Г. К. Честертон «Вечный Человек»
Гилберт Кийт Честертон известен в основном как автор детективных рассказов об отце Брауне и Хорне Фишере. Но его религиозно-философский трактат «Вечный человек» Грэм Грин назвал лучшей книгой, написанной в ХХ столетии.
Это произведение – очерк истории человечества с точки зрения христианина, и будет интересно всем, кто интересуется философией, историей культуры и религией.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 21 декабря 2013 г.
«Вечный человек» — трактат, написанный Честертоном в защиту христианской церкви. В 1925 она уже нуждалась в защите. Рациональных доказательств в нем нет. Это понятно. Рациональные аргументы в данном вопросе не имеют силы по определению ни для одной из сторон. В лучшем случае с их помощью можно заставить о чем-то задуматься, но не убедить окончательно. Книга Честертона состоит по большей части из общефилософских рассуждений. Они изложены прекрасным языком, остроумны, парадоксальны, местами увлекательны, но убедить могут все-таки только того, кто и так убежден.
Настоящих высот автор достигает тогда, когда переходит от рассуждений к эмоциям. Для Честертона христианство — религия любви и добра, религия свободы и радости, религия жизни. Вера, отвергающая пессимизм. Вера, которая находится в согласии с разумом, хотя и смотрит на мир другими глазами.
Еще одна привлекательная сторона книги — отсутствие религиозной нетерпимости. Честертон — ревностный католик, и католическая церковь для него самая лучшая, но это не значит, что другие плохи. Он с пониманием относится к адептам других христианских церквей, других религий, даже к атеистам. Все это люди, достойные уважения, достойные спасения. Раздражение автора вызывают две категории оппонентов — прагматики и пуритане. Подход прагматиков, по мнению Честертона, отвергает разум, подход пуритан — красоту, и оба они отвергают любовь. Очевидно, что водоразделом для автора служат не столько идейные разногласия, сколько различия в системе духовных ценностей.