Майкл Коннелли «Гарри Босх»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Триллер | Боевик
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
Экранизации:
— «Босх» / «Bosch» 2014, США, реж. Эрнест Р. Дикерсон, Кевин Даулинг, Алекс Закржевский и др.
- /языки:
- русский (52), английский (13)
- /тип:
- книги (58), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (5)
- /перевод:
- Д. Вознякевич (1), Л.Н. Высоцкий (2), В. Гольдич (2), В. Гришечкин (6), П. Зайков (1), Г. Злобин (2), А. Кашин (2), Ю. Кирильченко (1), И. Клигман (2), А. Круглов (2), Н. Кудашева (8), С. Мартынов (3), И. Моничев (2), А. Новиков (1), И. Оганесова (2), С. Певчев (2), Т. Покидаева (1), А. Полошак (1), С. Самуйлов (3), Н. Сафьянов (1), А. Соколов (3), В. Соколов (3), И. Тетерина (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 19 августа 2021 г.
Гарри Босх — главный герой наиболее продолжительного цикла романов Майкла Коннелли. Детектив полиции LAPD, специализация — расследование убийств. Скрупулезный, умный. Возраст, на момент начала цикла, около 40. Полное имя — Иероним Босх, в честь художника, сюрреалистическое творчество которого посвящено теме грехов и расплаты. На костяшках его рук шрамы от сбитой татуировки «держись крепче», означающей, что надо крепко держаться за жизнь. На теле — несколько шрамов, полученных во вьетнамских тоннелях и во время полицейской работы.
Босх с первого романа вызывает доверие и симпатию. Он показан Коннелли, как борец за правду и справедливость, не особо пекущийся о собственном благе на пути к цели.
Место действия полицейских романов Коннелли — Лос-Анджелес, начиная с 1990-х, по нынешние дни. Город Ангелов не впервые становится фоном детективных историй, в этих же декорациях разворачивались сюжеты Чандлера и Эллроя. Первые романы цикла «Гарри Босх» показались мне пропитанными Чандлеровским настроением, затем это ощущение сгладилось и исчезло. Параллель с Эллроем можно провести через общее для авторов стремление показать бюрократизм в рядах полиции, желание высших чинов скрыть неприглядное, сгладить острые углы за счет искажения истины.
Герой Коннелли — одиночка по натуре. Въедливый, увлеченный любимым делом работоголик, рассматривающий профессию, как одну из важнейших составляющих жизни. По ходу цикла Босх меняет несколько напарников, все они — второстепенные персонажи. Зачастую Гарри предпочитает работать самостоятельно, оставляя напарника в офисе или нагружая менее важными поручениями.
Один из первых напарников (не являющийся полноценным персонажем и лишь упоминаемый в цикле), наставник Гарри в расследовании убийств, имел особое сочувствие к «неучтенным людям» — маргинальным элементам, которые по мнению большинства менее важны. Отсюда сложилось отношение Босха к работе, выраженное фразой «все важны, или никто не важен». Жертвы изначально не являются равными, но для детектива они должны такими быть.
В творчестве Коннелли пересекается несколько циклов: «Гарри Босх», «Джек Макэвой», «Терри МакКалеб» и «Микки Холлер». Они связаны знакомством главных героев друг с другом и участием в сюжетах. Если обращать внимание на хронологию событий, то читать стоит в порядке написания, ориентируясь по годам публикации романов.
Джек Макэвой, журналист криминальной хроники, на первый взгляд мало связан с Босхом — его появления эпизодические. Но из цикла о Макэвое перекочует в романы о Босхе агент ФБР Рейчел Уэллинг. Там же произойдет знакомство с Поэтом — серийным убийцей, поимке которого будет посвящен один из романов о Босхе.
Терри МакКалеб — агент ФБР в отставке, специалист по поимке серийных убийц. Появится в одном из романов с подозрениями в адрес Босха. В другом сюжете изыскания МакКалеба станут отправной точкой в расследовании Гарри дела Поэта.
Микки Холлер — судебный адвокат, тесно связанный с Гарри Босхом, появится во второй половине цикла. Холлер — один из главных героев двух романов с участием Босха, в других романах появляется эпизодически. Цикл «Микки Холлер» — судебные драмы, в которых сцены заседаний перемежаются с расследованиями.
Романы цикла можно охарактеризовать, как крутой детектив, полицейский детектив, производственный роман, зачастую с элементами триллера. В произведениях о Босхе описываются одиночные и серийные убийства, совершенные только что и много лет назад. Уделяется внимание психологии преступников, мышлению следователя, несовершенству в работе правоохранительных органов — ФБР, полиции, суда. Поднимаются социальные проблемы, в том числе детская незащищенность и ее последствия, девиантное поведение, расовые вопросы, неравенство, профессиональная деформация, цинизм и безнаказанность власть имущих, низкая социализация бывших военных и бывших заключенных.
В описаниях хода расследований скрупулезно показаны детали работы криминалистов, судмедэкспертов и антропологов, детективов полиции, полицейского психолога, криминальных репортеров, агентов ФБР. При описании закулисных интриг внутри полицейского аппарата иронично описываются действия ОВР, руководства отделов полиции и городского полицейского управления, вмешательство политиков, вражда между отделами полиции разной направленности, между полицией и ФБР, влияние на действия полиции прослойки «защитников прав».
На мой взгляд, работы цикла не равнозначны — есть более и менее удачные. Некоторые из них — острые, яркие, динамичные и интересные, с хорошими твистами. Другие — скучноватые и затянутые, лишенные искры, однотипные. Наибольшее впечатление на меня произвело начало цикла, «Эхо-парк», романы с активным участием Микки Холлера.
Работа Коннелли не окончена и не все его произведения переведены. Мне попадалась на глаза критическая статья, где упоминается появление Босха в цикле «Рене Бэллард», уже в преклонном возрасте. Посмотрим, что будет дальше. Пока могу сказать, что в целом это крепкая, в большинстве случаев качественная серия детективных романов.