохо и изображает такими, какие они есть.
Невозможно не сказать несколько слов о дриаде, второй ГГ повести. Дриада — лесная нимфа, душа и хозяйка дерева. Примерно то же, что и хозяйка Медной Горы у Бажова. Хранительница дерева, она бессильна против лучевого резака. Погибая вместе с деревом, она тем не менее одерживает маленькую и уже не нужную победу — заставляет Тома Стронга понять, что происходит на планете и оставить профессию древоруба. Правда, интуиция мне подсказывает, что Стронг заберёт своё устное заявление об отставке обратно, как только протрезвеет. Да и дриада предсказывала нечто подобное, когда разговаривала с ним на дереве, а в предсказаниях такого существа сомневаться трудно.
Кажется, сказанного достаточно для оценки повести не ниже девяти баллов. Но повесть большая и в ней много интересного, встречаются и «подводные камни». Ими-то я сейчас и займусь.
В повести словами Райта и Стронга утверждается, что основу своего существования подорвали сами аборигены, по причине технологической отсталости.* Ну, положим, аборигены в экологическом балансе своего мира разобраться не смогли, хотя и трудно в это поверить. Но вот то, что земной Разведывательный отряд оказался неспособным понять экологические тонкости 18-й планеты Омикрона Кита, вызывает недоумение. Стало быть, автор допускает возможность существования таких разведчиков, которые, как прямо говорится в повести, довольно часто ошибаются. Так в какие же бешеные деньги обходятся земным корпорациям такие, с позволения сказать, разведчики? И кто бы стал терпеть таких деятелей так долго? И тут приходит в голову очевидная не на первый взгляд мысль. Если бы в этом Разведотряде работали настоящие профессионалы**, то всего того, что описывается в повести просто не произошло бы. Так что база у автора не просто слабовата, она вообще невероятна. Древорубы в повести уничтожают последнее дерево, все остальные уже погибли. А ведь планета колонизирована довольно давно, и, будь земляне поумнее, они бы могли спасти этот уникальный заповедник размером с планету. Так вот, я утверждаю, что в далёком будущем так бы и случилось. А Янг описывает это будущее, заставляя действовать в нём людей с современным ему уровнем мышления. И это минус!
И он не последний. Вот ещё один. Для спуска отпиленных ветвей используется сверхпрочный шнур, представляющий из себя тонкую нить. И вот по такому шнуру Стронг (это по английски «сильный») лезет от ветки к вершине дерева и преодолевает не меньше 150 метров с голыми руками (!). Это однозначно следует из текста (см. БСФ, т.21, стр.198). Это полный бред, по тонкой нити и на 2 метра подняться невозможно, и это даже не стоит обсуждать. Ну зачем это нужно было автору? Такого даже в сказках не бывает, исключая чистое волшебство. Рапунцель, например, сбрасывает юноше свою косу, но не один же волос. Мне кажется, всегда надо стараться разглядеть ту тонкую линию, которая отделяет элементарную лапшу, вешаемую на уши читателям, от научной фантастики, фэнтези и сказки.
Но и это ещё не всё. Мне совершенно неправильной кажется мысль автора, что обезьяна могла бы получать удовольствие от уничтожения дерева. Обезьяна, живущая в единстве с природой и чувствующая себя на дереве, как рыба в воде? Да ещё это удовольствие, испытываемое обезьяной, сравнивается с тем удовлетворением, «какое художнику приносит живопись, писателю литературное творчество, композитору — создание музыкального произведения.» Произносит это всё Стронг очень искренне, в беседе с дриадой (ей не соврёшь), но звучит оно как проповедь с амвона и возникает ощущение, что это идеи автора. У меня нет недостатка в комментариях к этим мыслям, ну, к примеру, я мог бы охарактеризовать их, как бред сумасшедшего. Может быть, дело в трудностях перевода? Так что же переводчик не читает, что он только что напереводил?
Последнее, что вызывает у меня недоверие, это фатальная ошибка Стронга при распиливании ствола. Он, будучи опытнейшим древорубом, роняет огромный кусок дерева на себя. Мне приходилось пилить деревья, правда, поменьше, чем на Омикроне Кита 18, но тоже, как в описываемом эпизоде, держа цепную пилу (а лучевой резак, пожалуй, так не дёргается в руках) выше головы. Но на себя никогда не ронял, иначе вряд ли писал бы сейчас этот текст. Короче говоря, для опытного лесоруба такой казус это потеря лица навсегда. Так что, возможно, Стронг всё же бросит это грязное дело.
Не желая больше злоупотреблять терпением читателей, закончу мелким замечанием. Мэр посёлка угощает древорубов марсианским виски, очевидно, страшно дорогим из-за дальности перевозки напитком из кукурузы, хотя местная уникальная по качеству пшеница безусловно позволяет производить лучшие во всей Галактике алкогольные напитки. Видимо, алкогольные пристрастия этих парней достаточно примитивны, что и не удивительно.
*) Не такие уж они отсталые раз умеют выплавлять и обрабатывать металлы и обеззараживать сточные воды.
**) Дефицит профессионалов просто бросается в глаза. Установить лесопилку вблизи дерева, не убедившись в нормальном состоянии древесины, могли только дилетанты.
vam-1970, 31 января 2016 г.
экологическая фантастика .Человек неразумен -говорит Янг. Никогда не обдумает последствий своих шагов , вмешиваясь в экологическое равновесие природы.
Rinsler 96, 15 апреля 2015 г.
Очень красивое,немного грустное,философское произведение....
redmarie, 19 апреля 2013 г.
«Срубить Дерево» — тяжелое, давящее произведение.
Оказывается, чтобы прочитать о жестоком убийстве, расчленении, морях крови, вовсе необязательно приобщаться к сплаттерпанковым ужастикам или триллерам с особо жуткими сценами насилия. Нам с моей впечатлительностью хватило, например, вот этой короткой повести Роберта Янга.
Описанная история о долге. Но не о том Долге, что сподвигает на героические поступки и великие свершения во имя свое... Нет, здесь долг и обязательства превращают человека в палача. Этакое двуличное существо, что заливаясь горючими слезами от мнимого сострадания, пытает, мучает, убивает свою жертву, потупив взор и сваливая все на «работа у меня такая».
Почти все произведение Том Стронг, древоруб, главный герой повести, вызывал у меня чувство неприязни и презрения. Ведь уже осознав, какое зло причиняет, из принципа доводит до конца свое черное дело. В связи с этим, концовка вызвала некоторое удовлетворение — возмездие не заставило себя ждать: пожизненные муки проснувшейся совести в расплату за убийство. И пусть непонятно, являлась ли Дриада реальной или вымышленной, придуманной Стронгом в оправдание собственных сомнений, божеством или игрой светотени в листве, размеры трагедии от этого не становятся меньше — Дерево тоже живое...
Что же в целом хотел показать писатель... Масштабы последствий от вырубки лесных массивов на человеческие потребности? Насколько далеко от природы отдаляется человечество с развитием технологий? Как часто люди машут рукой на якобы суеверия, запоздало понимая, «а ведь предупреждали»? А может, автор прямо указывает — сначала задумайся о последствиях, а потом делай, несмотря на приказы и предписания?
gorvzavodru, 14 апреля 2013 г.
Читал рассказ давно — запомнилось.
А перечитал — не понравилось.
Оно, конечно, трудно понять природные экосистемы и многие действия, проводимые во благо, в конечном итоге оказываются злом. И, нельзя не признать, человек в своём развитии всё сильнее отдаляется от природы.
Но рассказ уж слишком, на мой взгляд, психологичен. Слишком долго он это дерево рубит.
Хотя, конечно, скидку на год написания рассказа сделать можно.
Ben Chevis, 10 октября 2012 г.
Прочитал эту повесть очень давно, но потрясла она меня так, что даже теперь, подходя к любому дереву, я ищу в его листьях дриаду и прошу прощения, если вынужден сделать дереву больно. Эту повесть надо в школе изучать!