Пол Андерсон «Проблема боли»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Два человека работают на планете Люцифер, местечке, вполне оправдывающем своё название. Один из них рассказывает другому историю своей жизни и свои сомнения о том, в каком же качестве выступает Господь Всемогущий. Почему Бог любящий, Бог, приблизивший к себе человека, допускает зло? А может, Он и в самом деле — Охотник, и в час, когда Он приходит за нами, высшая доблесть состоит в том, что мы, зная Его непобедимость, всё же даем Ему шанс поохотиться?
Входит в:
— цикл «Техническая история» > цикл «Звёздные торговцы»
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, 20th Series», 1973 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1973», 1973 г.
— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Third Annual Collection», 1974 г.
— сборник «The Earth Book of Stormgate», 1978 г.
— антологию «Time of Passage», 1978 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Going for Infinity», 2002 г.
— сборник «The Van Rijn Method», 2008 г.
- /языки:
- русский (7), английский (8)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Пчелинцев (5)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Etamin, 9 августа 2020 г.
Характерный для этого периода творчества Андерсона рассказ на религиозную тематику. Иные планеты, иные существа — всего лишь антураж. И весь сюжет выстроен искусственно.
Я во многом согласен с отзывом jolly-fellow, но разбирать рассказ с точки зрения НФ, на мой взгляд, не стоит. В реальности (хотя какая тут реальность) глубокий теологический диалог между столь принципиально разными существами был бы невозможен; дай Бог вообще понять друг друга, что и людям часто не удается. Если же считать это завуалированной дискуссией между людьми разных культур (ну например верующего европейца и монгольского воина), то на такую тему уже написано очень много. Проблемы, связанные с Богом, в фантастике неоднократно поднимал Лем; лучше него их вряд ли рассмотрят в ближайшие годы, если не десятилетия.
jolly-fellow, 8 августа 2017 г.
Набор размышлений начинающего философа-теософа. Какие-то интересные мысли смогут почерпнуть только те кто вообще не сведущи в этой теме.
Но лично для меня неприятным рассказ делает не это, а его сюжетная основа. Жутко бесят завязки произведений где несколько неподготовленных человек высаживают в неисследованном месте в плохо оборудованном лагере, и первое что они делают это разбредаются по экспедициям, где конечно же попадают в большие неприятности от которых не в состоянии спастись так как они не подумали о том что будут делать в случае неприятностей, как будут связываться друг с другом и конечно же не производили никакой разведки и исследования окружающего их мира. Так и видится над картиной всей этой бурной деятельности известный лозунг: «безумие и отвага». В результате сопереживать героям, целенаправленно загнавшим себя в кошмарную ситуацию, не очень-то и хочется.
ЛитАлхимик, 8 мая 2017 г.
Знаковый для меня и многократно перечитанный рассказ. Он впервые заставил меня (тогда еще подростка) задуматься всерьез о проблеме взаимопонимания в корне разнящихся культур. Знаем ли мы друг друга? Понимаем ли, что может таиться под налетом образования и цивилизации? По каким правилам судить другую культуру и стоит ли судить ее вообще? А себя? Если бы в школьной программе по литературе был постоянный раздел зарубежной фантастики, я бы отнес туда этот рассказ.
Carex, 23 апреля 2014 г.
В конце рассказа хочется сказать главным героям: Перестаньте его оправдывать, атеизм — это решение ваших вопросов.
Simontsev007, 8 мая 2012 г.
Очень неплохой рассказ. Это одно из произведений предлагающее задуматься о смысле жизни и о Вере.
Мне почему-то показалось, что у ифрианцев просто нет понятия о дьяволе — у них понятия Бога и дьявола как-бы соединено вместе.
Другая важная мысль рассказа, что человек встречая других людей (из других городов, стран, континентов, с другой религией) часто уверены, что они (другие люди) должны думать и поступать также как он.
Вначале рассказа сказано — «Вполне возможно, что эту историю способен только христианин» — отчасти это так, более понятен и близок этот рассказ будет именно верующему человеку.
Пта, 27 сентября 2009 г.
Если опустить религиозную составляющею рассказа, то повествование в нем идет о взаимоотношении существ принадлежащих к различным культурам (о межкультурной семантике). Движимые наилучшими намерениями, двое представителей различных культур (люди и ифрианцы) считают само собой разумеющееся, что они думают одинаково. Последствия весьма трагичны.
god54, 30 декабря 2009 г.
Автор попытался предложить новую религию, на примере расы итри, которая воспринимает бога не как Мученика, а как Охотника, с которым есть смысл сражаться и вся вера кроется в борьбе до последнего вздоха, а не предоставлении помощи, чтобы умереть безболезненно и где-то там воскреснуть.
Grade, 11 декабря 2007 г.
Интересный рассказ, но помоему автор больше уделил внимание на религиозную составляющую рассказа, вопросам души, отношению как человечества так и другой рассы к богу и его деяниях по отношению к окружающему миру. Очень понравилось описание крылатой рассы, пытался восоздать образ в мыслях но так мелочи и не получились. Трагичная история Пита и Ольги так же заставляет задуматься о смысле жизни. Вообщем вмечтление о прочтении довоольно положительные, но конечно же веет вопросами морали и религиозными взлядами.
tankist, 18 июня 2007 г.
Серьезный вопрос, почему если есть Бог, он допускает боль. Боль утраты близких людей, любимых, детей, куда порой девается справедливость и где тогда бывает Бог? Серьезный рассказ.
Vitalik, 11 июня 2007 г.
2Ruddy
Гм.. По моему разумению этот рассказ не отвечает на вопросы «зачем мы созданы» и «куда нам двигаться дальше»..
По поводу «зачем мы созданы», это, во-первых, относится к необычной рассе крылатых плотоядных инопланетян.. Они придумали это нечто, что для их существования было логичнее. А раз они это придумали, то к ним это и относится.. В рассказе же говорится, что «Итри — охотники.. И Бога они видят в том же обличье — в обличье Охотника».. Во-вторых, такое поведение «бога» скорее похоже на поведение «дьявола», очень похоже. Но дьявол не создавал людей, хоть и охотится на них (правда не только в смертный час, но на протяжении всей жизни)..
По поводу «куда нам двигаться дальше» я что-то не уловил подобных мыслей.. На сколько я понял главные герои пришли в тупик с подобными рассуждениями..
Тем не менее произведение мне понравилось..
alexey1978, 25 июня 2007 г.
Рассказ хороший, но тяжелый. Оригинальное описание взаимоотношений инопланетной расы с Богом, причем весьма убедительное.
Ruddy, 29 декабря 2006 г.
Очередное из автора в автора переходящее размышление о деяниях Господа. Всё же рассказ выделяется из общего числа похожих произведений незатейливой мыслью о том, зачем мы созданы и куда нам двигаться дальше.