Майкл Кокс «Смысл ночи»
- Жанры/поджанры: Триллер | Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«После убийства рыжеволосого я отправился в заведение Куинна поужинать устрицами» — так начинается история Эдварда Глайвера, высокоученого библиофила и пионера фотографии, а также хладнокровного убийцы. С детства Глайвер был убежден, что ему уготована великая судьба, это убеждение он пронес через учебу в Итоне и Гейдельберге — и вот случайное открытие подливает масла в давний огонь: Глайверу кажется, что теперь величие — в непосредственной досягаемости, рукой подать, а в придачу — немыслимое богатство, положение в обществе и великая любовь. И он не остановится ни перед чем, дабы получить то, что считает своим. Своим — по праву крови.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Коста / Costa Book Awards, 2006 // Премия Коста за Дебютный роман | |
номинант |
Премия «Переводной роман» (Translation Mystery Award) / 翻訳ミステリー大賞(ほんやくミステリーたいしょう), 2011 // Главный приз (перевод 越前敏弥) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solnechnaja, 14 ноября 2014 г.
У романа Майкла Кокса были все шансы мне понравиться. Антураж викторианской Англии с мрачным Левиафаном-Лондоном и пасторальными загородными усадьбами. Неторопливое, вдумчивое повествование, насыщенное деталями и описаниями. Главный герой – не самый приятный человек, но все же в своих поступках он руководствуется хорошо знакомыми и понятными любому читателю мотивами своекорыстия и обиды за причиненную ему когда-то несправедливость. Но, тем не менее, не нашла я в нем того, на что рассчитывала – увлекательного детектива.
Открывая книгу, я была уверена (спасибо аннотации), что меня ждут головокружительная интрига и то нетерпение, с которым обычно перелистываешь страницы – ну когда же автор свяжет воедино все нити и прольет, наконец, свет на все мучающие читателя тайны! Собственно говоря, у «Смысла ночи» оказалось до обидного мало общего с детективом. Его скорее можно отнести к мемуарам (тем более что часть произведения подается в дневниковой форме). При этом завязка интригует – сможет ли Эдвард Глайвер победить обстоятельства и восстановить справедливость? Однако уже к середине романа я безнадежно увязла в нагромождении малозначимых подробностей, самоповторов и вялого развития событий. И это совершенно удивительно, потому что Майкл Кокс пишет живым и увлекательным языком. Разве могут в таком случае возникнуть какие-то проблемы с тем, чтобы проникнуться антуражем или даже поставить себя на место героя? Но когда по –дцатому разу проходишься по территории Эвенвуда, снова и снова читаешь про «бессонного зверя» Лондона, или с боем прорываешься через беседы завзятых библиофилов и наполненные эгоистичным самолюбованием размышления главного героя, очень хочется найти отдушину в основной интриге, а автор до поры до времени откладывает ее в долгий ящик.
А самое обидное во всей этой ситуации – ведь Майкл Кокс умеет по-настоящему увлечь читателя, когда захочет! Последняя четверть романа впечатляет. Вот тут наконец-то и интрига, и предательство, и крушение надежд, и месть. Не сказать, чтобы повороты сюжета были совсем уж неожиданными, однако впечатлений от финальных сцен их предсказуемость нисколько не испортила. И вот тогда-то я прониклась острым сочувствием к Глайверу и возненавидела его врагов и мнимых друзей. Печально, что книжка к этому моменту уже заканчивалась. И еще один досадный факт – личность заклятого врага Эдварда совершенно не раскрыта. На страницах романа мы почти не встречаемся с ним лицом к лицу, а обо всех его поступках узнаем из рассказов других людей. Так что Феб Даунт остался настоящей «темной лошадкой». Он словно некий фантом, родившийся в ослепленном ненавистью сознании главного героя и ставший краеугольным камнем всех его несчастий.
В общем, если судить по завершающим главам романа – все просто замечательно. В них органично сплелись и антураж викторианской эпохи, и увлекательная история, и неоднозначные герои. Однако невозможно перечеркнуть тот факт, что большая часть произведения вызывала у меня нестерпимое желание переключиться на что-то более атмосферное и интригующее.
Ed999, 14 мая 2016 г.
Жаль, что писатель умер...талант уровня классика чувствуется с первых страниц...Тайны, интриги, месть — всё в духе Уилки Коллинза.
Nexus, 10 марта 2012 г.
Первое впечатление о новом для нас человеке, равно как и о новой книге, мы всегда составляем, опираясь на их внешние признаки.
В случае человека – это его внешний вид, в случае книги – это ее обложка и краткая аннотация, которая, следует заметить, далеко не всегда отвечает содержимому описываемого произведения.
«Смысл ночи» Майкла Кокса не стал для меня исключением, потому как не только роман, но и его автор были для меня «тёмными лошадками».
Итак, прочитав краткое содержание книги и оценив стильную не по временам обложку, я начал свое знакомство с текстом.
И, признаюсь, оказался в некотором роде разочарован, потому как, совершив описанные выше действия, я настроился на мрачную викторианскую историю о высокоученом маньяке, наводящем ужас на Лондон задолго до небезызвестного Джека-Потрошителя.
Но, в итоге, получил невнятную историю о мести одного интеллектуала другому.
Почему невнятную?.. Что ж, попробую объяснить.
Во-первых, повествование излишне перегружено монотонно повторяющимися действиями и многочисленными отсылками к событиям и реалиям середины 19-го века, как бытовым, так и искусствоведческим.
Конечно, я не против «умного» текста, но когда это обоснованно, а не является прихотью автора, вынашивавшего замысел романа без малого 30 лет.
Во-вторых, слабая детективная составляющая. Читатель не только будет опережать героя в его логических выводах, но и почти сразу поймет, каков будет финал книги.
Однако же, не всё так плохо.
В плюсы роману можно записать грамотную стилизацию текста под классические сочинения времен Диккенса и Коллинза, а также тягучую депрессивную атмосферу жизни в столице Великобритании того времени.
Вцелом, отмечу, что литературный дебют Майкла Кокса вышел вполне удачным и, если в книгах вы больше цените не «что» написано, а «как», то можете быть уверены, что «Смысл ночи» вас не разочарует.
nikn, 21 февраля 2012 г.
Этот роман можно отнести к жанру красочного стилизованного исторического триллера. Данное произведение, начиная с аннотации и первых страниц призвано заинтриговать читателя своим смыслом и структурой сюжета. Но в скором времени интрига уступает место обычной романистике, где автор, приближая к развязке, часто водит нас по кругу. Надо признать, что роман получился эмоциональным, не смотря на традиционный «английский» стиль описанных событий. Соответствующей является и «рваная» динамика событий.
Как явную удачу автора можно назвать очень гармоничных героев, которые как будто созданы для сюжетных событий. Роман слишком перегружен механическими действиями героев, деталям уделено гораздо меньше внимание и из-за этого атмосферу описанного времени можно назвать интересной, но неудавшейся.
В целом, роман понравился, его можно рекомендовать любителям эмоциональных триллеров.
Итак, один английский джентльмен рассказывает о своей жизни и разгадках тайны своей семьи…