fantlab ru

Вера Камша «Синий взгляд смерти. Рассвет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.86
Оценок:
137
Моя оценка:
-

подробнее

Синий взгляд смерти. Рассвет

Роман, год; цикл «Отблески Этерны»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Долгожданное продолжение легендарного цикла «Хроники Этерн­ы»!

Тонет в Эсператии разбитый адмирал. Странноватой славой обрастает «закатный» капитан Фельсенбург. Плетут дамские интриги принцесса и кардинальша. Хранит свой секрет бронзовая решётка. Открываются старые тайны. Ищет и находит очень особые поручения Марсель...

...Смотрит на трупы у обочины маршал Капрас. Нет, к такому зрелищу он привык... но дома?! Густой туман закрывает пути маршала Бруно. Совсем другие карты хотел бы изучать маршал Савиньяк. Но после мрака полуночи приходит рассвет...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 606

Активный словарный запас: высокий (3051 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Лучшая отечественная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть первая
2017 г.
Синий взгляд Смерти. Рассвет. Часть вторая
2017 г.
Синий взгляд Смерти. Рассвет. Часть третья
2017 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть четвёртая
2019 г.
Синий взгляд смерти. Рассвет. Часть пятая
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  67  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор просто издевается над своими читателями, постоянно откладывая выпуск новых книг, увеличивая число томов, размазывая историю по все большему количеству персонажей и мест. А так хорошо все начиналось.... Смотришь на список произведений, а там половина «не закончено».

Оценка: нет
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга пока не вышла, но было довольно забавно прочитать официальное описание тома: «Первая часть третьей книги третьего тома пятого романа цикла». Кому-то показать...

Оценка: нет
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю неделю — прочел 10%.

Кто эти люди в книге — у них есть имена, фамилии, вторые имена, прозвища, титулы, звания иногда просто «Прилагательные».

Первые 3 книги помню, остальное не помню.

Я даже не помню что с Алвой случилось уже, хотя 2 раза минимум когда то читал.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тоска. Это про все тома Рассвета. Еле одолеваю третий, хотя читаю быстро.

Живые любимые герои первых книг превратились в картонные фигуры, стилистика изложения трансформировалась в простое перечисление каких-то событий, диалоги персонажей стали просто скучны.

А вся мистика вставлена в текст по принципу «не пришей кобыле хвост».

Я не знаю, кто писал первые 5 книг, но явно не тот, кто последние четыре, потому что они отличаются как небо и земля.

Зы. Если решитесь читать цикл, остановитесь на первых 5 книгах, закончив чтение вторым томом Яда минувшего. ИМХО.

Оценка: 2
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним из формальных признаков современного фэнтезийного жанра является тенденция к «многосерийности». В этом смысле «Отблески Этерны» Веры Камши один из самых ярких тому примеров. Задуманный как трехтомник цикл многократно превзошел запланированные объемы: число книг увеличивалось, сами книги делились на тома, тома на части, части на еще более мелкие таксономические единицы, каждая из которых, впрочем, являлась на свет весьма увесистым фолиантом. От книги к книге число героев, локаций и сюжетных линий стремительно умножалось, а динамика развития сюжета столь же стремительно падала. В добавок ко всему прочему за вышедшей в 2012 году «Полночью» последовал пятилетний перерыв.

И вот, когда уже мало кто надеялся увидеть финал истории, объявлено, что цикл закончен. Последняя предполагаемая книга уже традиционно разделена на несколько частей, которые будут выходить отдельно с интервалом в несколько месяцев. Пока же доступна только первая из четырех.

Если, дабы обойтись без спойлеров, ограничиться одними общими впечатлениями, то о романе можно сказать, что он в полной мере обладает всеми достоинствами и недостатками предыдущих книг цикла. Интриги до неправдоподобия сложны и изощренны, мужчины прекрасны, умны, во всем талантливы, отважны и поголовно неженаты, действие ползет черепахой. Внезапно выбившийся из персонажей третьего плана в главные герои маршал Капрас хоть и честный патриот, но не заставляет себе сопереживать, равно как не заставляют и десятки страниц казаро-бакрийских дел. Иными словами, многое скучно. Сильные стороны тоже все те же: продуманный мир, оригинальная мифология, интересные персонажи. К ним, пожалуй, добавляется еще кое-что, чего так не хватало в последних книгах — берег виден, путь пока далеко впереди и неясно сквозь туман не напечатанных еще тысяч страниц, но все же вполне отчетливо, чтобы не спутать его с очередным миражом. История будет закончена, скоро мы получим все ответы.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воскрешать тех, кто погиб и уже оплакан читателем, — дурной тон. Историческая драма превращается во что-то слащавое из области сказочного женского фэнтези. Конечно, до подобного стиля «Рассвету» далеко, но отголоски появились. (Ну, для примера — как если бы к Эддарду Старку снова голова приросла и даже шрам пропал...)

Кроме того, возникает вопрос: а почему, собственно, автор воскресил именно этих — а не тех?.. А может, вообще все хорошие к концу цикла воскреснут? И будет всем хэппи-эндам хэппи-энд. Мило и несерьёзно.

И новые смерти положительных героев уже не могут в этом контексте восприниматься как нечто горькое и безысходное. Хотя автор всяческими намёками подводит читателя к будущей трагедии с Савиньяком. (Отзыв пишу после выхода двух первых книг «Рассвета», продолжение ещё не вышло из печати).

Нет, как читатель, я, конечно, люблю, когда всё хорошо, все спаслись, а если погибли, то «понарошку». Но серьёзная книга превращается в фарс. Мне жаль увидеть это в «Рассвете».

Что же касается текстовой стороны, то язык книги по-прежнему хорош, узнаваемы легко вписанные в роман многочисленные аллюзии, каждый персонаж наделён собственным взглядом на мир и своей манерой речи. Пожалуй, мне больше всех по душе неунывающий Валме, с его «это было» и бешеной скачкой на козле...

Правда, некоторые положительные, с точки зрения автора, персонажи, у меня вызывают такие же неприятные чувства, как, наверное, «белоглазые» у Фельсенбурга. Это приторная «вещь в себе» Мэллит и грубая, наглая и бесцеремонная Матильда.

Дополнение:

Прочитала уже пятую часть «Рассвета» — и это ещё далеко не конец!

Книги эпопеи окончательно превратились в последовательное нанизывание друг за другом отдельных эпизодов из жизни многочисленных персонажей; тут и игра с собакой, и поиски пропавшей свиньи, и расправа с домашним тираном, и великосветский приём, и песни у костра; встречи, расставания, переезды — но всё вместе перестало складываться в целостную картину, в общий главный сюжет, ведущий к важной цели. Теперь это просто множество сцен из повседневного быта разных людей (для кого-то этот быт — сражения, для кого-то — прогулки по саду...)

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое что надо отметить, так это то, что чтение данного романа только для фанатов цикла. Честно говоря, я уже хотел забросить этот цикл, но это как со старым чемоданом жалко выкидывать. А как все хорошо начиналось: интересные герои, интриги, дуэли, военные действия, шикарное морское сражение... потом проходит слишком много лет между выходами книг, и ты себя ощущаешь дальним родственником на праздничном мероприятии. Малознакомые персонажи, какие-то события которые уже выпали из памяти, новые незнакомые люди, но сам праздник красивый, легкий и не особо напрягает.

Тем кто не знаком с циклом «Отблески Этерны» я бы посоветовал основательно подумать прежде чем начинать свою знакомство с этой эпопеей. Внимательно ознакомьтесь с полной библиографией и если у вас куча времени, то можете себе позволить начать читать эту серию. Здесь все благородно, неторопливо, красиво и изысканно. Я бы назвал этот цикл легким подобием «Цикл Льда и Пламени» Мартина в декорациях «Трех Мушкетеров» Дюма.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Война списывает многое и еще больше требует, но тот, кто переносит правила войны в мирную жизнь, должен быть уничтожен.»

*

«Нам могут снится маки, а могут — гранатовые рощи, но мы просыпаемся, и цветы кончаются. Остаются города и армии.»

*

«Если ночь самая длинная, следующая будет короче. Когда так плохо, что может стать только лучше, надо радоваться.»

*

«Пожар может вынудить спасать то, от чего бежал, но не следует в угоду ложной совести обожествлять золу.»

*

«Половина бед случается оттого, что сильным неловко прикончить сволочь, пока она кажется слабой.»

*

Жизнь мира Кэртиана не знает покоя. Шар Судеб продолжает свое безжалостное движение, разрушая планы и стирая с лица планеты судьбы тысяч людей. Близкие люди и союзники рискуют стать оскверненными, а значит — врагами. И выбор невелик — убей сам или будь убитым. Смогут ли вековечные противники, забыв о старых распрях, стать единым фронтом против общей угрозы? Кто окажется во главе крупнейших королевств планеты, и захотят ли они принять новые внешнеполитические доктрины в условиях надвигающегося переломного периода? Будущее покажет. А тем временем пора встречать Зимний Излом — праздник, который всегда имел запах детского счастья и никогда — пороха и крови. Что ж, все когда-то бывает впервые. Потому что в этот раз он влечет вслед за собой излом людских судеб, излом войны, излом мировоззрения и излом жизни Кэртианы, стоящей на пороге Нового Круга. Мрак Полночи принес многочисленные потери, которые можно осознать лишь при свете восходящего солнца. Месяц умер...ночь ослепла...грядет Рассвет, который вопреки всему обещает быть красивым!

*

Начало рассветной части (первые 3 книги) вызвало у меня самые противоречивые эмоции. На страницах этих книг я впервые за чтение цикла испытала невероятное счастье, радуясь за судьбу нескольких героев, и читательское разочарование в ряде сюжетных линий. Рассматривая фабулу книг с позиции уже прочитанного и зная общую суть канона, я так и не смогла понять, зачем автор нескольким линиям повествования уделила такое повышенное внимание. Одна из них (с томной барышней-художницей во главе) была просто переполнена эпизодами, которые прямого отношения к истории вообще не имели, а лишь характеризовали направление межличностных отношений некоторых персонажей, по ряду причин мне абсолютно не интересных. Читая все это, я рисковала упустить важный момент, который автор ловко спрятала за грудой вышеперечисленных ненужностей. Так же было очень много сюжетной линии, которая фактически являлась второстепенной и настолько самостоятельной, что могла спокойно быть воспетой в отдельной серии книг того же мира Кэртиана. Таким образом, огромная доля рассветной части представляла собой ламинарную обездвиженную структуру из наслоенных друг на друга сюжетных линий. На фоне предыдущей части, где события меняли друг друга со скоростью вихря, здесь все было настолько спокойно, что казалось приближение обещанного конца света кто-то отменил. Важные моменты для дальнейшего развития, несомненно, были. И один из них я ждала несколько книг. Но они представляли собой каплю в море по сравнению со второстепенными событиями. Небольшое движение в сюжете началось лишь к середине третьей (!!!) части, и мое сердце немного оттаяло.

*

Наверно, Вера Викторовна стала тем автором, чей стиль повествования оказался для меня идеальным. Ее образный, невероятно красноречивый слог обладает просто гипнотическим свойством. Некоторые мысли имели такую силу слова, что вызывали мурашки, навсегда оставляя след в сердце. «Спой мне, путник, о ветрах далеких», — говорит она и награждает страницы истории такой душевной ноткой, что чувства и переживания героев я ощущала как свои собственные. Поэтому даже «раздутые» линии сюжета я читала с огромным удовольствием. Не забыла автор украсить повествование и мистическими сценами. Маски — двойники, хождение тропами Холода, оживающие картины и сны-видения, выворачивающие пространство мира наизнанку, расплываясь в сознании читателей сюрреализмом в прозе — все это было необычным, завораживающим и до конца необъятным. Очень порадовала четвертая часть, повествующая о военных действиях, которые автор описывает со свойственным ее манере повествования размахом. Зима бросала под ноги воюющих снежную простыню, одолевшее дым солнце играло алмазной пылью. И на фоне всей этой красоты масштабное сражение, имевшее массу увлекательных моментов, получилось еще более атмосферным и захватывающим. Клинок ловил солнце и смывал его кровью, азарт воинов, которым было за что бороться, передавался даже читателю. И этот несущий смерть танец становился все быстрей, все неистовей, с каждой секундой приближая такую желанную победу. «Не нужна тут смерть, и не будет ее», — уверенно говорили герои и сражались, забыв о смерти до смерти, стараясь вложить все, что у них осталось, в один общий удар. Это сражение своим настроением и образами действующих лиц во многом напомнило мне первые книги, открывающие цикл.

*

Снова не разочаровывают мужские персонажи, которые в большинстве своем остаются идеальными. На протяжении всего действа автор очень грамотно тасует эти образы, доказывая их индивидуальность и способность отлично дополнять друг друга в том или ином сюжетном пространстве. А масштабы этой части велики. Вместе с героями нам предстояло побывать в нескольких государствах, расположенных в разных частях мира. Единственное, что хотелось бы увидеть в следующих книгах — это развитие нескольких героев, которых незаслуженно автор держит на второстепенных ролях. Их сюжетные линии отлично украсили бы своим присутствием цикл, потому что по многим причинам эти персонажи являются не простыми жителями Кэртианы. А еще хотелось бы отметить то, как интересно автор выражает связь между отдельно взятыми действующими лицами, которая поддерживает основную идею всего канона. Переплетения некоторых сюжетных линий, даже не в пространстве, а во времени, были очень неожиданными и вносили свою мистическую нотку в историю.

«Окровавленный закат.

Ветер.

Грома близкого раскат.

Вечер.

Да услышит брата брат.

Вечно...»

*

В отличие от мужских персонажей, женские вызывали недоумение, печаль, а иногда даже шок. В первых рассветных частях автор сделала попытку буквально утопить читателей в потоке печали очень (очень!!!) несчастных женщин. Разговоры «за жизнь» лились нескончаемой лавиной вместе с горячительными напитками. И все, казалось бы, правильно, но меня истории обделенных любовью женщин постепенно начали вводить в состояние сна. Это было проникновенно, но абсолютно не интересно. На этом фоне, мне хотелось побольше движения в событиях, где люди борются, а не ноют с тоской во взоре о плохой жизни. Другие героини не просто утомляли тоскливыми речами, а шокировали своими действиями, преображаясь в глазах читателей до неузнаваемости. Так до конца я не смогла принять поступок одной героини. Меня постоянно мучил вопрос о том, можно ли вершить суд, основываясь лишь на своей недоказанной правде, решая все за других? Где проходит та тонкая грань, которая отделяет преступника от спасителя, и как все происходящее можно втолкнуть в общепринятые рамки нравственности? Милый образ рассыпался и приобрел очень сложную фигуру, которая мне стала совсем чужой. Впрочем, как и с ней связанная любовная линия. Но больше всего меня поразила девушка, которая под прикрытием образа «святой простоты», с деликатностью танка вершила судьбы приближенных к ней героев. Я давно не краснела от поведения книжный героини, но данная красотка периодически подвергала меня этому, погружая своими поступками в недоумение и даже раздражение. Я очень ждала линий повествования мудрых, зрелых женщин, которые в этой части цикла были вынесены автором на второй план.  

*

Вслед за героинями любовные линии в большинстве своем оказались для меня абсолютно чужими. Как сказал бы один из главных героев: «Это было печально...» Они вызывали удивление, шок, тоску и тошнотворное непонимание. Одна из них развеселила меня своей наивностью и неожиданной удачливостью в духе бульварных женских романов, где герои влюбляются если не с первого взгляда, то с первого пинка со стороны. Многие любовные нити сюжета ждут свое продолжение в следующих частях. Но скажу честно, некоторые из них я даже не хочу читать. Лишь одна сердечная ниточка сюжета радовала меня и «держала на плаву», начиная с первой рассветной части. Пусть ее было совсем немного, но эти моменты несколькими предложениями попали мне прямо в сердце. Это так здорово, когда рядом с любимым человеком предзакатное воронье кажется соловьями, и обычная весна становится лучшей весной в жизни!

»-У тебя на руке кровь, но мне больше не страшно. Почему?

- Потому что все будет хорошо. Я сказал, а ты слышала.»

*

Заключительная пятая часть была посвящена придворным интригам. И это тоже было по-своему интересно! Умеет автор поместить героев на отдельно взятом клочке пространства и создать такие условия, в которых они воле-неволе будут вынуждены обнажать свои интересы и делать все для реализации далеко идущих планов. Это было смешно, грустно и невероятно увлекательно. Вместе с тем, здесь уже чувствуется приближение финала цикла. Герои уже дошли до той черты, когда не осталось в душе даже страха. В их руках сделать так, чтобы народы планеты не вернулись в кошмар, где подлое останется подлым, а живое станет мертвым. Их цель — спасти мир, и они это сделают, даже ценой своей собственной жизни, твердо уверовав в то, что победителей не оплакивают. Реплика-догадка одного из героев дает читателям надежду, что скоро все загадки станут обнародованы, карты лягут на стол и будут раскрыты. А пока нарастает струнный ропот, зима отражается в стеклах домов, винная звезда блестит в хрустале бокала, а Кэртиана стоит на пороге чего-то важного и давно неизбежного…

«Приближается гроза!

Вечер.

Смех и плач в родных глазах!

Встреча!

Ты услышал, ты узнал

Вечность.»

*

Больше двух месяцев я провела на страницах этих книг, проживая жизни вместе с героями и разгадывая многочисленные загадки автора. Уже сейчас я могу с полной уверенностью сказать, что цикл «Отблески Этерны» стал для меня самым ярким книжным событием этого года. За время чтения я настолько полюбила многих героев, что их судьбы стали для меня очень важны, как и судьба самого мира с прекрасным именем Кэртиана. Я уверена, что буду постоянно возвращаться к этим книгам и перечитывать их. Они прекрасны!!! С нетерпением жду продолжения и совсем не хочу прощаться с героями, даже на время. Просто скажу им: «Эномбрэдастрапэ!» Что сие означает? Понятия не имею! Мне просто нравится, как это звучит :) Продолжение следует...

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще все книги Камши в этом цикле относятся к числу моих любимых. Яркие, красивые, поэтичные, с удивительно живыми персонажами и с миром, который хочется увидеть. Я с нетерпением ждала окончания цикла, но этот том стал огромным разочарованием, не вызвав никаких эмоций, кроме отрицательных. Живые персонажи стали картонными куклами, которые чуть ли не в каждой своей фразе озвучивают довольно сомнительные авторские идеи, мир потерял краски, исчезло неуловимое ощущение волшебства и чуда. Больше всего раздражает то, что писательница в этой книге начала открыто навязывать читателю свое мнение по поводу патриотизма, государства и прочего, и тем, кто придерживается других взглядов, читать будет просто тяжело. Только из уважения к предыдущим книгам ставлю 7.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала о хорошем. Язык у книги просто превосходный. Камшу можно смело назвать признанным мастером слова. Многие другие топовые авторы вроде Панова, Перумова или Пехова не валялись и рядом! Второй положительный момент — цельность повествования. Удержать в единых рамках такие огромные тексты надо уметь. Может, какие-то логические недочёты и есть, но мне лично они в глаза не бросились. Про плохое решил пока удалить, чтобы не нагнетать. Посмотрим, чем кончится цикл. Кто успел прочесть, тому повезло :).

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

эти планы еще с 2015 года все озвучиваются: «как только, так сразу». Сначала обещали «в 2015 году», потом «в конце 2015 года», потом наступило некоторое затишье, после которого появилось шедевральное «в течение 2016 года» (безо всяких уточнений — в начале, в середине, в конце). Думаю, что 2016 год пройдет и появится новое сообщение «в течение 2017 года» и т.д.

И возникает вопрос — если автор сама такие сроки указывает, а потом их меняет — закончена ли книга вообще (хотя бы очередная, про окончание цикла уже заикаться боюсь) или же «придумка» все не придумывается, потому и сроки переносят? А может быть в этом случае надо все-таки честно сказать — «не могу придумать, все сроки — это ожидание того, когда идея появится». Честно было бы.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх