Марина и Сергей Дяченко «Вкус слова»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Людям, живущим в этом крае, приходится общаться со странным племенем, которое передаёт информацию через различные сочетания вкусов. У местного мастера-переводчика много подмастерий, но только один из них станет учеником. Среди них парнишка по имени Шмель, который приехал с окраины края и провалил экзамен. Чужеземец Стократ наблюдает за местными нравами и обычаями и нанят князем для того, чтобы разобраться с грабителями. Внезапная смерть мастера тесно переплетёт судьбы этих двоих.
Входит в:
— журнал «Если 2011'4», 2011 г.
— роман «Стократ», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2012 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2012 // Средняя форма | |
номинант |
Мраморный фавн, 2011 // Повесть |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 24 ноября 2021 г.
Дяченки в знАчимом числе случаев отличаются не просто оригинальностью, а, я бы даже сказал — вычурностью фантАнтуража. Дабы не быть голословным — навскидку несколько текстов, пришедших на ум: «Осот», «Долина совести», «Пандем» и – конечно же – «Vita Nostra» (и даже – скорее – весь цикл «Метаморфозы»).
Но сей текст, уважаемый потенциальный читатель – это просто что-то где-то. Шедеврально красивая фантИдея. ЭкзотИк. Супер-пупер экзотИк. Всего одна цитатка, уважаемый потенциальный: «…Дети лесовиков в конце концов прозреют. Перестанут зашивать себе глаза, посмотрят на свет; однажды попробуют сказать друг другу слово или нарисовать картинку на гладкой стене. И тогда Язык умрет; умрет высокое искусство, способное заставить человека рыдать и смеяться, и чувствовать себя ближе к небу… Язык, возникший по недоразумению. Язык, который скоро сделается ненужным никому…».
Да-да, уважаемый потенциальный: понимать надо именно буквально – ВКУС слова. Только это – «всего-лишь» фантИдея. На неё, как на веретено, накручивается удивительная пряжа повествования, расцвеченная целым сонмом блёсток, «из оперы» психологии, социологии, философии и иже с ними. Сохраняя при этом если и не образцовую динамику (это было бы преувеличением), то – вполне себе адекватный драйв. Рекомендую. Однозначно
Тиань, 4 июля 2015 г.
Главным героем этой повести является слово. Слово это совершенно особенное, оно не произносится, а вкушается — информационное послание передается через вкус напитка или блюда. Столь непривычный для нас язык появился случайно. Видимо, как результат болезни, лишившей некоторые обособленно живущие племена зрения и речи. Язык вкуса помог людям сохраниться как сообществу, сберечь знания и искусства, установить контакты с людьми других племен, которые нормально видели и говорили. На начальном этапе он стал спасением.
Но в какой-то момент человеческий организм победил последствия болезни, дети стали рождаться зрячими. Однако языковая традиция сформировалась, и малышам зашивали глаза, чтобы они оставались слепыми, как их предки. Ведь если люди увидят свет, язык вкуса им будет не нужен, его быстро вытеснит более простой язык жестов. Ради сохранения языка, а, значит, собственной племенной идентичности, старшее поколение пытается лишить детей и молодежь возможностей, данных природой.
Однако, жизнь не остановишь. Способные видеть рано или поздно откажутся жить с зашитыми глазами. Наверное, это спровоцирует серьезный конфликт внутри племени, возможно, даже гражданскую войну, в результате которой процесс умирания языка вкусов и разрушения племенных связей его носителей ускорится. Выжившие потеряют свою племенную идентичность, но обретут возможность видеть. А язык вкусов пополнит ряд мертвых экзотических языков, которые способны понять лишь единицы.
Герой повести Стократ испытывает глубокое сожаление в связи с умиранием языка вкусов. Он надеется, что мальчик Шмель, единственный из зрячих, владеющий этим языком, успеет и сможет воспитать учеников и сохранить уникальное культурное явление. Наверное, Стократ выражает авторскую позицию по языковому вопросу. Ведь умирают не только языки вкуса в фэнтезийных повестях, в реальности такие процессы тоже идут, причем гораздо более болезненно, поскольку носителями языков в наши дни являются уже не племена, а нации.
Однако, с процессом этим ничего не поделаешь. Во всяком случае, искусственно сохранять выполнивший свою историческую задачу язык, специально ограничивая возможности людей, рожденных в данном языковом поле, мне представляется неправильным. Да и не решишь этим задачу сохранения языка. Нации развиваются по своим законам, человек над ними не властен.
Человеку дано лишь изучать и хранить, хранить даже то, что уже не востребовано, просто как память.
Повесть поднимает важные вопросы, дает пищу для размышлений и исторических параллелей, но читать ее мне было скучно. Я за то, чтобы люди видели свет и говорили на том языке, который для них удобен в данный момент. Уходящее надо отпускать, человеческих жертв оно не стоит. ИМХО, разумеется.
Panzerbjorn, 1 апреля 2013 г.
Признаюсь, я мало знаю Дяченок. Романы вообще, несколько коротких рассказов оставили равнодушными, а вот повести неожиданно понравились. Причем все три, которые читал. Несомненно, как любителю НФ, мне было бы предпочтительней, чтобы лингвистика вкуса лесовиков развивалась в антураже иной планеты, нежели в почти заурядном фэнтезийном мире. И все же, все же... Ну ведь прекрасная же идея описать язык именно как ЯЗЫК! Мы с помощью языка изрекаем звуки, но и ощущаем вкус. Это два разных физиологических действия. А если их объединить? Давненько ничего подобного не читал и очень доволен прочитанным. В повести не понравились лишние действия и герои, мешающие развитию сюжета... Но теперь увидел, что это, оказывается, отрывок из романа. И все встало на свои места. Благодарен авторам за игру воображения!
alex1970, 19 августа 2011 г.
Вначале не понравилось — как-то слишком тягуче. Но потом втянулся и было даже жаль быстро расставаться с героями этой повести.
Очень необычный мир, точнее, необычная система общения с соседями у людей.
Герои, конечно, не супермены, но от этого повесть только выигрывает.
Сочное описание мира и непростого существования в нем. И еще емкая и не банальная характеристика войны, чем-то напомнившая Цоя «Война — дело молодых, лекарство против морщин»
biohazard, 29 февраля 2012 г.
Великолепная вещь! Все-таки да, малая форма есть малая форма. Правда, есть и здесь холостые выстрелы. История с разбойниками, например. Если как глава романа — вопрос снимается, а если самостоятельная вещь — тогда извольте, чтобы все выстрелы попали в цель.
А теперь почему именно «великолепная»: новая форма общения. Изюминка, вокруг которой все и строится. И это настолько оригинально и не штамповано, и это когда фантастикой просто пересыщены полки магазинов!
Мне кажется, именно за это и стоит любить Дяченок.
Musyupick, 13 июля 2011 г.
Передать словом вкус, а вкусом смысл — очень увлекательно! Глубокое погружение в атмосферу. По прочтении кажется, что и сам так сможешь, нужно только попробовать.