Антуан Франсуа Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско»
- Жанры/поджанры: Любовный роман | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Авантюрно-плутовское | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Кавалер де Грие, молодой дворянин, случайно встречает Манон Леско, юную красавицу, которая захватывает его сердце с первого взгляда. Несмотря на первоначальные намерения отправиться в духовную семинарию, де Грие делает выбор в сторону любви к Манон, что в корне меняет его судьбу. Они сбегают вместе, погружаясь в страстные, но губительные отношения, полные побегов, предательств и иллюзий. Де Грие готов пожертвовать всем ради любимой, хотя её тяга к роскоши и легкомысленный нрав многократно ставят их на грань катастрофы. Однако каждое их воссоединение только усиливает трагичность их судьбы, полной непомерными желаниями и непреодолимыми препятствиями.
Входит в:
— антологию «Манон Леско. Опасные связи», 1967 г.
— антологию «Опасные связи. Манон Леско», 2007 г.
- /языки:
- русский (15)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Б. Кржевский (2), М. Петровский (8)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 7 октября 2024 г.
Страсть и падение
07.10.2024. История кавалера де Грие и Манон Леско. Антуан Франсуа Прево. 1731 год.
Кавалер де Грие, молодой дворянин, случайно встречает Манон Леско, юную красавицу, которая захватывает его сердце с первого взгляда. Несмотря на первоначальные намерения отправиться в духовную семинарию, любовь к Манон изменяет его судьбу. Они сбегают вместе, погружаясь в страстные, но губительные отношения, полные побегов, предательств и иллюзий. Де Грие готов пожертвовать всем ради любимой, хотя её тяга к роскоши и легкомысленный нрав многократно ставят их на грань катастрофы. Однако каждое их воссоединение только усиливает трагичность их судьбы, уготованной непомерными желаниями и непреодолимыми препятствиями.
«История кавалера де Грие и Манон Леско» — это трагическая история любви, написанная в духе французской литературы XVIII века. Роман повествует о судьбе молодого дворянина де Грие, который, несмотря на своё привилегированное положение и блестящие перспективы, решает следовать за своим сердцем и увлекается очаровательной, но коварной Манон Леско. Эта любовь становится для него источником как великих радостей, так и невероятных страданий.
Роман можно рассматривать как философское размышление о природе любви, страсти и морали. Стиль произведения отличается утончённостью и изысканностью, что характерно для французской прозы того времени. Автор мастерски использует язык, создавая эмоционально насыщенные сцены, где трагедия человеческой жизни переплетается с красотой романтических порывов. Вместе с тем, он не боится изображать страсть как разрушительную силу, которая обрекает героев на гибель.
Одним из главных достоинств произведения является его сложная моральная структура. Де Грие не просто пылкий влюблённый — он сталкивается с выбором между долгом, честью и страстью. Его жизнь после встречи с Манон наполняется искушениями и опасностями, и этот внутренний конфликт становится основным двигателем сюжета. Манон, в свою очередь, олицетворяет противоречивую натуру женщины: она одновременно предана де Грие, но её жажда богатства и комфорта толкает её на ложь и предательство. В их взаимоотношениях раскрывается тонкий баланс между истинной любовью и желанием наслаждения.
Ключевой темой романа является падение. Де Грие начинает свой путь как честный и благородный человек, но любовь к Манон ведёт его к краху — как моральному, так и материальному. Это противоречие между его возвышенными идеалами и реальностью, которая разрушает их, подчёркивает трагедию его судьбы. Стремление к счастью оборачивается для героев саморазрушением. Роман служит напоминанием о том, что любовь, если она основана на эгоизме и корысти, приводит к гибели.
Однако не всё в романе идеально. Несмотря на свои психологические глубины, персонажи выглядят чересчур стереотипными. Де Грие, несмотря на свою благородную натуру, временами выглядит наивным и иррациональным, что немного непривычно для современного читателя. Манон, со своей стороны, хотя и играет центральную роль в судьбе главного героя, остаётся во многом загадочной и поверхностной фигурой, чьи мотивы порой не раскрываются до конца. Её образ предстаёт скорее символом человеческих пороков, нежели полноценной личностью.
Ещё один момент, который стоит отметить — это изысканная стилистика текста. Язык произведения пропитан элегантностью и утончённостью, что характерно для литературы XVIII века. Это помогает передать атмосферу времени и погрузить читателя в мир, где чувства и страсть властвуют над разумом.
Вместе с тем роман поднимает важные вопросы о социальных нормах того времени. Де Грие и Манон представляют собой персонажей, которые борются не только сами с собой и друг другом, но и с обществом, которое осуждает их выборы и действия. Их любовь становится вызовом как традициям, так и социальной иерархии, что делает произведение не только романтической историей, но и важной социальной работой.
«История кавалера де Грие и Манон Леско» — это произведение, которое сочетает в себе трагизм и утончённую красоту. Оно по-прежнему актуально для читателей, ведь вопросы любви, нравственности и человеческой слабости остаются неизменными. Роман поражает своей сложностью и глубиной, несмотря на определённые недостатки в персонажах, и продолжает вдохновлять и вызывать отклик в сердцах новых поколений. 8 из 10.
sergio22, 7 января 2023 г.
Читая эту историю и всё больше проникаясь уже знакомыми ролями персонажей, я невольно вспоминал то Триумфальную арку, то Зримую тьму, в которых, ввиду более жестокой окружающей среды, герои выглядели честнее и ярче в своих пороках. Однако, сравнивать Историю с Аркой или Тьмой, вышедшими спустя два с лишним века, неправильно хотя бы по той причине, что авторы преследовали разные цели, описывая своих персонажей, и если Ремарк и Голдинг пытались показать глубину несчастья героев, встретившихся с пороком, то Прево в мягкой форме назидал читателей, прямым текстом говоря, что за порочной любовью последует неизбежное наказание.
Прежде всего, хочу заметить, что поведанная история, конечно, интересна, и медленное погружение на дно вместе с героями с их постоянной внутренней борьбой, отказом от чести в угоду роскоши и любви друзей в угоду любви девушки является показательным и полезным опытом. Смущает меня лишь то, что, каким бы правильным и недвусмысленным ни был заключительный посыл, сколько бы ни прикладывал усилий автор, чтобы показать, что подобная любовь ведёт к ожидаемым страданиям, всё это разбивается о самую суть главных героев. На протяжении всей истории они ясно видели свои пороки и знали, что, погруженные в них, они уже едва ли смогут обелить себя, но это нисколько не мешало им падать всё ниже и ниже. И если герои, сильные и наделённые изначально превосходными, светлыми чертами характера, не смогли и даже не захотели ничего противопоставить низменным желаниям, то стоит ли этого ожидать от читателей? Если да, то они, как минимум, должны иметь ещё более светлую и чистую натуру, чем имел де Грие, но в этом случае, пожалуй, подобные настояния для таких читателей покажутся излишними.
Вторым смущающим меня фактором являются внешние настроения общества и друзей по отношению к нашим главным героям. Полагаю, это напрямую связано со стилистикой произведения и требованиям, поставленным либо временем, либо самим Прево, но любые попытки второстепенных персонажей хоть как-то вмешаться в порочную любовь и объяснить де Грие, что ведомый им образ жизни приведёт к ужасающим последствиям, похожи, скорее, на мягкие увещевания, а не на подлинное желание образумить героя. Проистекает это, разумеется, из-за большой любви к де Грие, показанному во всех смыслах положительным человеком, который, будучи неопытным и отданным во власть сильной любви и привязанности, оступился, но имеет все шансы исправиться и стать достойным другом, сыном и членом общества. Тем не менее, это в совокупности приводит к тому, что общество не только не пыталось исправить де Грие, а, напротив, сильнее толкало его в порочную пучину, помогая ему деньгами и всячески прощая ему незначительные, но губительные для него самого проступки.
Второстепенные персонажи, по большому счёту, обезличены и просто занимают свою нишу, готовые так или иначе повлиять на судьбу наших героев. Не знаю, зачем появилось имя у Тибержа, он на протяжении всей книги является одинаковым, никак неразвивающимся персонажем и выполняет свою единственную роль, всячески поддерживая де Грие, безответно любя его и, наверное, больше других мешая ему исправиться. Тем не менее, Тиберж — единственный второстепенный персонаж, которые видит в герое именно личность, того самого де Грие, а не просто безымянного друга, имеющего схожие интересы и наклонности.
Что касается Манон, то она, пожалуй, во всех смыслах добровольно оправдана самим автором. Её падение, если таковое и было, смотрится не так интересно и контрастно, как падение де Грие, утратившего даже больше, чем у него было. Её инстинктивное стремление к роскоши можно и нужно рассматривать, как первопричину несчастий де Грие, потому что сама по себе она бы встретила более надежное и прочное будущее, чем мог ей предложить наш герой. Тем не менее автор изначально лишает возможности и смысла осуждать такое её поведение и образ жизни, потому как читателю должны быть интересны попытки излечиться, а не причина болезни.
kerigma, 4 февраля 2019 г.
Раз уж послушала оперу в современной постановке, надо узнать, что же там с ними было в оригинале. Было, собственно, примерно то же, что и в опере, хотя Прево веришь как-то больше, что на юную прекрасную Манон так и падали мужчины, норовя преподнести ей деньги и драгоценности — в отличие от не очень юной и весьма объемистой оперной дивы.
Что меня удивляет все-таки, так это картины общества «общественных трутней, воспитываемых сначала для забавы, а потом на убой», как метко выразился Ключевский по поводу всего этого класса, который представляют собой и Грие, и Манон. Манон в меньшей степени, причем — она-то пытается выбраться из грязи в князи, но вот беда — грязь каждый раз оказывается сильнее, и ненасытная жажда денег и удовольствий наряду с отсутствием разума играет с ней плохую историю. А ведь могла бы вполне с такими данными, если уж верить автору, стать благополучной любовницей, а то и женой какого-нибудь вполне богатого человека и отлично провести свою жизнь.
Что мне непонятно в этой истории, так это любовь. Причем она с обоих сторон непонятна. Со стороны Грие она, действительно, отдает каким-то безумием — ну я не знаю, как можно быть таким слепым к недостаткам своего предмета любви и продолжать ей верить несмотря на все эти ужасные поступки и явно наплевательское поведение. Еще более странной она кажется со стороны Манон — казалось бы, ну уж ведешь себя как расчетливая сучка, так не надо пытаться периодически изображать какие-то чувства, тем более, что больше чем на пару часов их все равно не хватает. Неужели неясно, что делаешь хуже и ему, и себе? Действительно, тот случай, когда люди сами по себе отлично бы устроились в жизни, но неудачная встреча и тщетные попытки сохранить эти отношения все испортили. Расудок, действительно, пасует перед любовью. Увы, видимо, это печальное свойство любого чувства в таком возрасте — опершись о него, можно очень сильно вырасти, измениться и стать кардинально лучше — если предмет твоей любви этого потребует. Или, наоборот, окончательно провалиться в какую-то нелепую бездну, состоящую из постыдных и глупых поступков, каждый из которых заставляет совершить следующий, еще хуже. И до тех пор, пока само не попустит, это не прекращается — а попускает далеко не сразу.
Наконец, смерть Манон (надеюсь, это тут ни для кого не будет спойлером) выглядит как-то очень странно. От чего она умерла, от того, что без драгоценностей осталась? От сердца в этом возрасте не умирают обычно, от пневмонии не умирают так быстро. Загадочная история, единственный плюс — что у де Грие немного встали мозги на место — видимо, иначе этого нельзя было добиться.
Очень легко читается, кстати, вот на удивление.
voroncovamaria, 10 октября 2012 г.
Историю кавалера де Грие и Манон Леско иногда не читают, ожидая наткнуться не на похождения аферистки, а на сентиментальный роман о любви, каких много, надоевших своей предсказуемостью и одинаковостью. Прево действительно был в юности любовником сосланной девушки, но его возлюбленная не умерла, а затерялась среди осваиваемых земель. Вернувшись в Европу, Прево стал священнослужителем. Он написал и другие произведения, но книга о Манон — самая читаемая из его наследия. Листая эту книгу (слишком маленькую для романа и слишком значительную для повести), грустишь о том, что яркой, незаурядной и умной женщине достался инфантильный, безвольный любовник, не способный ни защитить ее, ни обвенчаться с ней и взять на себя ответственность. Манон погубила любовь к слабому мужчине. Она могла стать содержанкой очень богатого человека, фавориткой знатнейших особ. Но она не хочет продаваться, потому что любит де Грие. В ее голове рождается смелый план. Заполучить деньги поклонников, не расплатившись с ними телом, и благоденствовать со своим возлюбленным. Но она живет в мире, где осуждают подобных ей, не осуждая старого богатого сладострастника, нацеленного купить женское тело. Кавалер де Грие женится только по благословению родителей, но от внебрачной связи он не откажется. Сам не рискнет организовать аферу, но охотно воспользуется деньгами, которые добудет для него Манон. И почему-то не верю, что он действительно не мог найти след переселенки перед возвращением на родину. Кажется, что не очень и искал. История сильной женщины без отправного капитала в мире мужчин. И мужчины эти либо алчны, развратны и мстительны, либо безынициативны и бесцветны.
Шербетун, 25 августа 2014 г.
Эта книга о любви, страданиях и корысти, о том на какие поступки способен влюбленный, чьи глаза закрыты шорами, о том, какие проступки прощает любящее сердце.
В жизненной трагедии влюбленных виновато общество – их вина лишь в том, что они стоят на разных ступеньках социальной лестницы. Кавалер, дворянин, будущий аббат влюбляется в куртизанку, перипетии их отношений, возникший социальный конфликт – вот сюжет книги. Перед любовью героев отступают моральные принципы и все общественные устои. Роковая страсть сметает все на своем пути, перемалывает влюбленных в житейской мясорубке, разлучает и снова сводит вместе, впутывает в авантюры и заставляет преступать закон. Кавалер де Грие тяготится своими вынужденными поступками и деяниями возлюбленной. Манон же любит его искренне, но не может понять беспокойства де Грие, ведь ее моральные устои значительно отличаются, она выросла в другой среде, и продает свое тело совершенно не огорчаясь, ведь ее душа принадлежит любимому, а каким способом она зарабатывает деньги не так уж и важно, главное чтобы любимый был не голоден и хорошо одет, лишь бы во всем был достаток и были доступны развлечения. Таков же и ее брат, который без стеснения предлагает сделать сестру содержанкой и обокрасть ее покровителя.
Манон и де Грие совершенно разные люди, их ничто не объединяет кроме ЛЮБВИ, перед которой пасует рассудок. Любовь ведет на преступление, любовь приводит в тюремную камеру, затем на поселение в Америку.
Смерть Манон, непостижимой и лукавой красавицы, – логичное завершение романа. Ведь выбор стоящий перед запутавшимися героями – опуститься на дно либо изменить окружающий мир, и нет у них будущего.
Образ Манон не вызывает у меня симпатии, скорее неприязнь, хотя умом я понимаю что она в большей степени жертва общества, чем кавалер де Грие, ведь у нее никогда не было выбора, да и лучшей жизни она не знает. А сам кавалер не в состоянии снять розовые очки любви, как и безвольно не может взять свое будущее и будущее любимой в свои руки и добиваться лучшей жизни.
Как говорила Мэй Уэст: «Если женщина идет по неверной дорожке, мужчина следует в правильном направлении вслед за ней».