Ирвин Уоллес «Документ «Р»»
Соединенные Штаты Америки, недалёкое будущее. В стране невиданный всплеск преступности и террора. Директором ФБР подготовлена 35-я поправка к Конституции, которая наделяет президента огромными полномочиями. Но для её ратификации необходимо согласие трех четвертей штатов, и многие колеблются, понимая, что та же поправка может оставить страну перед угрозой фашистской диктатуры. Тогда руководством ФБР с согласия президента готовится невероятная мистификация...
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1979'04», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'05», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'06», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'07», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'08», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'09», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'10», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'11», 1979 г.
— журнал «Вокруг света 1979'12», 1979 г.
Экранизации:
— «Документ "Р"» 1985, СССР, реж. Валерий Харченко
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elektronoizov, 21 ноября 2017 г.
Наверное, начать следует с того, что данное произведение вновь приобретает свою актуальность и злободневность в связи с чередой недавних событий, потрясших Соединённые Штаты, да и весь мир в целом. А написано оно было в 1976 году, то есть уже более сорока лет назад. Тогда в Америке были определённого рода проблемы, связанные с нигилистическими настроениями в обществе, общим упадком национального духа и, как следствие, ростом преступности. Причины — более, чем веские — война во Вьетнаме, которая завершилась только к 1975 году, глубокий экономический кризис первой половины 70-х и усугубившийся конфликт поколений (начавшийся ещё в 60-х, достигший катарсиса после фестиваля «Вудсток» и приобрётший черты устойчивой стагнации в 70-х: поколения просто стали тихо ненавидеть друг друга), раскол общества на сторонников и противников «холодной войны». Нельзя также забывать и нашумевший скандал с президентом Никсоном и отелем «Уотергейт». В окружении всех этих злокачественных явлений американское общество начало терять веру в собственную защищённость, а точнее — в способность государства защитить своих граждан. Искусство очень быстро прочувствовало этот негатив. Стоит вспомнить хотя бы книгу Брайана Гарфилда «Жажда Смерти», которая потом получила мировую известность после экранизации её Майклом Уиннером с Чарльзом Бронсоном в главной роли. Речь там идёт об отчаявшемся человеке, не питающем надежды на помощь полиции в поисках убийц своей жены. Он берёт правосудие в свои руки. К похожим этическим концепциям можно отнести и героя Клинта Иствуда — полицейского Гарри Кэллахэна, который верит в правосудие своего магнума 45-го калибра больше, чем в Билль о Правах и Конституцию.
Такая длинная преамбула была нужна для адекватного отношения к роману Уоллеса. Речь в нём идёт о внесении изменений на законодательном уровне в Билль о Правах при помощи ратификации 35-й поправки к Конституции (с чего и начинается книга). Весь сюжет строится вокруг конфликта сторонников этой поправки и её ярых противников. Сама же поправка регламентирует в случае введения чрезвычайного положения в стране временную приостановку действия первых 10-ти поправок Конституции США (Билль о Правах). Подспорьем для столь решительных мер как раз и явилась волна преступности и насилия, захлестнувшая США в гипотетической реальности (в романе не указывается точное время действия). С самого начала задаётся вопрос: «Готовы ли Вы пожертвовать своими правами и свободой ради безопасности?». Мне кажется, что каждый читатель ответит на него для себя сам, хотя позиция автора более чем прозрачна в этом смысле.
Теперь о языке. Вначале я думал, что такой сухой конторский язык изложения — недоразумение переводчиков и редакторов «Воениздата», чувствовавших большую ответственность перед Партией, но потом понял, что роман в некоторых описательных местах нарочито приближается к форме отчётных материалов спецслужб касательно наблюдения за живыми объектами...
Читать всем не рекомендую, но мне эта вещь очень понравилась.
Кстати, к слову сказать, в 1985 году на киностудии «Беларусьфильм» была сделана вольная экранизация этого произведения и превращена в трёхсерийный телефильм. Конечно, в разгар «холодной войны», в фильме очень жёстко педалируются отдельные темы и присутствует много сцен, изначально в книге отсутствующих. Также многие сцены были полностью изменены в виду невозможности полноценно реализовать их на советском пространстве. Все кадры с панорамами Америки (а их в фильме чуть меньше половины) были либо отсняты спецкорами для документальной хроники, либо в наглую стырены с американского телевидения (+ к ним ещё клипы Майкла Джексона, реклама «Спрайта» и «Доктора Пеппера», который советскими переводчиками представлялся как ПИВО). Вообще фильм получился весьма необычным. Я такого ещё не видел, но рекомендую тем, кто прочитал «Документ Р» для качественного сопоставления придуманных реальностей глазами американского писателя и советского кинорежиссёра по вопросам демократии.
P.S.: На счёт того, что история повторяется и не за горами 35-я поправка уже реалиях сегодняшнего дня, судить прочитавшим и посмотревшим. Непреложным фактом останется то, что это — книга-предостережение...
DKart, 20 мая 2016 г.
Довольно простенький политический детектив. К сожалению персонажи ярко выраженные, сразу понятно кто плохой, а кто хороший. Обычно это свойственно детским книжкам. ГГ наивен, глуповат, а его антагонист коварен как дьявол. Сюжетная линия слабая, нестыковки сшиты белыми нитками. Благо написано все простым языком, так что читается легко.
Вердикт: довольно средне, на 3+ из 5.