Себастьян Жапризо «Убийство в спальном вагоне»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Инспектор Грацци расследует убийство женщины, которая спала на нижней полке поезда Марсель-Париж. Но после начала следствия появляются новые убитые. И все они — из одного купе.
// Огонек № 15-17, 1989.
Входит в:
— антологию «Убийство в спальном вагоне», 1991 г.
— антологию «Детектив Франции», 1992 г.
— антологию «Убийство в спальном вагоне», 1993 г.
— антологию «Золотой фонд детектива. Том 18», 1996 г.
— журнал «Детективы СМ 2001'04», 2001 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— «Острый сюжет», 2006 г.
Экранизации:
— «Убийцы в спальных вагонах» / «Compartiment tueurs» 1965, Франция
- /языки:
- русский (17)
- /тип:
- книги (16), периодика (1)
- /перевод:
- А. Брагинский (7), Р. Закарьян (6), Т. Иванова (1)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Selvaggio, 6 июля 2024 г.
Читал и словно смотрел старый французский детектив с Лино Вентурой в главной роли . Такой прям 100% ретро детектив . Сюжет прост — в Париж прибывает поезд и в одном из купе обнаруживают тело тридцатилетней привлекательной женщины , следы на шее дают сразу понять , что это убийство . Расследование усложняется ещё тем что начинают убивать одного за другим пассажиров , которые были соседями её по купе . Само повествование показалось мне немного архаичным и я постоянно путался во множестве схожих французских фамилий — но в итоге преступники были пойманы , а это уже хорошо ... Скажу так ,- человеку который читает много современных детективов не хватало здесь толики динамики , а говоря откровенно было мне местами скучно , поэтому и оценка книги сравнительно невысокая.
URRRiy, 16 января 2022 г.
Шестьдесят лет с момента публикации — и каким же наивным выглядит этот детектив — расследование убийства в спальном вагоне в славном городе Париже (и прочих до кучи)! Ни паспортного контроля, ни видеокамер, ни архива фотографий граждан, ни элементарной базы данных пассажиров, ни достоверных данных от контролёров.
Более того, даже кадровая служба в такой стране, как Франция с одной стороны — небольшой, а с другой — достаточно устоявшейся в бюрократических традициях — и то не способна обеспечить нормального учёта
В общем, звиздец, если не приукрашивать, так мусье Жапризо характеризует государственную систему управления своей страны. Я читал сей детектив ещё в отрочестве, в журнале Огонёк (будь проклята его тогдашняя редколлегия, впрочем, это к делу не относится), и он ещё тогда показался запутанным и каким то неправильным. Недавно прослушал в аудиоверсии, и мнение сформировалось окончательно. Вещь — на уровне нынешних «женско-иронических» детективов, то есть, читатель знает, что это — фуфло, и писатель знает, что толкает фуфло, но на фуфло спрос больше, чем на умную книгу, поскольку читатель тоже в большинстве..., то есть каков спрос, такое и предложение.
Суть дела — в столице Франции подряд убивают людей из нетипичного огнестрельного оружия с глушителем, либо — в самом первом случае — удавкой (это в купе вагона) и — никаких, понимаете, свидетелей / зацепок.
Полиция мудро чешет волосатые причиндалы, и только совсем невероятный финт
Конечно написано пусть и затянуто, но гладко, а уж ружьями на стенках автор весьма умело распорядился, но все же этот детектив — реальная туфта, Жорж Сименон снисходительно протягивает два пальца Себастьяну Жапризо и то — в качестве поощрения соотечественника.
strannik102, 3 марта 2021 г.
Накрут сюжета состоялся практически сразу — в своём фирменном стиле автор сообщает, что сначала работник вокзала нашёл в вагоне шарфик, а в следующем купе — труп. Вот так обыденно, без драматических ахов и охов — шёл-шёл, и нашёл — работа у него такая (это не сарказм, если что, это и правда у чела такая работа, осматривать вагоны прибывшего поезда сразу после окончания рейса). А дальше пошло-поехало — дело пошло в работу, начали возникать разные версии, стали появляться факты и детали, каждый из которых требовал проверки и уточнения — в общем, пошла рутинная работа следственного сыска по делу об убийстве (ибо насильственность смерти не вызывала сомнений).
Поскольку мы читали детектив от Жапризо, а не от Чейза, к примеру, то вовсе не попали в самый разгул преступности или в самый раскрут экшена, однако сюжет отнюдь не был ни скучным, ни простым — количестве смертей росло и возрастали риски появления новых жертв убийцы (или убийц?), да ещё и рассказчик то и дело менялся. И вот тут автор находит весьма неординарный сюжетный ход — в круг подозреваемых попадают совсем новые и весьма неожиданные при этом персонажи романа. И сюжет начинает играть новыми причинно-следственными связями и мотивами.
Ну, а убийца, само-собой, почтальон, чё тут гадать-то! (А вот это уже не имеет к роману никакого отношения).