Саймон Кларк «Кровавая купель»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Зомби-хоррор ) | Фантастика (Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Роман-катастрофа начинается с того, что в субботнюю ночь апреля, в одно и то же время всё взрослое население планеты сошло с ума и принялось убивать своих детей самыми жестокими способами. У кого детей не было, убивали всех, кому еще не исполнилось двадцати. Немногие выжившие подростки скрываются от обезумевших взрослых, которые теперь сбиваются в стаи, выкладывают гигантские кресты из пустых бутылок посреди полей и продолжают преследовать детей.
Входит в:
— цикл «Кровавая купель»
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1996 // Роман — Премия им. Августа Дерлета |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Левин (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 26 сентября 2024 г.
От меня ты живёшь — от меня и падёшь.
26.09.2024. Кровавая купель. Саймон Кларк. 1995 год.
Мир, каким он был, рухнул в одночасье. Взрослые по всему миру потеряли рассудок и превратились в жестоких убийц, направивших свою ярость на собственных детей. В хаосе, который разразился, подросток Ник Атен, оказался среди немногих, кому удалось выжить. Вместе с другими молодыми людьми он вынужден искать ответы на вопросы: почему произошёл этот страшный срыв и есть ли способ вернуть всё назад? По мере того, как цивилизация погружается в мрак, выживание становится не просто инстинктом, а единственной целью в мире, где взрослые больше не играют роль защитников, а превратились в безжалостных врагов.
«Кровавая купель» Саймона Кларка — это постапокалиптический хоррор, который сразу погружает в мир, где хаос правит безраздельно.
Одной из сильных сторон романа является его динамичный и напряжённый сюжет. Саймон Кларк хорошо выстраивает атмосферу полного упадка цивилизации, когда каждое мгновение может стать последним. Роман имеет потенциал для глубоких философских размышлений о природе человеческой жестокости и её корнях. Когда мир рушится, старые социальные нормы исчезают, и остаются лишь инстинкты выживания. Кларк рисует мрачную картину разрушения цивилизации под давлением насилия, но эта тема в романе недостаточно раскрыта. Хотя действие романа активно и динамично, излишняя концентрация на сценах насилия порой отвлекает от более глубокого раскрытия причин катастрофы и её последствий. Эта однобокость мешает роману обрести более сложную структуру, в которой сочетались бы динамика и размышления о человеческой природе.
В первой части романа противостояние подростков и взрослых, ставших безумными убийцами, формирует основу напряжённой атмосферы. Однако во второй половине романа угроза отходит на задний план, что снижает динамику сюжета и меняет его фокус на внутренние конфликты среди подростков. Это приводит к тому, что сюжет сосредотачивается на борьбе за власть и внутренние разборки среди подростков, что напоминает «Повелителя мух», но не полностью оправдывает начальные ожидания.
Другим элементом, который стоит упомянуть, является развитие персонажей в условиях постапокалиптической реальности. Ник Атен — типичный подросток, который сталкивается с ужасами нового мира и вынужден под воздействием обстоятельств принять лидерство, защищая себя и других. Его характер, пусть и несколько стереотипный, достаточно объемен, чтобы вызывать симпатию. Взаимоотношения между молодыми выжившими и постепенное развитие их сообществ — интересные элементы, которые добавляют книге психологической глубины.
К сожалению, второстепенные персонажи, особенно антагонист Таг Слэттер, прописаны карикатурно и лишены глубины. Его образ — это стандартный стереотип «плохого парня», чья мотивация сводится к простым и предсказуемым действиям. Это значительно снижает вовлечённость и обесценивает многие сюжетные линии, связанные с ним. Вместо того чтобы раскрывать характеры через их взаимодействие с другими героями или миром, многие персонажи действуют по шаблону, что делает часть событий предсказуемой и лишённой эмоциональной силы.
Несмотря на общее напряжение и интригу, финальная развязка книги не приносит ожидаемой глубины или неожиданного поворота. Многие ключевые моменты легко предугадываются, что снижает эффект от концовки. Вместо того чтобы удивить или предложить новую интерпретацию событий, финал оставляет ощущение скомканности и недосказанности, что не даёт полного удовлетворения от прочитанного.
Хотя книга местами перегружена шаблонными решениями и поверхностными персонажами, она по-прежнему остаётся увлекательным и динамичным чтением. 6 из 10.
Maximontano, 13 августа 2020 г.
Тема постапокалипсиса в литературе будет интересна читателю постоянно, пока сам постапокалипсиса не наступит. Каждый писатель преподносит эту тему по своему, с какой то своей особенной подачей. Так и Саймон Кларк раскрывает эту тему со своей, особенной точки зрения. Роман читается легко, постоянный экшн, переживания за героев, учитывая, что все они подростки. Наблюдение как человек может опустится до уровня дикого животного, да и в целом борьба за выживание и т.д. Всё это очень интересно. Но чего то мне все таки не хватило, сложно даже сказать чего. В целом роман хорош.
kronen, 27 июля 2019 г.
Не шедевр, с моей точки зрения. До 50 главы как-то ещё читалось с интересом, а потом...
Первое, что не понравилось, это достаточно притянутый за уши философско-психологический подтекст (который, к тому же, так и не объяснил ни того, почему речь о «перестройке разума» только с определенного возраста, ни что происходит с теми, кто уже в процессе апокалипсиса придет к этому возрасту. А что происходило с теми у кого отставание в умственном развитии — ведь есть те, кто по уровню развития и в 50 на уровне 5 лет?).
Но главное — вообще не веришь в ГГ этого романа, в его психологию. Ну не совпадает внутренний мир главного героя ни с заявленным возрастом, ни с неоднократно преподносимым тезисом «обычного» человека — выпить и оттянуться. Да и в принципе не мог «врубиться» бывший школьник, не блиставший в школе и не прочитавший ни одной книги, во всю эту фрейдово-юнговую теорию, что распространяется в этой книге.
Да и не должно быть «хэппи энда» у этой истории.
Angvat, 16 июня 2019 г.
Зомби, зомби, всюду зомби, куда ни глянь в западной фантастике... В книгах, комиксах, на телевиденье, в компьютерных играх... Каждый раз, когда кажется, что мода на них наконец сошла на нет, что они всем надоели, снова выходит еще что-нибудь такое на эту набившую оскомину тему. Из последних можно вспомнить игру Days Gone, рекламу которой даже в моем городе днями в метро крутили. Воистину, если наше информационное пространство заполнили «попаданцы», то их явно подгрызают зараженные всех мастей.
К чему это я? А к тому, что тема «меньшинство спасается от озверевшего большинства» должна была уже вусмерть надоесть всем, кто хоть сколько интересуется масс-медиа и не живет в глухих сибирских лесах. А эта книга — как раз типичный представитель того самого «зомби-апокалипсиса» со всеми вытекающими вроде «выжившие порой хуже зараженных» или «всех не спасти». И завязка «взрослые стали убивать детей» на самом деле приносит мало чего нового в обкатываемые годами схемы (я уж молчу про нелепые объяснения всего этого кавардака, лучше бы уж автор прибег к мистике, которая требует лишь некоторой внутренней логики, чем стал нагораживать ту нелепицу, что нагородил). Подростки ровно как и взрослые помирают, выживают, пытаются всем помочь или же плюют на всех... Да, книга была написана до всего этого «зомби-бума», но именно на сегодняшний день она смотрится уже крайне вторично. Пресловутая «проверка временем» проходится ей весьма со скрипом. И скажем схожее по тематике произведение сериал «Иеремия» (где взрослые просто умерли от эпидемии) понравилось мне гораздо больше, так как там уже показывают мир, где пытаются жить уже повзоаслевшие бывшие дети.
Что же касается «жестоких подробностей», то лично меня они вообще не впечатлили. Я отдаю отчет в том, что наш мир был (и к сожалению местами все еще есть...) весьма суровое место, где порой творилась такая жуть, что мало какой современный писатель, сидя в уютном кресле, сумеет описать подобное. Ну а детские банды, что в жестокости порой превосходят взрослых, в отдельных бедных регионах мира наверняка существуют и по сей, безо всяких массовых психозов и Армагеддонов...
По итогу имеем просто проходную книгу. Лет десять может я бы ей впечатлился, но увы, я прочел ее лишь сейчас. Может когда-то она казалось смелой и дерзкой, но с тех пор все высказанное в ней уже затерли до дыр в тех или иных формах.
ГРОМ, 5 сентября 2019 г.
Что вы будете делать, если в один прекрасный день все взрослые сойдут с ума и попытаются вас и остальных детей и подростков прикончить?
О, это не детское чтиво. Огромное количество зомби и мы пытаемся спастись в этом безумии.
Запомнились странные пирамиды из зомби. Ну и выживание.
Автор подошел весьма нестандартно к объяснению появления «зомби».
Отличный роман. Можно было бы и продолжение написать с удовольствием прочитал бы.
Hrukodil, 14 июня 2018 г.
И всё бы ничего, но как пошла тягомотина про психоанализ/венскую школу... Сам автор благополучно угробил хороший роман. Хоть как иллюстрация того, что фрейдизм-юнгизм и прочая адорнощина есть лютая смесь шаманства с шарлатанством пойдёт вполне. Перевод отличный. Если не читать последней трети, так вообще замечательная вещь.
Mendax, 14 марта 2018 г.
Соблазнился комментарием NEPROSNENKOE и таки прочёл этот шедевр. Что сказать — начало просто бомба. Хоть в целом и соответствует канону (мирная идиллия внезапно прерывается какой-то НЁХ), но атмосферность, реалистичность и любовь автора к деталям очень и очень радуют. Полный кровавый треш и угар в исполнении взрослых ополоумевших полузомби.
Впрочем, на этом как бы и всё. Ближе к середине начинает закрадываться смутное беспокойство, но надежда ещё теплится. А когда автор начинает лезть в дебри подсознания, вооружившись теориями Юнга, Фрейда и иже с ними, текст становится откровенно унылым.
Концовка, как тут уже удачно написали, вызывает самый настоящий покерфейс. Нет, в целом произведение годное и почитать его рекомендую всем поклонникам жанра. Но вот покупать бумажную версию однозначно не стал бы.
izubr_, 22 января 2018 г.
Честно скажу, если б я прочитал эту книгу в год ее выхода , то писал бы от восторга. Сейчас к сожалению уже перенасытился подобным, и в целом интересно, автор неплохо пакостит главгерою в его похождениях, но ощущение вторичности.... Очень много и атомосферного и мелочей надергали в книги, сериалы, фильмы отсюда, но даже так очень целостное, интересное чтиво. 8.
К.Сергиевский, 2 июня 2017 г.
Первый из прочитанных мною романов Саймона Кларка.
Перед тем, как взяться за этот роман, я немного почитал о произведении и об авторе. Когда очередного писателя жанра «ужасы и мистика» сравнивают со Стивеном Кингом — это меня обычно настораживает. Не хотелось разочаровываться. Когда я всё таки прочитал эту книгу (за один день, почти не отрываясь), то понял, что переживал зря. С.Кларк — конечно, не второй С.Кинг. Но пишет ничуть не хуже Кинга (да простят меня поклонники Мастера).
«Кровавая купель» — великолепный, очень напряжённый и кровавый триллер, действие которого разворачивается в гнетущей атмосфере стремительно случившегося апокалипсиса. Это одновременно и поставленный с ног на голову «Молодой Мир» Уоллеса, и вывернутые наизнанку «Дети кукурузы» Кинга. Это, пожалуй, самый страшный роман из всех, что я когда-либо читал. Напряжённое действие с неожиданными поворотами сюжета, личными и коллективными трагедиями, обилием натуралистических жестоких сцен, захватывающее с первых страниц и не отпускающих до самого конца. Язык поначалу немного грубоват, поскольку действие ведётся от первого лица, а главный герой — малообразованный подросток; однако язык улучшается по мере того, как тот взрослееет и мудреет. Ко всему прочему, автору удалось создать довольно таки на мой взгляд убедительное, основанное на постфрейдиских концепциях, обоснование причин и следствий случившегося апокалипсиса.
Отличная книга, которую не побоюсь советую прочитать любителям жанра.
macf_luri, 1 марта 2017 г.
Саймон Кларк «Кровавая купель», значит.
Несмотря на довольно странное объяснение случившегося, типа «ОНО НАПАЛО!» и финал, вызывающий лютый покерфейс (серьезно, если хотите сделать книгу лучше, дочитайте в конце до первого упоминания Александра Великого и просто вырвите оставшиеся страницы; вырвите и съешьте; нет, заставьте съесть своего пса; и переработать — вы должны быть уверены!), довольно круто. Можно лепить стикеры ««Повелитель мух» встречает «Мобильник»» и продавать школьником как абсолютный аналог литературного хот-дога: слева булка из личной драмы, справа булка путешествия, посередине — сочная мясная сосиска из зомби. И побольше кетчупа.
Детям это нравится.
Хотя, конкретно в этот раз детей едят, расчленяют, сжигают и прибивают к крестам вдоль дорог. Кто имеет что-то против, я вас предупредил. Возможно, стоит начать подготовку с книг типа «Анжелика и нежные пальцы короля».
Так вот, все, кто старше 19 лет сошли с ума и принялись убивать детей. /конец сюжета, хэштег закрывается. Но подано все достаточно бодро. Герои не ведут себя как полные идиоты (там только один герой, но он ок), сюжет не заводит речей о судьбах мира. Вернее, пытается, но главному герою лишь бы пивка выпить и потрахаться. Очень, кстати, честное поведение. Вообще, весь текст вызывает жажду: хочется забраться на холм, открыть баночку пива, всматриваясь в закат... Не знаю, как автору удалось создать всю эту романтику, используя только описания пыток и груды трупов.
К тому же, тут есть пирамиды из зомби. Да-да, те самые, что потом случились в «Войне миров Z» с Бредом Питом. Горы из зомби и даже плотины из зомби. 94-год, на минуточку. Пророческая книга!
Самое классное, что магия текста тут в простом литературном приеме. Каждый раз, когда герой видит ужасное — это подается через ширму. Например, «Сломанные пальцы — это вроде как не очень большая угроза жизни, но в тот момент я закрывал ими свой череп». Или «я видел у домов спящих детей, но по тому, как были раскинуты их руки и ноги, я понял, что они не спят». То есть автор не бьет по голове «везде валялись мертвые дети!», а как бы отводит объектив. И вот эта недосказанность, постоянный кошмар за кадром — это сильно бодрит. 7 силы из 10, точно.
Почитайте Саймона, поддержите популяцию.
Дениска77, 24 апреля 2016 г.
После прочтения этого произведения ясно, почему автор написал продолжение к «Дню триффидов». Не читал ранее Кларка и похоже больше не буду. Понимаю, что могу обидеть поклонников автора и возможно слишком поспешно и несправедливо судить творчество лишь по одному произведению. Но!
Итак, «Кровавая купель». Идея и завязка романа, как и главные герои — это «Молодой мир» Дэйва Уоллиса. Сюжет, многие ситуации, поведение как героев, так и окружения (даже обезумевшие взрослые — точная копия триффидов) — это «День триффидов» Джона Уиндэма (хотя Уоллис прослеживается и здесь). Более того не только язык повествования похож, а ситуации повторяются — есть и полностью списанные абзацы! Многие психологические моменты как из предыдущих вещей, так и из «Повелителя мух» Уильяма Голдинга.
Понятно, что нет ничего плохого в заимствовании идей. Ясно, что можно писать под влиянием любимых авторов. Но когда читаешь описание героев (и внешность, и характеры) — и понимаешь, что почти слово в слово видел это в другом месте; когда на протяжении всего повествования ты знаешь что, когда и как произойдет (более того — как это будет описано) — это полное отсутствие идей и мыслей, и абсолютное неумение писать.
Всем интересного и разнообразного чтива!
sergej210477, 30 декабря 2015 г.
Решил приступить к «Кровавой купели» после того, как прочитал «Вампиррову победу» Саймона Кларка. Первый роман понравился, хотя есть, на мой взгляд, и слабые места. «Кровавая купель», по отзывам, должна была быть ещё лучше...
Первые главы книги великолепные. Динамичные, яркие, насыщенные событиями. Напоминают «Мобильник « С. Кинга, только написан последний на много лет позже. Однако, ещё к середине первой части, роман становится однообразен. Бесконечная погоня и преследование. Сюжетная линия провисает.
Во второй части книга меняет стиль и сюжет. Она становится похожа на «День триффидов» Д. Уиндема, что неудивительно, учитывая, что Кларк написал к нему продолжение. Но, сюжет аналогичен: построение постапокалиптического общества в разных формах власти. Это уже социальная драма.
А в третей части Кларк, вообще, полез в проблемы психоанализа. Приплёл учения З. Фрейда и К. Юнга о сознательном и бессознательном. Этим он объяснил произошедший зомби-апокалипсис, но, выглядит это, по-школьному, наивно и примитивно. Ну незачем в хоррор-романе, или если угодно, трэш-боевике, которыми начинался роман эти вставки из учебника по психоанализу?
К финалу автор, правда, опять вырулил на триллер, только, книга получилась склеенная из разных не стыкующихся друг с другом частей.
К характерным особенностям романа можно отнести то, что он написан про подростков и для подростков. Взрослой аудитории книга вряд ли очень понравится — в ней все очень просто и примитивно. Ну и мало верится в то, что главный герой, «крутой чувак», хулиган и «уличный бандит», к концу книги становится таким хорошим пай-мальчиком, заботится обо всех, не задумываясь жертвует собой ради почти незнакомых людей. Как то все это по-детски. Ну хотя этот роман и есть о детях и подростках. Но отрицательные герои ведут себя в нем более достоверно, и поэтому, они более реалистичны.
К плюсам книги отнесу то, что читается она «на ура», легко, быстро и не отнимая сил на раздумье. Если её экранизировать, то получится приличный фильм ужасов.
Но, для меня, роман проходной, раз прочитал и забыл.
mikereader, 12 октября 2015 г.
Читал с диким интересом, можно сказать просто проглотил эту книгу. Она просто переполнена экшеном. Куда бы ни попадал главный герой вокруг него всегда происходит множество событий, на которые он обязан реагировать. А «попадает» он постоянно! Да конечно, язык специфический и чувствуется особая атмосфера подросткового возраста, но мне это не мешало.
Хотя, конечно, картины «мостов» через реки зимой меня впечатлили.
Также мне показалось странным четкая граница в 19 лет, как бы люди все разные, и тела разные и гормональный состав. Не понял я и момента с просвещением героя, когда он узнал эту псевдо-истину. Неужели сейчас мы не можем себе сказать тоже, что говорили он и получить все преимущества? Почему? Может потому, что это работает не так!
Демагог, 3 октября 2014 г.
Дочитал с трудом,купившись на довольно высокую оценку, и пожалел потраченное время. Где-то на середине полез в интернет выяснять, а не семнадцать ли лет было автору на момент написания сего «шедевра». Книга преисполнена дешевым подростковым пафосом, бессмысленной жестокостью ради жестокости, а также невообразимым количеством логических ошибок. Попытки объяснить мироустройство лишь показывают, что автор совершенно не понимает то, о чём пишет.
Данное творение можно охарактеризовать одним словом- трэш.
_TripleX_35_, 3 июля 2014 г.
Я в шоке, дамы и господа!
Пожалуй, это вторая лучшая книга года, которую я брал в руки. Она захватывает с первой страницы и не отпускает (Ну наверное никогда не отпустит). Каждая глава это как вброс чистого адреналина прямо в мозг, в сердце и в воображение. Черт побери, я даже хочу быть там, в этой книге! Не смотря, что там все мертвы, там все настолько живое, насколько нет нигде сейчас в нашем мире компьютерной реальности и погони за деньгами. Там только одна цель — выжить. И кто скажет, что это не самое главное?
Добавлю еще пару моментов, не связанные в единую мысль:
а) Сериал «Ходячие мертвецы» случайно не по этой книге снят?
б) У Кларка есть что либо подобное?
в) Вообще есть что-то похожее на это великое произведение ужаса?На страничке книги написано, что на нее похож Мобильник старины Стивена, но я вас умоляю.. Кто это вообще мог сравнить?
г) концовка мне кажется сливается.