Александр Шалимов «Стена»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Прошло несколько десятилетий с тех пор, как пришла огненная волна и поглотила все окружающее — людей, дома, моря, — а немногие выжившие вынуждены укрываться в руинах и пещерах, ведь солнце превратилось из некогда верного друга в злейшего врага, беспощадно убивая каждого, кто рискнет выглянуть. Лишь горстка из выживших молодых парней пытаются добыть информацию о том, что случилось и как это можно исправить, а в результате натыкаются на бескрайнюю Стену...
Входит в:
— журнал «Аврора 1976'10», 1976 г.
— антологию «Белый камень Эрдени», 1982 г.
— сборник «Возвращение последнего атланта», 1983 г.
— антологию «Бомба замедленного действия», 1991 г.
— сборник «Странный мир», 1991 г.
— антологию «Создан, чтобы летать», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 22 октября 2021 г.
Десятилетия назад случилась катастрофа, превратившая Солнце в источник смертельной опасности. Разрозненные группы людей пытаются выжить в этом новом мире, но их силы иссякают, женщины бесплодны, а запасы пищи истощаются. Нужно рискнуть и отправиться на восток через безжалостную пустыню, но решимости на это хватило только одному..
Прочитал рассказ ещё в 1987 году и всю дальнейшую жизнь полагал, что написан он в 1950-е и американским автором. Ибо в 1980-е любой советский школьник прекрасно знал всё о поражающих факторах ядерного взрыва, а убивающее своими лучами Солнце среди них однозначно отсутствовало. Описанные же в «Стене» горы и пустыня к востоку от них хорошо ложились в мои представления об американской географии. И вот представьте себе моё удивление, когда оказалось, что «Стена» была опубликована только в 1976 году и автор у неё наш, советский.
Тем не менее, читал я тогда много всего разного, а шалимовский сюжет в памяти остался намертво. Особенно чётко запомнилось путешествие сквозь зной пустыни и сорванные с веток, брызжущие соком живительные апельсины.
Groucho Marx, 3 мая 2021 г.
Для 1976 года это очень круто. Не только для советской НФ, но и для фантастики в целом — можно сказать, эталонный «нововолновский» рассказ, который был бы уместен в любой антологии Харлана Эллисона.
По сути, рассказ о выборе точки зрения на мир. Или человек принимает общепринятую позицию или пытается заглянуть за край реальности. Кроме того, это пинок советской ментальности, не желавшей вспоминать свой генезис, не желавшей возвращаться к травме своего возникновения и — в результате — пребывавшей в состоянии перманентной «постапокалиптики». Выйти из зоны ментальной катастрофы несложно, говорит Шалимов. Но сначала надо захотеть выйти, надо захотеть найти выход.
rrq64k, 16 августа 2020 г.
Странное впечатление оставил этот рассказ.
Две трети написано сухо и жёстко. Мир после ядерного апокалипсиса подан скупо, но зримо. А вот финал как будто заимствован из «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Помните, как Саша Привалов путешествовал по выдуманным мирам на машине времени? Там присутствовала некая стена, разделявшая миры советских и западных фантастов. На одной (нашей) стороне всегда светило яркое солнце и произносились пафосные речи о покорителях космических глубин, а на другой (их) рвались снаряды, пикировали бомбардировщики и вырастали зловещие ядерные грибы.
[Герой рассказа А. Шалимова «Стена» Борода перелез через стену и из постапокалиптического мира попал в уютный светлый мир. А проводником оказался маленький мальчик...] Почему-то этот финал напрочь перечеркнул хорошее впечатление от рассказа, переведя его как раз в ту категорию фантастики, которую пародировали Стругацкие.
ГРОМ, 26 августа 2019 г.
Неплохой такой постапокалипсис.
В целом сюжет повести захватывает. Реалистично описан мир постапокалипсиса. Единственное, что концовка какая-то детская. Как-то нелепо объясняется автором вся ситуация. И как-то легко и быстро герой находит то что искал. Фактически нет никаких трудностей, преодоления.
Если бы не это, был бы шедевр.
be_nt_all, 11 июня 2017 г.
Рассказ этот я прочёл в поисках постапокалиптики, написанной в СССР. Странное впечатление он оставляет. Сухое повествование в котором и после финала, замечу, достаточно неожиданного, вопросов вроде «а что это такое было то» остаётся намного больше, чем ответов. И меньше всего это похоже на то, что обычно ждут от постапокалиптических историй. Мир за чертой способен испугать, но описан он слишком сухо (хотя пара-другая небанальных, сильных деталей всё же цепляет). Автор как будто нарочно старается не вызывать сильных эмоций, хотя казалось бы жанр обязывает. Может это другой жанр? Притча? Да, то, что происходило в пещере молодых «исследователей» — это действительно достаточно глубокая и интересная метафора, того, как легко человек может подменить стремление к познанию — агрессией, а науку — карго-культом. Но если это рассказ-притча, то бомба, послужившая причиной появления черты, кажется имеет к оружию массового поражения весьма опосредованное отношение, скорей символизируя собой... Впрочем тут каждый может прочитать рассказ по своему.
kirik, 4 апреля 2012 г.
Яркая вспышка, беспощадный огонь и тотальное разрушение — практически все, что осталось из воспоминаний о прошлом у выживших. Окружающий мир сузился практически до размеров убежищ и «потемнел», поскольку они вынуждены укрываться от смертоносного ныне солнца. И лишь несколько молодых людей, родившихся после катастрофы и называющих себя «исследователями», пытаются восстановить картину прошлого — найти причины случившегося и возможность все исправить.
Из отрицательных сторон рассказа могу отметить некоторую сухость повествования — тексту не хватает живости, яркого описания окружающего мира — рассказ не вовлекает читателя в сопереживание главным действующим лицам, не создает ощущение безысходности и не дает объяснений на многие вопросы. Примерно половину рассказа занимают диалоги между выжившими в духе «Расскажи! — Не помню!», «Знаешь? — Не знаю!» без объяснения причин, почему они друг другу не доверяют и не желают делиться воспоминаниями.
К положительным чертам отнесу концовку и, как следствие, сам сюжет — до самого конца рассказа не было мыслей о том, что же случилось на самом деле и есть ли другие выжившие (возможно потому, что ранее не читал рассказов с таким сюжетом, и тем не менее +).
В целом — рассказ понравился, не смотря на некоторые огрехи.