Джон Кристофер «Когда пришли триподы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Подростковая литература
Когда провалилась попытка вооруженного вторжения на Землю, триподы решили покорить её по-другому. Они стали показывать особую передачу по телевидению, которая подсознательно пробуждает в своих зрителях фанатизм, слепое поклонение триподам. Так появился культ триподов, и когда они высадились на Земле во второй раз, воевать им было уже не с кем.
Входит в:
— цикл «Триподы»
- /языки:
- русский (5)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (2), А. Грузберг (1), А. Доремцов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mitgarda, 27 июня 2022 г.
Некоторые тут считают, что этот приквел уступает романам оригинальной трилогии, но я с этим не соглашусь. Потому что в небольшом по объему произведении автор сумел передать атмосферу страха, тоски и безысходности, которые овладели главными героями на фоне вторжения врага, тонкий психологизм, отлично проработанные персонажи с чёткой мотивацией, эволюция главных героев, изменение их характеров и концовка, наполненная оптимизмом несмотря ни на что.
ivanov, 15 октября 2019 г.
С чисто литературной точки зрения, несомненно, заметно проигрывает оригинальной трилогии. Однако перед нами редкий образец научной фантастики, до мелочей предсказавшей будущее, ибо именно наше время описано в начале и середине книги и всё идёт к тому, что уважаемые сказочные триподы таки победят во всём мире, как в её конце... Да, фанатам Маска, Навального и прочих советую задуматься над швейцарской частью романа....
Gynny, 19 июня 2013 г.
Приквел оказался не столь наивен, как основной цикл, несмотря на то, что герой, от лица которого ведется рассказ, ровесник ребятам первой книги «Огненного бассейна». Удачная попытка инопланетян сыграть не только на внушаемости части населения Земли
vgi, 8 марта 2013 г.
А вот мне этот приквел показался значительно интереснее, чем основная серия. Пришельцы, покоряющие Землю с помощью транслируемого по телевизору шоу — это, по меньшей мере, заявка на нетривиальное продолжение. Если бы не это — ни за что не стал бы дочитывать основной цикл. А так всё надеялся, что начнётся что-то интересное. Увы, ожидания не оправдались. То есть нет — как раз всё вполне ожидаемо. Ещё классики писали, как пришельцы «... захватили власть, установили феодальные порядки и вовсю пользуются правом первой ночи. Живут эти пришельцы — дай бог всякому, но тем, кто у них в милости, тоже кое-что перепадает». Если не придираться к деталям, то примерно так в дальнейшем и обстоят дела у Кристофера. Да, есть ещё тёмные, но мужественные земные ребята, которые — сюрприз! — побеждают коварных захватчиков к концу последнего романа способом, более уместным для сценария голливудского боевика.
Поэтому «коммерческим самоповтором» (см. мнения ниже) я бы эту книгу не назвал — она не совсем про то и не совсем так, как в основном цикле. Конечно, Кристофер и тут не оригинален — он не мог не читать, например, хайнлайновских «Кукловодов». А ведь была ещё и «Война миров»... А отечественным читателям не может не вспомниться и «Дом скитальцев»... Тем не менее, приквелу ставлю семь баллов, а романы основной серии вряд ли получат у меня даже по шестёрке.
CharlieSmith, 4 марта 2012 г.
На мой взгляд, самый скучный, неудачный маленький роман-предисловие цикла «Триподы».
И причина понятна… Замечательному писателю (кстати, ушедшему от нас в феврале этого (2012) года) было в то время 66 лет…
Роман начинается тем, что Лаури Кордрей с другом Энди, находившиеся в летнем лагере в Дартмуре (Великобритания) (наверное, как у нас, у них существуют (существовали) некие детские летние лагеря) и отправившиеся в «разведочный поход», услышали «страшный шум», а затем и увидели, спрятавшись в сарае, трипода, схватившего фермера (как потом станет ясно для экспериментов, предполагающих умерщвление) и засунувшего в открывшееся отверстие внизу капсулы.
Трипод представлял огромную полусферическую капсулу на трех (отсюда «треножники»-«триподы») членистых ногах. Машина, управляемая инопланетными существами…(см. отзыв к роману «Огненный бассейн») около 20 метров высотой, с гибкими длинными «щупальцами»-манипуляторами.
Потом ребята увидели танк с белым флагом, который проигрывал отрывок симфонии Бетховена… а потом, когда миролюбивые проявления не возымели эффекта, выстрелил очередь из пулемета после того, как трипод стал его поднимать вверх, как игрушку. Щупальца сжимали танк, как будто он был из фольги…
Подлетевшие истребители-бомбардировщики 2-мя из 6 ракет уничтожили трипода.
«Первые люди, увидевшие трипода» — так называли мальчишек журналисты.
Это была одна из трех первых высадок триподов (в США (Монтана), в Советском Союзе (Казахстан) и в Великобритании (Дартмур), закончившихся уничтожением 2 триподов и самоуничтожением третьего.
Именно тогда появились первые триппи-шоу. Множество мультипликационных треножников, пляшущих безумный танец. Смесь мультипликации, игры живых актеров, рекламных и абстрактных кадров. Мультипликация очень живая и реалистичная – почти ожившие картинки, а в абстрактных кадрах множество изображений треножников. Диковинная музыка – удары тяжелого металла и рока – смешивалась с обрывками традиционной музыки, включая один довольно привязчивый мотив. Сначала это было комическое шоу, где триподы выступают как глупые гиганты, попадающие во всякие недоразумения, но позже отношение изменилось… Во второй части – комиксе было представлено уже пугающее зрелище, как несчастный жалкий рыцарь не может спасти от огромного отвратительного дракона, пленившего девушку и пробивающего когтем доспехи рыцаря…На горизонте появляется трипод под бравурную музыку, спасающий рыцаря и девушку. Звучит тема триппи и громкий голос, повторяющий: «Да здравствует трипод! …». Снова и снова….
Даже сестра Лаури Анжела пристрастилась к триппи-шоу…до умопомрачения…ярости…
И другие жители, в том числе одноклассники Лаури, по разному отнеслись к триппи-шоу: одни говорили, что передача плохая, другие восхищались..
Через несколько дней газета «Дейли мейл» опубликовала статью «Триппи промывают мозги?», в которой известные психологи утверждали, что культ триппи может быть опасен, потому что вызывает фанатизм… вплоть до создания триппи-коммун…
Затем появились случаи стычек толп триппи, как с гражданами, так и с полицейскими…граффити триподов…объединение групп триппи по стране…
Под гипнозом Анжела сказала, что … «должна повиноваться триподу…трипод хороший… трипод знает лучше во всем…. Трипод велел убежать из дома и присоединиться к другим триппи».
Доктор сказал, что Анжела была загипнотизирована через телевизор.
На вопрос бабушки Лаури Марты: «Кто это делает?...Русские?» доктор отвечает: «Возможно. Но ведь шоу создано в Штатах… Шоу создано в Америке, но внушение могло быть наложено извне…из космоса..».
Собственно, на этом можно остановиться.
Лавинообразное увеличение приверженцев триподов, причем и среди властей, полиции, армии, второе пришествие триподов, непростое бегство сначала на остров Гернси (где, как оказалось тоже главенствовали триппи), затем захват самолета и требование лететь в Женеву (в Швейцарии триподов и триппи не было, власти как-то справлялись с этим)…, захват триподами умов швейцарцев, бегство в горы… заброшенная станция…уничтожение трипода и… планы и надежды …об освобождении человечества.
И всё, как во сне, сонно, не увлекательно, обыденно… Никакая драма, напряженность сюжета не чувствуется (судя по другим произведениям я не утратил способности воспринимать драмы).
Это уже не роман-предостережение? Просто неудачно написанная после 20 лет предыстория «Огненного бассейна» пожилым человеком, не воспринимающим современное телевидение с его шоу, рекламой и какофонией. … А ведь могла быть написана куда интереснее… Стереотипы упоминания вины русских во всех катаклизмах, авариях, диверсиях и т.п. автору я бы простил…
Едва ли 7 баллов.
LeMax, 6 июля 2009 г.
Абсолютно необязательный для прочтения приквел к «Трилогии о Триподах».
«Триподы», написанные в 60-х годах, очень атмосферные и содержат достаточно интересных идей для того, что бы считаться классикой мировой фантастики. Приквел издан в конце 80-х годов и является абсолютно коммерческим самоповтором. Мысли про зомбирование через ТВ были высказаны уже во второй книге основной трилогии. Процесс подчинения людей триподам прописан совсем слабо, пунктирно и недостоверно. И главное: в приквеле нет того «уиндемовского» духа, который пропитал «Триподов», который позволяет закрыть глаза на все логические нестыковки и проглотить всю трилогию за 1 день.
Nortaga, 6 февраля 2007 г.
Превью к циклу «Триподы». На мой взгляд, самая интересная часть в цикле, хотя стоит немного обособленно.
Мораль романа такова: «телевиденье — зло!, а в нужных руках — вдвойне зло». А ведь как в воду глядел... 8)