Гарри Грей «Однажды в Америке»
- Жанры/поджанры: Реализм | Боевик | Детектив
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых | Для взрослых
Гарри Грей написал этот биографический роман в одиночной камере тюрьмы Синг-Синг. Будучи членом преступной банды, которой боялась вся страна, он реалистично отобразил жизнь Америки времен Великой депрессии: сухой закон, бутлегеры, проституция, ограбления и убийства. Герои книги — выходцы из бедных эмигрантских кварталов Нью-Йорка. В условиях беззакония и отсутствия работы они прокладывают себе дорогу в жизни с помощью дружбы и пистолета.
Экранизации:
— «Однажды в Америке» / «Once Upon a Time in America» 1984, США, Италия, реж. Серджио Леоне
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- И. Мансуров (4), С. Харламов (1), О. Харламова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 27 февраля 2024 г.
Довольно шаблонный гангстерский роман с незамысловатым названием «Трущобы», послуживший основой последнего фильма Сержио Леоне — «Однажды в Америке» — входящего во все мыслимые и немыслимые рейтинги, лауреата премий и прочая, и прочая. После успеха экранизации книгу также стали издавать с новым названием и она обрела новую жизнь и широкую популярность.
Роман повествует о друзьях из бедного еврейского района Нью-Йорка, об их взрослении, сложных взаимоотношениях с законом и окружающими, об их бурной деятельности на нью-йоркских улицах 1920-х — 30-х годов. Об авторе известно не так уж и много, легенда гласит, что книга автобиографична, что писалась она в тюрьме, что автор скрывался от длинных рук мафии, однако доподлинно это неизвестно, ни подтвердить, ни опровергнуть ничего нельзя. Однозначно можно сказать, что автор действительно был еврейским иммигрантом и действительно жил в те годы в описываемых местах.
Сложно сказать, сколько в романе правды, а сколько вымысла, да, наверное это не столь уж и важно, общая атмосфера тех лет, как говорят, передана верно, а герои получились вполне живые и похожие на реально существовавших бандитов времён «сухого закона». Более того, это — одна из первых широко известных книг на «гангстерскую» тематику, вышедшая задолго до «Крёстного отца» и прочих признанных нынче «канонов жанра». Так что можно констатировать — романтический образ суровых мужчин в плащах и шляпах, сжимающих в руках автоматы Томпсона — во многом заслуга автора этого произведения. Ну а уж сколько там действительно романтики — это вопрос отдельный.
neo smile, 18 июля 2018 г.
Эффектные, красочные и сочные потреты ганстеров, насыщенные ребяческой романтикой и раскрашенные во все цвета радуги мальчишеской дружбой и обожанием своего лидера, даются Гарри Грею необыкновенно хорошо. Вероятно, по той веской причине сопричастности автора к этой бандитской тематике, автоматом определяющей этот роман в жанр автобиографии. Написанный живым и теплым стилем, — и в целом не лишенным своего обаяния, — этот авторский текст все же отчасти хромает и страдает засильем таких определяющих/доминирующих междометий как «я» /«мы». И зачастую, — в раздумьях главного героя, — эта книга являет читателю эдакий без пяти минут претензионный соц-памфлет с весьма оригинальной и до крайности нелепой философией. Честно говоря, подобные тезы сначала удивляют, потом озадачивают, — а потом к ним просто привыкаешь в режиме непритязательного лайт-чтива на несколько коротких вечеров.
Все это похоже на цветник и рассадник мудрых тезисов и цитат, примененных в весьма своеобразном контексте, — вероятно, выгодном непоср-но автору этого романа. Соб-но говоря, Грей в большей степени раскрывает и обыгрывает темпераменты и мотивации двух своих главных персонажей. Умный, способный и начитанный еврейский мальчик Лапша, — от лица которого ведется повествование, — нежно и без ума влюбленный в свою недостижимую танцовщицу Долорес, — страстно мечтающий стать по-настоящему крутым. И его друг Макси, — шальной лидер и перфекционист, — каждодневно проживающий и прожигающий свои непомерные амбиции ограбить банк и стать полубогом.
В каком-то смысле эта проза — робкий посыл и аллюзия на мировую классику в жанре веселых, задиристых, оборванных, холодных и голодных гаменов В. Гюго из «Отверженных», с той ощутимой разницей: там где Гюго скорбит, сопереживает и оплакивает вынужденную нищету и грязь; у Грея гордо реет знамя чудесных и приблатненных героев завоевателей. И если в начале романа его персонажи ловко, по делу и с ощутимым ребяческим драйвом в ритм расхристанных пьяных подворотен щелкают автоматическими ножами; недвусмысленно заигрывают с хорошенькими девочками; балуются джанком — грабят, гуляют, рулят и отвязно развлекаются... То непоср-но к развитию сюжета этот замысловатый преступный картель в масштабах всей страны под визг тормозов проворачивает очередное свое звонкое дело, провоцируя весь мир упасть перед ними на колени.
На волне адекватной симпатии к одноименной ленте этот роман наверное хотя бы раз прочитать стОит. Тем более что книга Грея по моим личным ощущениям впечатление от великолепной режиссуры Серджио Леоне совсем не портит, — да здесь от фильма, соб-но, всего предельно мало. У романа иная подача: там где Гарри Грей в подробном автобиографическом эпике вместе со своими персонажами пребывает под очередным опиумным кайфом Чайнатауна; Серджио Леоне с присущей ленте тяжеловесной циничностью заставляет зрителя отворачиваться в каждом втором кадре до отталкивающего неприятия и вязкой удушливой тошноты.
PS Честно говоря, затрудняюсь с дифференцированной оценкой этому роману... Если котировать в режиме лайт-чтива, — автор без амбиций/текст без претензий, — моя личная оценка предельно высокая. А если в контексте классики (тем более мировой)... Пожалуй, все-таки воздержусь от категоричных суждений... — Очень симпатичный эпик с размахом, где всего понемножку. Достаточно приятный и легковесный сегмент литературы: роман, по сути ни к чему не обязывающий и оставляющий приятное ностальжи по ярким и колоритным актерам одноименной ленты.
sergej210477, 27 августа 2016 г.
Отличный гангстерский роман. Знаменитая экранизация великолепна, но, книга, несколько, другая, она гораздо шире, глубже и имеет достаточно много отличий от сценария фильма.
История жизни еврейского гангстера по кличке «Лапша», или, в другом переводе — «Башка». Детство в нищем квартале Нью Йорка, юность проведённая в тюрьмах и колониях, зрелость, среди членов банды и мафии.
Присутствует все что надо роману этого жанра: мафия и уличные банды, копы, перестрелки, казино, рэкет, бутлегеры, автоматы Томпсона и т. д.
Ярко, зрелищно, но, книга ещё сильна и психологической составляющей. Это не просто боевик со стрельбой и драками. Главный герой, как ни странно, наделён обширным внутренним миром, хотя и несколько своеобразным. У него есть и свои понятия о чести и достоинстве, хотя убить человека ему раз плюнуть. Классика, увы, немногочисленных, гангстерских романов.