Джон Стейнбек «О мышах и людях»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Повесть о двух нищих вольных работниках, во времена Великой депрессии в Америке, ищущих работу на фермах богачей. Добрый рассудительный Джордж и слабоумный здоровяк Ленни, которых связывают долгие годы дружбы и общие мечты о лучшей жизни. Но новое пристанище кардинально меняет их жизни...
Входит в:
— сборник «The Steinbeck Pocket Book», 1943 г.
— сборник «The Viking Portable Library», 1943 г.
— сборник «The Short Novels of John Steinbeck», 1953 г.
— журнал «Москва 1963'08», 1963 г.
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Экранизации:
— «О мышах и людях» / «Of Mice and Men» 1939, США, реж. Льюис Майлстоун
— «О мышах и людях» / «Of Mice and Men» 1992, США, реж. Гэри Синиз
- /языки:
- русский (18), английский (4), украинский (2)
- /тип:
- книги (22), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Михаловська (1), С. Снігур (1), В. Хинкис (18)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Smolskiy, 11 декабря 2023 г.
«Лучшие планы мышей и людей часто идут вкривь и вкось»
Два друга странствуют в поисках заработка в период Великой Депрессии. Повесть прежде всего о самопожертвовании и безграничной любви, и дружбе. Способности сделать всё для своего друга, даже убить. Убить ради милосердия. Ибо Ленни не ведает что творит. Он не от мира сего. И умер он так и не изведав, что же с ним могло стать. В конечном счёте Джордж остаётся один, и ему уже не с кем мечтать о своём доме, земле и кроликах, которых они будут разводить. Разъяренная толпа, также остаётся с неутоленной жаждой гнева. Ленни умирает, не понимая что умирает, мгновенной невинной смертью, так же как жил, не понимая этот жестокий Мир. Как ребёнок, который наделён невиданной силой, но не знает как ею пользоваться. Как старая немощная собака, которая уже не понимает зачем она существует, и никто не понимает, кроме её хозяина, который её взрастил, а жалость не позволяет ему её убить. «Лучшие планы мышей и людей часто идут вкривь и вкось». Планам действительно не суждено свершиться. Джорджу уже не с кем мечтать. Он остаётся наедине со своей совестью. Американская эпоха, американский юг выписанный яркими красками, на холсте небольшого события, разворачивающегося в неизвестной глубинке Южного штата.
Ann.Mcart, 23 ноября 2024 г.
Это небольшое, но невероятно мощное произведение затрагивает вечные темы человеческого существования: дружбу, мечту, одиночество и несправедливость. Повесть написана простым и доступным языком, однако, наполнена от края до края глубоким смыслом и эмоциональной силой.
История Джорджа и Ленни, двух сезонных рабочих, мечтающих о собственном клочке земли, захватывает с первых страниц. Их взаимоотношения – это пример настоящей, самоотверженной дружбы, где Джордж берет на себя роль защитника и опекуна по-детски наивного, но физически невероятно сильного Ленни. Эта связь становится для обоих оплотом в суровом и безжалостном мире, где каждый человек сам за себя.
Стейнбек мастерски рисует картину жизни простых людей в период Великой депрессии. Мы видим их тяжелый труд, постоянную борьбу за выживание, одиночество и разочарование. Автор не идеализирует своих героев, показывая их слабости и недостатки, но при этом подчеркивая человечность и стремление к лучшей жизни.
Повесть «О мышах и людях» – это не просто история о двух друзьях. Это глубокая философская притча о мечте, которая может как вдохновлять, так и разрушать. Тема несбывшихся надежд и жестокости мира пронизывает все повествование, заставляя задуматься о хрупкости человеческого счастья и ограниченности возможностей в условиях социального неравенства.
Несмотря на трагический финал, книга оставляет после себя чувство надежды. Дружба Джорджа и Ленни, их общая мечта, даже в условиях безысходности, становятся символом человеческого духа, его стойкости и способности к состраданию.
«О мышах и людях«заставляет задуматься о жизни, о ценности человеческих отношений и о том, что действительно важно в этом мире. Она несомненно оставит глубокий след в душе каждого читателя и станет одним из тех произведений, с которого лучше всего начать знакомство с автором
Клован, 21 сентября 2022 г.
Нет справедливости. Мир устроен так, что тем, кто отличается от всех, тяжело приходится.
Америка тридцатых. Джордж и Ленни бродяжничают, нанимаясь на фермы, чтоб скопить денег на свой домик. Джордж — простой малый, а Ленни... «Бог ума не дал, а силищи — хоть отбавляй».
Ленни — умственно отсталый с чудовищной депривацией, он не в состоянии жить самостоятельно. Недостаток внимания к себе он пытается компенсировать тем, что постоянно хочет гладить что-то мягкое — кролика, щенка, хоть мышку. И из-за неумения рассчитать свои силы постоянно душит их. Поэтому товарищи вечно попадают в неприятности и вынуждены идти дальше. Иногда не просто идти, а бежать.
Очень грустная книга. Как «Цветы для Элджернона». В принципе почти сразу становится понятно, что ничем хорошим всё это кончится не может. Когда Ленни снова и снова просит: «Расскажи, расскажи!», а Джордж начинает сказку про домик, и корову, и кур, и кроликов — просто слёзы наворачиваются. Фермерские наёмные рабочие — не та среда, где могут выжить люди, подобные Ленни.
Никаких вопросов. Никаких ответов. Просто история, великолепно написанная. «Так бывает иногда, просто некуда деваться».
glaymore, 28 декабря 2020 г.
Двадцатые годы, Великая депрессия, тяжелое время для США. По калифорнийской глубинке бродят двое бездомных друзей, двое сезонных рабочих, Джордж и Ленни. Джордж — умелый и хитрый, Ленни — слабоумный переросток. Ленни для Джорджа — больше чем просто друг, он для него единственный близкий человек. Вдвоём они путешествуют по Америке, подрабатывают где могут, мечтают о том, как когда-нибудь разбогатеют, купят участок земли, построят дом и славно заживут в нём. Джордж так трогательно рассказывает Ленни об этом доме, что сам себе почти верит.
Ещё Джордж очень устал, потому что при нём всё время огромный взрослый младенец, и он за этого младенца целиком и полностью отвечает. Отвечает за то, чтобы тот был сыт, одет-обут, не болел, не скучал, не оставался один. Если Ленни останется без присмотра и что-то натворит — за последствия тоже отвечать Джорджу. Джордж злится, потому что эту ответственность он взвалил на себя сам, по своему собственному выбору, и теперь не может от неё отказаться.
И когда Ленни случайно убивает человека, Джордж будет отвечать и за это. Не столько перед людьми, сколько перед собой.
Вот такая книжка. Про дружбу и про ответственность, и про то, куда эти понятия могут привести человека, который им следует. Высокая трагедия, не хуже чем у древних греков.
IgorLutiy, 17 апреля 2019 г.
Когда начинаешь читать эту историю о двух таких разных приятелях, которые кочуют по американским ранчо начала 20 века в поисках заработка и мечтают о своей собственной ферме, уже видишь на горизонте, чем это всё закончится. Но хочется верить в чудо. Хочется, чтобы мечты сбывались, а хорошие люди жили долго и счастливо. Увы, в произведениях Стейнбека красной нитью тянется суровый реализм. И это привлекает в его произведениях. Да, хэппи энды у него не в чести, однако когда дочитываешь произведение, кажется будто что-то остается за кадром. Надежда? Вера в лучшее? В то, что хоть сейчас и здесь все было вот так, но совсем рядом может быть и иначе.
Очень грустное произведение. Короткое, простое и с яркой вспышкой в финале. За которой остается лишь тоска. И то странное чувство, о котором я написал выше. И где-то там у них наверняка будет своя ферма.
error_key, 26 июня 2019 г.
Калифорния 20 века во время великой депрессии, тяжелая работа на ранчо сезонных рабочих, бессмысленное прожигание дней и... светлая несбыточная мечта, которая теплится в душе каждого.
«Лучшие планы мышей и людей
Часто идут вкривь и вкось»
— Роберт Бернс (1785)
Эта книга затянула меня с первых страниц. Несмотря на небольшой объем произведения, я погрузилась в мир Джона Стейнбека с головой. Прекрасно всё — очаровательное описание природы, лёгкий стиль повествования, и, главное персонажи: каждый живой ,и кажется, что ты сам наблюдал и взаимодействовал с героями.
В книге поднимается вопрос о жизни людей с олигофренией. Могут ли они жить полноценной жизни и не навредить себе и окружающим? Несмотря на жестокие и поступки ,нехотя начинаешь сопереживать такому персонажу, ведь он честен, бескорыстен и искренен... просто другой.
Между Ленни и Джорджем чувствуется химия. Можно ли назвать их взаимоотношения дружбой? Я не уверена. Джордж — человек с большим сердцем и не может бросить умственно неполноценного Ленни на произвол судьбы. Временами он бывает с ним жесток, но не со зла. Ленни, в свою очередь, сильно привязан к Джорджу и очень зависит от него в силу умственного расстройства. Связующее звено между ними — приобретение собственного участка земли, где они вдвоём будут чувствовать себя комфортно.
Но нас встречает жестокий и несправедливый мир в котором мечты начинают ломаться, словно карточный домик. Временами даже максимально приложенных действий к светлой мечте бывает недостаточно. Каждый персонаж повести невозвратимо теряет что-то важное.
После прочтения чувствуется тяжесть и одновременно облегчение. Как же здорово, что я живу в 21 веке и имею способность влиять на свою жизнь сильнее, чем Джордж, Ленни и другие наёмные работники ранчо.
AgentSmith2018, 28 августа 2022 г.
Плюсы это всё хорошее, про которое написаны отзывы,
минусы
dima5v7v, 23 августа 2021 г.
Двое приятелей, Джордж и Ленни, кочуют по Америке в поисках работы во времена Великой депрессии.
Джордж — это некий лидер в их дуэте. Он довольно рассудительный, невысокого роста и не очень силён, но принимает все ответственные решения в случае возникновения проблем.
Ленни — слабоумный, но добрый и очень крепкий человек, который полностью доверяет Джорджу и всегда рядом с ним.
Такие бродяги как они всю жизнь работают на чужих ранчо, и всё что подзаработают тут же тратят на мимолётные развлечения, ходя по барам и борделям. Это люди, у которых никого нет, без мечты и надежды в будущее. Но Джордж и Ленни не такие. У них есть мечта — купить ранчо и работать на себя. Эта мечта держит их вместе и позволяет расслабиться пока они воображают о том времени, когда она, наконец, осуществится. Но достичь её всё никак не получается, потому что Ленни всегда попадает в беду, поэтому им приходиться убегать и искать новое место работы. Например, в прошлый раз Ленни хотел погладить платье девушки, обнял её, та закричала и заявила будто бы её хотели изнасиловать, поэтому оставаться там было нельзя.
Утром они приходят на ранчо и знакомятся с его обитателями. Их впускает в барак уборщик, который показывает им койки. Приходит хозяин ранчо — мелкий и довольно мерзкий человек, которых ходит на каблуках, чтобы казаться выше. Затем подошёл Кудряш — сын хозяина, бывший боксёр, тоже на каблуках, который сразу пытается задеть Ленни, ведь видит какой он сильный, поэтому сразу пытается показать ему кто здесь главный. После его ухода, заходит жена Кудряша — молодая и довольно вульгарная женщина, которая требует внимания к своей персоне, поэтому ходит по ранчо и пытается пообщаться с мужчинами. И если Джордж сразу даёт понять, что не заинтересован в общении с ней, то Ленни наоборот не может оторвать от неё взгляд. Дальше все уходят на обед и история продолжается уже вечером того же дня.
В барак приходят Рослый и Карлсон, в ходе разговора выясняется, что собака в конюшне родила щенков. Они предлагают уборщику пристрелить своего старого пса и взять щенка. Старик отказывается и Карлсон сам уводит пса на задний двор. Ленни просит Джорджа, чтобы тот попросил Карлсона и им тоже дали бы щенка. Тем временем Рослый уходит в конюшню, чтобы смазать копыто мулу, и в бараке остаются Джордж, Ленни и старик уборщик, который горюет от того, что его собаку повели расстреливать. Ленни просит Джорджа вновь рассказать об их будущей ферме, и всю эту историю подслушал и старик. Уборщик предлагает им сделку: чтобы они взяли его с собой на их будущую ферму, а он с ними поделится своей долей заначки, чтобы они быстрее смогли купить ферму. Они согласились и к концу месяца уже смогли бы её купить. Тут приходят Рослый и Кудряш, который пытается извинится за то, что доставал Рослого по поводу своей жены. Ленни, который всё ещё представлял себе свой будущий дом, не мог прекратить улыбаться. Кудряш подумал, что Ленни насмехается над ним и начал избивать его, но Ленни схватил его за руку и сломал ему кисть.
Следующим вечером все уехали в город. Кроме Ленни, уборщика, жены Кудряша и горбуна с конюшни. Ленни пришёл в конюшню, чтобы погладить своего щенка, увидел свет в каморке и вошёл в неё. Там в одиночестве жил негр горбун, который оказался недоволен, что Ленни пришёл к нему, хотя глубоко в душе был очень рад этому. Горбун начал разговаривать с Ленни по поводу одиночества и том, что ни у кого из бродяг кого он знал не получалось купить свой клочок земли. Все прожигали деньги куда раньше. И пытаясь рассказать о том, как ему одиноко, горбун просит Ленни представить то, что случилось бы с ним если Джорджа не станет. Попутно туда зашёл уборщик и потом жена Кудряша, которую они почти сразу прогнали. Ленни слышит как возвращается Джордж и бежит к нему.
Утром все работники фермы играют в подкову. Ленни тем временем сидит в конюшне и играет с щенком, и случайным образом убивает его. Приходит жена Кудряша, завязывается разговор, Ленни пытается объяснить, что сделал это случайно, и что нельзя чтоб об этом узнал Джордж, потому что тогда он не позволит ему гладить кроликов на из будущей ферме. Жена Кудряша пытается отвлечь Ленни, давая ему погладить свои волосы, но Ленни перебарщивает и не отпускает её, и чтобы она не кричала ломает ей шею. Ленни убегает к тому дереву, под которым они тогда ночевали с Джорджем. О смерти узнают остальные и отправляются на поиски Ленни. Джордж, зная куда идти, находит Ленни раньше. Он просит его посмотреть в другую сторону, в это время достаёт револьвер и стреляет Ленни в затылок. На этом история заканчивается.
Повесть написана хорошо, интересным слогом. Хорошо удались Стейнбеку и описания природы. Пример: «Земля под деревьями устлана толстым ковром листьев, таких хрустких, что даже ящерица пробежит — и то слышно.»
Экранизация мне понравилась. Довольно ответственно отнеслись к оригиналу. Изменили лишь незначительные детали по типу цвета платья жены Кудряша, а в целом фильм мне понравился наравне с повестью.
Произведение хочется обсудить. Оно оставляет свой отпечаток. Стоит ли проходит это произведение в школе? Лично я считаю, что стоит. Не смотря на всю жестокость в произведении, оно несёт в себе действительно интересные мысли, которые, интересно обсудить и школе, и за её пределами.
Адажио, 12 июля 2017 г.
Эта повесть — хит. Ее экранизируют, ей посвящают песни, ее упоминают в других произведениях литературы и кино.
Все здесь неторопливо — вот герои сидят у костра, вот мечтают, играют в карты, разговаривают. Все «энергичные» моменты вынесены за пределы повествования — переход от стоянки к ранчо, ссыпание зерна в мешки, посещение дома терпимости. Нам показывают ту сторону истории, которую обычно авторы либо умалчивают, либо включают как дополнительные вставки в основное действие большого произведения. То есть мы пунктиром проживаем с героями то время, которое служит обычно пробелами. Мы лучше понимаем их, что ими движет, в какой среде живут, что может ждать их в будущем.
На примере ранчо показан срез общества, где все на своих местах. Степенный хозяин. Его сын-самодур (как образ полиции?). Отверженный негр, которго вообще-то терпят, но в одно помещение с белыми вход ему запрещен. Рослый — олицетворение правосудия? Ленни — народ, не осознающий своей силы (мы-то ее демонстрацию еще в 1917 г. посмотрели, нас-то не удивить). Жена Кудряша — все женское население Америки, тоскующее и гнетущееся правилами приличия.
И вот эти два фактора — рутинная неторопливость и четкая упорядоченность — очень хорошо сходятся однажды, когда избавляются от старой слепой собаки, чтобы повториться в финале и огорошить нас своей правильностью.
Но! Для меня она не совсем о смерти во спасение или силе народных масс... Рефрен — не только два убийства одним и тем же оружием, с одной и той же, в общем, целью... Для меня «Мелодия о ферме» стала своеобразным выражением фразы «И в горе, и в радости, и в бедности, и в богатстве». И вот это повторение мне кажется самым важным.
Не зря в первый раз мы слышим о том, что Ленни и Джордж — не такие, как все работяги времен Великой Депрессии, что сильны они своим единством, что они заработают на свою «американскую мечту» и заживут, ни кому не подотчетные на собственной земле — в самом начале повести. Нам сразу дают понять, что узы, связывающие двух этих разных людей, крепче кровных. Это их личный выбор, и пришли они к нему не за один день. И каждый раз в самые кризисные моменты «песня» о ферме все звучит, нарастает и гремит вместе с оглушительным выстрелом!
Но замолчит ли она? Джордж говорит, что создал эту сказку для Ленни, и сам в нее поверил. Мне же хочется верить, что во имя памяти Ленни песня эта не прервется, ферма будет куплена, и заживут там и куры, и кролики, и мыши... В конце концов, между мышью и человеком не так много различий — каждому из них хочется иметь свой дом.
korsrok, 1 февраля 2019 г.
«Откуда-то издали налетел порывистый ветер и волною прокатился по кронам деревьев. Листья сикоморов обернулись серебристой подкладкой, бурая палая листва взметнулась вверх и пролетев несколько футов снова опустилась на землю»
«Воскресенье. Лошади отдыхали. Они тыкались мордами в кормушки, били копытами в деревянные перегородки и звенели уздечками. Солнце проглядывало сквозь щели в стене и ровными полосами ложилось на сено»
« — Джордж, ты хочешь, чтобы я ушел? — Куда ты нахрен пойдёшь? — Вон туда, в горы. Найду какую-нибудь пещеру»
«Он умел угадывать недосказанное, говорил медленно и веско, со знанием дела»
С творчеством Джона Стейнбека познакомил роман «Гроздья гнева», автор очаровал с первых слов — он пишет так, словно высекает на камне. В центре сюжета всегда человеческие судьбы, часто трагические, на фоне величественной Природы. Только у Стейнбека стометровая буря выглядит словно нечто естественное и само-собою разумеещеся. А черепаха несшая на чешуйках панциря семена трав? Надо быть весьма прозорливым, чтобы увидеть в такой простоте нечто эпическое, божий замысел, и умело подать образ читателю. На фоне размеренной беспристрастной жизни флоры и фауны бушуют людские страсти — в «О мышах и людях», частично о тех самых временах Великой Депрессии, на первом месте конфликт. Джон свёл на ранчо горбатого негра, калеку, потаскушку, её осатанелого мужа, полоумного гиганта, которому нравится всё мягкое, и одного умника, Джорджа — после чего связи установленные между ними начали пересекаться. Джордж нашедший в Ленни лучшего друга, часто думает за двоих, выручает приятеля из неприятностей, присматривая всё время за ним, но стоило отлучиться и случилось непоправимое. В конюшне Ленни встретила жена хозяина и разрешила прикоснуться к причёске, а Ленни нравилось всё мягкое, и он не хотел её отпускать. Мечта Джорджа о своём клочке земли, которою он так часто делился с приятелем полетела к чертям.
Повесть «О мышах и людях» стала для Стейнбека основою для создания более объёмных — не менее ёмких «Гроздьев гнева» (о Пыльном Котле — уничтожение плодородных слоёв почвы по всей поверхности земли роторными экскаваторами) и «Зимы нашей тревоги» о сложных супружеских отношениях, например.
Вообще, всё творчество автора — одно огромное произведение поднимающее целый пласт относительно недавней истории стремительного развития США за счёт дешевой рабочей силы. Южане с опустошенных земель шли с надеждою найти новый дом, бросая места где пустили корни и не найдя приюта соглашались горбатиться за копейки.
Таков собирательный образ главного героя Стейнбека — бродяга. И знакомясь с автором поближе начинаю замечать отсылки к его прозе, ощущать влияние. Взять хотя бы культовою «Зелёную милю» Стивена Эдвиновича: США, переселение народа, суровые 30-е, гиганта линчуют за то что хотел спасти девочек. Он только прикоснулся к ним…
ant_veronque, 21 апреля 2019 г.
Печальный конец этой истории ожидается с первых же страниц, но чтобы вот так...
Такое ведь нарочно не придумаешь, наверняка подобная история произошла на самом деле. И ведь никто не виноват, точнее каждый виноват самую малость, а значит, такой конец случаен, но и избежать его можно было только случайно. Какая-то ужасающая безысходность, а ведь казалось бы, солнышко в виде заветного ранчо уже выглядывало из-за тучи.
«Лучше бы мне самому пристрелить собаку, Джордж. Не надо было позволять чужому.»
Джордж этой слабости старика Огрызка себе не позволил, когда пришел черед Ленни.
А был ли другой выход? Я не увидела, и герои не увидели. Но ужасней всего то, что многие люди, которые вроде бы не умственно отсталые, и даже неглупые, обладают тупейшей душой. Может, они и не люди вовсе, а те самые мыши?
«Кудряш и Карлсон посмотрели им вслед. Карлсон сказал:
- Чего это они сами не свои?»
WestGotta, 29 июля 2019 г.
Для меня данная повесть является показательной, в том смысле что для хорошего произведения необязательны изысканный стиль повествования и какой то изощренный сюжет. Здесь все настолько просто что кажется уж проще некуда, но при этом атмосфера простого житейского реализма передается настолько явственно , что каждый небольшой эпизод вызывает яркие воспоминания из собственной жизни,схожие или связанные с этим эпизодом. За эту атмосферу я больше всего люблю подобные произведения.
Один из лучших моментов из повести — это мечтательный рассказ Джорджа про собственную ферму. Ну и как же здесь забыть про кроликов для Ленни...
KindLion, 14 июля 2020 г.
Если бы надо было выразить впечатление, полученное от прочтения этой небольшой повести классика североамериканской литературы одним словом, слово это было бы – «Безысходность».
Где-то по североамериканской крестьянской глубинке, в первой половине 20 –го века, бредут два человека. Один – невысокий, жилистый, резкий. Другой – здоровяк и силач, но интеллект его – гораздо ниже среднего. Их связь не до конца ясна, но она прочна и выдержала проверку временем. Маленький заботится о здоровяке, пытаясь уберечь его от неприятностей, в которые здоровяк попадает не по злому умыслу, а из-за скудости ума. Люди эти – необразованны, у них нет никакой специальности. Они добывают себе хлеб насущный, нанимаясь батраками на различные ранчо.
Начинается повесть в тот момент, когда эта парочка ушла (со скандалом) с одного ранчо и движется на другое – чтобы наняться на работу туда. У них есть мечта – скопить достаточно денег для того, чтобы выкупить какое-нибудь небольшое ранчо и стать его хозяевами. Работать не на «дядю», а на себя.
Основные события повести развиваются на территории того ранчо, на которое они пришли. Стейнбек мастерски рисует типажи тех людей, с которыми наша парочка столкнулась на этом ранчо, систему сложных взаимоотношений между ними.
Мах Асаматман, 15 октября 2018 г.
Оскомину уже набила эта фраза, но — мы в ответе за тех... ну вы же знаете.
Небольшая по объему повесть, а сколько всего затронула, впрочем, интуиция мне подсказывала, что она стоит того.
Итак, о чем же она?
Как следует из вступления — об ответственности. Да-да, затасканная до дыр, но всегда актуальная тема — если уж ты завел себе мышонка, щенка или друга, так отвечай за него, как бы тяжело и страшно тебе не было. Джордж отчасти виновен в произошедшем и, насколько возможно, он пытается ситуацию исправить.
О людях — куда ж без них. А люди там разные, от подлого и трусливого Кудряша (ну такой уж мне достался перевод) и его беспутной жены (по своему ее тоже жаль), до справедливого и понимающего Рослого и одинокого Горбуна. Ну и, конечно, Джордж, суровый снаружи и ответственный и честный в душе, и простодушный Ленни, добрый, наивный... и опасный. И назревает вопрос, насколько целесообразно было допускать, чтобы такие непредсказуемые люди свободно бродили по стране (которая в те годы, кстати, находилась в жесточайшей депрессии и правительство было практически бессильно, а население прозябало в нищете, что само по себе отдельная тема для размышлений и о чем Стейнбек напишет чуть позже).
А еще повесть о том, что помогает выживать даже в самых страшных условиях — о мечтах. Ленни фактически живет грезами о светлом будущем, которыми его подкармливает напарник. И Джордж уже сам верит, и кто знает, может и получилось бы у них осуществить свою маленькую мечту, если бы не случай...
Глубокая и трогательная повесть c жестким финалом. Но ведь мы знаем, что все закончилось именно так, как должно было.
"— Другое дело — мы.
— Потому что...
— Потому что у меня есть ты...
— А у меня — ты. Мы с тобой всегда вместе, мы друг об друге заботимся.»
BroonCard, 17 июля 2019 г.
Джон Стейнбек – один из того числа классиков американской литературы, которые вместе с восхвалением и четким отображением природы своей родины в своих произведениях умело воссоздают людей и эпоху, в которой эти люди живут. Притом делает он всё это так, чтобы этих самых людей смог понять и человек другого времени, других порядков. А уже из понимания рождается главное – эмпатия к персонажам Стейнбека. “О мышах и людях” – отличный пример именно такого произведения, в котором ввиду рождённых к главным героям чувств, очень сильно ощущается эпилог произведения.
Повесть не имеет в себе счастливого конца, опять же по канонам произведений Лондона и Хемингуэя. Она наполнена живыми героями и их мечтами, которые и делают их живыми. То, как автор медленно и скрупулезно заставляет читателя проникаться в уклад жизни рабочих на ферме сродни тому, как часто и спокойно Джордж рассказывает худому на ум Ленни об их общей мечте, описывая её во всех красках и подробностях. И Ленни слушает, слушает с упоением, пусть и знает всё наизусть. Так и с читателем: читатель следит за действием, переживает и верит, хоть уже и знает, чем всё закончится. И оттого, наверное, финал настолько тяжел.
Он вообще труден не только сам по себе, но и в своём базисе, который отображает собой нарратив всего произведения: “Слабоумные люди, будучи безобидными самими по себе, способны принести обществу некоторые серьёзные неудобства… И что делать с ними в таком случае?”. Стейнбек не говорит, что делать финалом повести – нет. Этот финал – продукт времени, продукт окна Овертона 20-30-ых годов Америки 20-го века и недальновидности простых рабочих людей, пораженных ярой злобой. Мораль меняется, люди меняются… Однако воз, как мы видим, и ныне там – “что делать?”. Человек не хочет кому-то причинить боль, но он её причиняет. Оградить? А как же жизнь? Тогда вообще не дать жить?...
Это тяжелая тема и, мне кажется, что куда больше, чем в философских кулуарах, она должна обитать в кулуарах медицинских. Но это в глобальном плане. А в плане малого контингента? В плане пары бараков для рабочих на ферме? В этом плане Джон отсылает к пониманию, к осознанию нашей ответственности за таких людей. И отсылает он через главного героя: через Джорджа и его историю знакомства и дружбы с Ленни. Нарративные параллели «О мышах и людях» четко говорят об этой самой ответсвенности. Собака Плюма и Ленни, как постоянный спутник Джорджа. Здесь не обойтись без сравнения под эгидой знаменитой фразы Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Такое сравнение не совсем благостно работает с человеком, однако как ещё сказать, когда герой буквально «повесил себе на шею» ярмо собственного деспотизма, осознав свою неправоту, однако не выдержал его, понеся своё наказание и даровав его другому, за кого был в ответе. В таких рамках ещё своеобразней читать коненчый отзыв Карлсона, вспоминая то, что он сделал ранее.
Перебороть себя, перевоспитать – это очень важно. И вместе с тем это бесполезно, если мир, или хотя бы твой круг общения, не сделал того же… Экзистенциальный кризис людского бытия просто не может не обойти книги такого толка, мне кажется. Но поэтому, благодаря неоднозначности тем и итогов, они и способны запоминаться столь сильно, проникая в голову и сознание так глубоко. Потому книги такого толка и меняют мир. Но сперва их надо прочесть — прочтите.