fantlab ru

Джон М. Форд «Дракон не дремлет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.59
Оценок:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Дракон не дремлет

The Dragon Waiting

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

В наделавшей некогда изрядно шума статье Майкла Суэнвика «В традиции…», перевод которой был опубликован приложением к первому русскому изданию его романа «Дочь железного дракона» в 1996 году, этот роман Джона М. Форда, известного в американском фэндоме как Майк Форд, был уморительно назван «Драконом для услуг». На деле же это означает нечто вроде «Дракон терпеливый» (с подзаголовком «Маскарад истории»), и под драконом имеется в виду Византия. Византия, не павшая в 1453 году и угрожающая несколько десятилетий спустя средневековой Европе — в мире, в котором Юлиан Отступник восстановил в Риме язычество и христианство вернулось в разряд одной из мелких иудейских ересей, а ислам так и не зародился (отчего Византия беспрепятственно доминирует в Средиземноморье); в мире, в котором чуму заменила эпидемия вампиризма, миланский герцог-вампир Сфорца интригует против флорентийского герцога Лоренцо Медичи Великолепного и его советника Марсилио Фичино, а смерть «принцев в башне» имеет самую неожиданную подоплеку. И вот опальный наследник византийского престола, солдат-наемник, флорентийская женщина-врач и валлийский маг (да, забыл сказать: магия там работает), он же племянник Оуэна Глендоуэра, объединяют усилия, чтобы возвести на английский трон герцога Глостера в противовес чернокнижнику Генри Тюдору и дать окорот Византии… В 1984 году роман получил «Всемирную премию фэнтези» и даже имел определенный коммерческий успех (продано 40 тыс. экз., из них 10 тыс. в твердой обложке).

© А.Гузман

Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1984 // Роман

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги: Самая долгожданная книга

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2022 // Зарубежная книга года (США)

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2024 // Выбор жюри. Произведение (перевод с английского Екатерины Доброхотовой-Майковой)

Похожие произведения:

 

 


Дракон не дремлет
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Dragon Waiting
1983 г.
(английский)
The Dragon Waiting
1985 г.
(английский)
The Dragon Waiting
1988 г.
(английский)
The Dragon Waiting
2002 г.
(английский)
The Dragon Waiting
2020 г.
(английский)
The Dragon Waiting
2020 г.
(английский)
The Dragon Waiting
2020 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дракон не дремлет» много кто рекламировал как одно из определяющих фэнтези 80-х, взорвавших законы жанра и реформировавших его в нечто близкое к современному состоянию. Ну или я плохо запомнил, почему издание книги на русском преподносили как большое событие для фантофилов. Я прочел книгу и обнаружил, что она просто плохая.

Конечно, можно сказать, как здорово, что молодой американец в таких деталях описал средневековую Британию (дело происходит в разные времена XV века, постепенно фокусируясь на жизни Ричарда III), и как много он знал в 25 лет об исторических событиях тех времен. Можно сказать, какая интересная попытка смоделировать альтернативную историю, в которой христианство не стало доминирующей религией Европы, а Византия не рухнула, а наоборот, живет и здравствует как главная угроза европейским государствам. Можно, но – какая разница, если текст настолько слабый?

«Дракон не дремлет» – это продукт развлечения некоего Джона М. Форда с ручкой и бумагой в свободное время. Молодой человек очень любит средневековую европейскую историю и регулярно представляет, а что было бы, если в тот или иной момент поменять тот или иной элемент событий. Например, убрать фактор христианства. Или подбавить немного магии. Или показать Ричарда III хорошим политиком в противовес взгляду Шекспира. По главам книги отлично видно, что они сочинялись от случая к случаю, в порядке литературного развлечения и без всякого плана. И человеком, который литературу-то, может, и любит, но писать ее не умеет.

Форд никак не контролирует то, что происходит у него в тексте. В насыщенных историческими отсылками главах он полагается на то, что квалифицированный в средневековой европейской истории читатель сам поймет, кто на ком стоит просто по ключевым именам и топонимам – и эти главы, кстати, наиболее связные и осмысленные, хотя и там проблем много. А вот в главах с голой сюжеткой, например, в герметичной детективной сцене в гостинице, где главным героям нужно разгадать серию убийств, неспособность автора увидеть, что он насочинял, проявляется особенно ярко. Действие рваное, персонажи меняют настроение и поведение в мгновение ока, интрига обращается в путаницу. И вроде бы понятно, что происходит, кто кого в каком порядке убивал и зачем, но описано все из рук вон плохо.

В итоге на выходе получилась игра маленького ребенка, обожающего Средневековье, в сочинение художественной литературы. Ни мидеивистские отсылки, ни предложенные модели развития европейской цивилизации при таком провале в литературной части (и эти люди еще ругали за недостаточную литературность связного и последовательного Лазарчука, проработавшего не меньше источников!) не имеют значения, да и сделаны они без особой глубины. И тут не приходится удивляться, что книга заканчивается в произвольном месте – автору просто надоело в это играть. Кто рекомендовал «Дракон не дремлет», порицаю вас. Перечитывать ни в коем случае не буду.

Оценка: 1
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Объективно: в норме. Фэнтезийная альтернативная история, в котором христианство быстро проиграло многобожию, а восточное Средиземноморье осталось центром мира. Внезапно сдружившиеся в швейцарской гостинице беглый греческий аристократ, колдун-кельт, немецкий артиллерист и итальянская докторесса решают дать бой испортившей им жизнь Византии (как именно, рассказывают главки вступления) на чужой, английской территории.

Вещие сны, вампиры, друидские кандалы, кулевринки-серпентинки, побеги, схватки, янусова клубника, мертвые дети, посмертные проклятия, сельская мистерия, астрология зубодеров, почтовая карета, Тауэр, ученый евнух, правило Юлиана Отступника, политика Медичи, политика Людовика, неявные цитаты, патриотический медальон, инициации, перо в вене, кавалерия Дракулы, голубой луч из ладони и всё такое.

Язык в норме, изложение короткими этюдами, психология не штампована, интриги с внезапными поворотами, автор свободно меняет жанры, переходя от лирики к технике. «Всемирная премия фэнтези»-84? Да почему нет, следующими ее вручили Холдстоку и Симмонсу.

Субъективно: тяжелый случай мейнстримных установок 1980-х. Напоминает о быстрой смерти киберпанка, пошедшего той же дорогой.

Личностные кризисы важнее мира, обреченность бунта — побед. Жанровая свобода привела к метаниям: ничто не досказано, ничто не завершено. То взросление не с тем связавшегося мальчишки, то детектив в заваленной снегом гостинице. Вот шпионаж, минирование склона на линии атаки дракона — и извлечение «сгустков» из больного мальчишки подано через реакцию мужланов на женщину-хирурга. Византия где? Так, безликий образ опасного и обманного не пойми чего. Рулит контекст англо-франко-шотландских обстоятельств войны Роз, в аллопатической дозировке и практически неподъемный без подготовки. Соответственно, практически вся альтернативность этой истории идет лесом — династии, обычаи, имена, архитектура, языки и даже театр без изменений. Магическая система: ученое колдовство (храмовые чудеса, оракулы — нет, не слышал), за которое надо платить собой. А можно и не платить. Непостижимо, да и незачем, в общем-то, постигать. Легкое чтение, литературное упражнение, в котором авторского голоса и не слышно.

Ассоциация: «Павана» Криса Робертса в штанцах для аэробики и клеймом Митры на плече.

Рекомендации: сначала текст, восторженнейшее предисловие — потом.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дракон не дремлет» относится на Западе к классике фэнтези, хотя у нас не издавался до недавнего времени. Многие читатели ставят его в один ряд с самыми яркими представителями жанра. Мне, как большому любителю фэнтези, было сложно пройти мимо. Однако, что же мы имеем по факту?

Мир романа довольно интересен. По жанру это альтернативная история с фэнтезийными допущениями. Действие происходит в условном Средневековье XV века, правда с рядом существенных изменений. Во-первых, Византия не была разрушена османами, а превратилась в могучую сверхдержаву, подчинив себе более слабых соседей. Во-вторых, император Юлиан Отступник помешал христианству стать доминирующей религией. Ислам не зародился совсем, а в большинстве стран в том или ином виде процветает язычество. Не было крестовых походов, т.к. нет противостояния христианства и ислама, что опять же наложило большой отпечаток на культуру Европы. Ну и в-третьих, в этом мире есть магия. Правда прописана она крайне невнятно и большой роли для сюжета не играет. Порой кажется, что без нее было бы даже лучше. Ещё тут есть магические существа, например, вампиры. Вот они получились у автора гораздо лучше.

В романе целых четыре главных героя. Димитрий Дука – беглый наследник византийского престола. Его отца сначала отправляют править в далекую провинцию, а затем убивают. Димитрию чудом удается спастись от убийц. Волей судьбы он становится обычным наемником. Цинтия Риччи была успешным врачом при флорентийском дворе Лоренцо де Медичи. После завоевания Флоренции и падения дома Медичи была вынуждена бежать. Хивел Передир – валийский волшебник с загадочным прошлым. Когда-то он играл немалую роль в политической игре Англии. Грегор фон Байерн – талантливый немецкий инженер и по совместительству вампир. Он добровольно отказался от человеческой крови и старается вести мирную жизнь. Сначала мы видим истории персонажей по отдельности, затем в какой-то момент их пути сходятся, и герои объединяются для общей миссии. Миссия эта не проста – ни много не мало, а возвести на престол Ричарда Глостерского, известного нам как Ричард III. Каждый из героев имеет свою трагедию, но при этом не сломлен. Произошедшие неурядицы сделали их теми, кто они есть сейчас, закалили. При всем при этом героям крайне сложно сопереживать. В каждом была отталкивающая черта, которая сильно влияла на восприятие.

Роман представляет собой яркую смесь из политической игры, кровавого фэнтези и альтернативной истории. К этому также можно добавить загадочную метаигру с творчеством Шекспира. И нельзя сказать, что микс этот получился очень удачным. С точки зрения истории роман очень требователен к читателю. Многие события остаются за кадром, но при этом влияют на сюжет. Автор подразумевает, что мы уже знаем исторические события той эпохи, но для большинства российских читателей это не так. Школьная программа не подразумевает досконального изучения истории Европы, поэтому мотивация многих поступков остаётся непонятной, если не залезть в интернет за пояснениями. Кстати, существует даже фанатский сайт, где даётся разъяснение многим отсылкам. Правда использование его при чтении тоже чревато проблемами – спойлеров не избежать.

Однако высокие требования к знанию истории не единственная проблема романа. Очень сильно осложняют чтение спонтанные скачки во времени. Случается, что уже в следующем абзаце герои переместились на полгода вперёд и вообще находятся в другой стране. Меня не покидало ощущение, что часть страниц просто потеряна.

Финал меня не впечатлил. Не покидало ощущение, что, как в компьютерной игре, герои проходят сайд-квесты, но перед финалом, все просто заканчивается. Эпическое противостояние оборачивается просто пшиком.

Итог: Роман оставил после прочтения неоднозначное впечатление. С одной стороны, мы имеем потенциально интересный мир, ярких героев и очень динамичный сюжет. С реализацией же всего этого масса проблем. Важная часть происходящего в мире остаётся за кадром и никак не объясняется. Герои интересны, но при этом не до конца раскрыты. Сюжет динамичный, но порой просто мчится по локациям, не давая проникнуться происходящим. Многие отсылки пройдут мимо русскоязычного читателя, что опять же обидно. По итогу мы имеем сложный, требовательный к читателю роман, который понравится в первую очередь любителям истории.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

За долго до покупки обратил внимание, что слишком много информации и новостей вокруг личности Джона Форда, от легкого эссе его биографии до трудностей с покупкой прав у его родственников. Но при этом о самом романе почти полное отсутствие сухих фактов, а представленная аннотация практически не передает действительность. Опять же за такой труд перед маркетологами снимаю шляпу, тут постарались. Далее приведу личный и во всяком случае не удачный пример знакомства с книгой и автором.

Если ты жадно поглощаешь фэнтези и чаще всего от него ожидаешь насыщенный сеттинг с богатым миром, правдивыми военными действиями и вменяемыми героями, проводящими свой досуг в трактире хватая большегрудых официанток за попец в хмельном экстазе, или может тебя привлекают ошеломительные приключения и полеты на драконах в закат солнца, то я тебя разочарую, ничего здесь этого нет.

Судя по всему, эпоха трений европейских семей за престол являлась для Форда навязчивым хобби. Видимо поэтому он был убежден, что роман с историческими подоплеками будет востребован в масскультуре, иначе никак не назвать эту навязчивость кроме как не оправдавший себя эксперимент. Исходя из сторонних мнений, не так много оказалось тех, кто положительно оценил сей труд, даже на том же западе. А объективная вина этому антураж истертого до дыр исторического конфликта интерес к которому проявляют не так много людей.

История Англии в период войны для меня более-менее знакома, и я знал с чем предстоит иметь дело, и даже был практически уверен, что написано это будет как минимум интересно. Как же я ошибался. Я обычно прощаю всякие огрехи и неточности, на случай если текст тебя цепляет, но промучив книгу до середины мой потенциал доверия превысил лимит. Если первую половину начиная читать я искал какие-то оправдания и убеждал себя, что роман не плох, то прочитав его полностью делаю вывод, что роман рассчитан сугубо на аудиторию поклонников творчества Форда. Поэтому выходит все то, что было создано является абсолютно не моим. А далее написанное мною является личным впечатлением.

Сюжет что представлен не дает никакой информации для развития истории, да ее практически нет, это просто структурно занесенный конспект событий. И это не цепляет, и не может цеплять. Отсутствие изменений ставит тебя перед фактом происходящего повествования и заводит в тупик. А от этого чтение еще больше тяготит. Также на этом фоне все действия героев не поддаются адекватной оценке, и не понятно так ли было задумано автором вынуждено лишив их здравого смысла либо они действительно умалишенные, других оправданий их поведению нет.

О героях можно будет достаточно узнать в первых главах, где так сказать будут описаны события, которые их номинально приведут к общей встрече и общей цели. Скажу сразу, что цель преследует только один, у остальных никакой мотивации на это просто нет, а после их роль напрочь теряется в тексте. Кстати я думал встреча подобного значения должна быть обусловлена вселенским замыслом и ходом событий продуманных до таких мелочей, что чей-то пук сможет только подтвердить серьезность общих намерений. Но увы и тут нет, масштаб такого знакомства будет банален. А дальнейшее свидание, возникшее в трактире, напомнит одну из картин Тарантино.

Уверен, любой рядовой читатель для кого война престолонаследия в новинку дропнет ее на первых страницах. Да ее возможно дропнет и тот, кто также, как и я уверенно купил эту книгу. Мною много чего было прочитано, но так откровенно ненавидеть книгу мне давно не доводилось. В ней не нашлось ни единого аспекта, который смог бы меня заинтересовать. На мой взгляд тут оценивать нечего, 3 балла ставлю исключительно за труд.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, неплохая книга. Я знаю плюс-минус историю Ричарда III (и Европы того периода), так что при чтении все имена и события были узнаваемы. В целом роман воспринимается как оправдание Ричарда, который трон не хотел, но деваться было некуда.

Что сидело при чтении как заноза — при точке расхождения во времена Юлиана Отступника не было бы в Европе ни Валуа, ни Плантагенетов, ни Медичи. Совсем другая была бы история, так что книга воспринимается как исторический роман с элементами фэнтези — и тут бац — герцог Глостер клянется Венерой.

И, в общем, по прочтении осталось непонятным, что автор хотел сказать вообще? Ни выводов, ни морали, ничего. Просто большая зарисовка из жизни с упором на мысли, чувства и переживания людей.

И не верьте следующим словам аннотации «И вот опальный наследник византийского престола, солдат-наемник, флорентийская женщина-врач и валлийский маг (да, забыл сказать: магия там работает), он же племянник Оуэна Глендоуэра, объединяют усилия, чтобы возвести на английский трон герцога Глостера в противовес чернокнижнику Генри Тюдору и дать окорот Византии…» — никто там не объединялся конкретно для того, чтобы возвести на трон герцога Глостера и дать окорот Византии, Византия там вообще особо не фигурирует

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересен, прежде всего, как предтеча будущего барочного цикла Стивенсона и отчасти «Сарантийской мозаики» Кея.

Его, как и эти два цикла, страшно неинтересно читать тем, кто не в курсе, «кто все эти люди» и кто не видит тот край, где автор соскакивает с твердых исторических данных. Но как раз этот край, его чувство наощупь, и делают все эти книги такими привлекательными — для тех, кто его чувствует. Вот эта точка — да, так точно и было, источники на этом сходятся; вот эта точка — да, так быть могло, вот, вот и вот источники, которые проходят совсем рядом. Вот точка откровенного фэнтези, а вот опять исторический факт, а вот опять непротиворечивое допущение, и читатель наблюдает, как все три типа основания сплетаются в косичку, и кайфует именно от этого.

Если же вы не очень увлекались историей описываемого периода — то вас без конца будет преследовать ощущение, что какие-то персонажи заходят в текст непонятно зачем, передать солонку, и тут же выходят (чаще всего ногами вперед), а остальные только и заняты тем, что ломают об колено пропповский сюжет. Ну как так, всю книгу по тексту топчутся принц на белом коне и дева-целительница, и они там не то что не поженились, а вообще она ему по морде съездила, как так, автор, а мы-то надеялись. Конец тоже, с обыденной точки зрения, дурацкий — исторические события совершились, герои разошлись по своим делам, в разные стороны.

Интересно другое. Интересно, как автор описывает стратегии поведения византийцев и итальянцев, которые вышли на общеевропейскую, в том числе британскую сцену, чуть раньше, за счет иначе организованных культурных центров, за счет иного способа развития религии.

Но, опять же, это тоже не то, чтобы «экшон», хотя по убийствам и скачкам в ночи книга прямо рвется в лидеры.

Упомяну еще две книги, которые, как мне кажется, по духу похожи: «Принц и паломница» Мэри Стюарт и «Чиста английское убийство» Еськова

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

События происходят в XV веке, в альтернативной Европе. Христианство и Ислам отсутствует, главная религия — это язычество и многобожие. Люди до сих пор поклоняются Юпитеру и остальному Пантеону, Византия не пала, а наоборот, имеет все атрибуты мирового жандарма, присутствуют Вампиры, появление которых ловко вписано в религиозные мифы.

Сюжет крутится вокруг группы людей. Тут вам и кельтский колдун, и немецкий вампир-артиллерист, и греческий бывший аристократ, а ныне наемник, и итальянка-доктор. Предыстория почти каждого из них рассказана и они в меру раскрыты. Каждому из них, так или иначе, жизнь испортила Византия, и наша компания, внезапно встретившись в таверне, решила сплести заговор против данного государства и сменить вектор власти хотя бы на Британских островах. Вампир-артиллерист очень харизматичен, жаль, что остался без отдельной предыстории. Персонажи понравились.

Книга написана хорошо, читается приятно, но бывают неясности в повествовании, как будто читал страницу о чем-то задумавшись и потом ее приходится перечитывать, а на деле это реальное отсутствие некоторого вида информации в самом романе. Сюжет интересен, но как мне кажется, автор писал книгу, думая, что многие перипетии того времени и того участка земли читателю будут известны. Ведь если читатель никогда не интересовался ни Ричардом III, ни войной Роз и вообще историей Великобритании, то львиного удовольствия от прочитанного он не получит. А автор особо и не вдается в какие-либо объяснения альтернативности мира.

Отдельно можно сказать о подаче именно самой книги, а именно о рекламе. О самом романе везде говорилось очень мало, но зато очень много о личности самого автора, о проблеме с покупкой прав на роман, да даже при открытии книги первым идет восторженное предисловие на 11 страниц, которое лучше читать после прочтения самой книги. Признаюсь, меня это тоже подкупило, было интересно. Но многих после такой шикарной рекламы может ждать разочарование от книги.

Роман необычен и мне пришелся по душе. Но если оценивать, то это 6 из 10 или 3.5 из 5.

Спасибо что дочитали.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Иногда нужно пускать в ход шпоры, сынок, но помни, ты направляешь голосом и телом, не металлом.»

Опыт чтения романа «Дракон не дремлет» напоминал мне ситуацию, когда отправляешься в дорогу и случайно садишься не на тот поезд — было практически невозможно догадаться, куда именно держим путь, не говоря уж о том, что удастся увидеть в предстоящем путешествии. Конечно, можно было бы отказаться от приключения и сделать остановку на ближайшей станции. Но я пошла по пути наибольшего сопротивления, дочитав книгу до конца. Немного забегая вперед скажу, что не пожалела о потраченном времени, но и особого удовольствия тоже не получила. Если верить Скотту Линчу (автору знаменито цикла «Благородные Канальи»), то «роман «Дракон не дремлет», впервые напечатанный в далеком 1983 году, тут же стал культовым артефактом, книгой, вызывающей восторг, изумление и священный ужас». Увы, по мере чтения ни одно из этих замечательных чувств не посетило меня. Хотя задумка у писателя была потрясающей. Я очень люблю исторические романы, особенно те, которые повествуют о Позднем Средневековье, захватывающем Итальянское Возрождение. В этом периоде жизни Европы есть нечто волшебное, невероятно притягательное. Данный роман отличает то, что его события происходят в альтернативной версии данной эпохи истории. Во-первых, армия османского султана Мехмеда II не смогла захватить Константинополь, и на страницах романа Джона М. Форда Византийская Империя не просто могущественна — она очень могущественна. Во-вторых, римский император Юлиан, называемый Отступником, все же сумел добиться того, что христианская религия уступила свое место язычеству. И на фоне всего перечисленного несколько героев стремятся посадить на английский трон герцога Глостера, сделав его Ричардом III.

«Закон одинаков для всех. Долг — нет.»

Джон М. Форд относился к истории, как к цирковому шоу: будто выполняя трюки перед читателями, он искусно играл именами и событиями. Ведя повествование, он оставлял за собой лишь намеки. Любой другой писатель позавидовал бы его умению запутывать всех и вся. Похоже, единственное, чего он не смог сделать, — это написать связный сюжет. Хочу заметить, что начало романа было блестящим! Мне невероятно понравилась часть, которая познакомила нас с мальчиком, выросшим в сельской местности Уэльса и обнаружившим у себя магические способности. Очень интересной показалась глава с сыном византийского наместника, столкнувшимся с заговором против своей семьи. Интриговал образ молодой женщины, работающей врачом при дворе непревзойденного Лоренцо Медичи. Каждый из этих трех героев мог бы отлично возглавить отдельные самостоятельные книги. Вместо того, чтобы объединившись с немецким ученым-вампиром в сюжете этого романа пытаться повлиять на исход Войны Алой и Белой Розы только потому, что этого захотел автор.

«Что наша жизнь, если не импровизация под музыку?»

Альтернативная история стала хорошим плацдармом для того, чтобы лаконично внедрить магию, которая сопутствовала задумке автора. Здесь не было ни одного упоминания о крестовых походах или инквизиции, которые не имели смысла в придуманном мире. Я нисколько не возражала против этого. Магия здесь была подчеркнуто важна и правила ее использования оказались довольно строгими. Это переломная сила, влияющая на ход важный событий. Имелись здесь и сверхъестественные существа. Например, вампиры — люди, страдающие болезнью под названием гематофагическая анемия. Одна из ключевых исторических фигур, представленных в романе, являлась вампиром, а один из вымышленных персонажей — вампир, обладающий инженерными знаниями в области создания огнестрельного оружия. Упомянутый персонаж, несомненно, должен был вызвать во мне симпатию и сочувствие одновременно. Однако, читая эпизоды с его участием, я ничего, кроме отвращения, не испытывала. Думаю, это что-то личное.

"– Как долго вы уже вампир?

– После нескольких лет такой жизни перестаешь считать годы. Они становятся лишь промежутками между приступами голода.

– Вот и с колдунами примерно так.»

Стиль текста этого романа очень простой. Книга читалась легко, практически на одном дыхании. Особенно, если не вникать в то, о каких именно событиях и лицах общеизвестной истории говорится в том или ином эпизоде. Все равно подлинная историческая линия Фордом была перевернута с ног на голову. Однако не забываем — перед нами альтернативное фэнтези. Очень часто автор пытался импровизировать с жанром произведения. Фэнтезийные сюжеты в средневековом антураже, дополнялись детективными эпизодами со шпионами, фальшивыми личностями и кровавыми убийствами. Иногда даже слышались философские и религиозные мысли. Учитывая небольшие объемы глав, в переплете данного произведения все этого выглядело неким винегретом. При этом повествовательный голос от третьего лица очень часто перепрыгивал между сюжетными линиями героев. На мой взгляд, Форд не очень хорошо справился с такими переходами, которые казались неравномерными и резкими, а события в них — слабо связанными между собой.

«В гражданских войнах потому так трудно разобраться, что враг часто называет себя, уже воткнув тебе в спину кинжал.»

Еще одна серьезная проблема, с которой я столкнулась во время чтения произведения, заключалась в том, что некоторые моменты сюжета объяснялись не так ясно, как хотелось бы. Хотя упущение определенной информации — хороший способ создать напряженность и предвосхитить определенные события. Но Форд плохо это уравновешивал, имея тенденцию допускать в рассказываемом слишком много пробелов. Может быть автор в каких-то фигурах речи и пытался намекнуть на то, что он хотел передать. Однако не все эти намеки я смогла понять. Да и не очень хотелось беспрерывно играть в игру «угадайка» для того, чтобы дойти до финала книги без четкого понимания того, о чем здесь идет речь. В заключение хочу добавить, что «Дракон не дремлет» — необычный роман с сочетанием альтернативной истории и фэнтези. Он показал мне мир, который лично я не хотела бы видеть в окружающей меня реальности: кровавые интриги, мощная магия, жертвоприношения и сложно контролируемые вампиры. Всем хороших книг!

«Когда мы уничтожаем себя, мы можем утянуть за собой остальное человечество.»

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю жанр альтернативной истории (и вообще большинство исторических событий помню именно благодаря книгам с вот таким поворотом: а что если бы?...), и отдельно обожаю историю Англии периода войны Алой и Белой розы (Ланкастеров и Йорков, то бишь). Поэтому естественно не могла пропустить впервые вышедший на русском роман Дракон не дремлет, который обещал ответвление от гибели Юлиана и соответственно отсутствие повального насаждения христианства. Что могло пойти не так?

В принципе, все… Нет, обещанное есть, и даже с избытком, а плюсом еще идет непонятно как работающая магия и вампиризм а-ля болезнь, но перемешано это даже не в винегрет, а самую настоящую кашу, в которой разберется, наверное, только знаток истории. При этом в исторической заметке от автора и в пояснениях от переводчика указывается только скромная часть расхождений с действительностью (вам же неинтересно самим тогда будет копаться, ага!), причем в основном по фактическим ошибкам: употреблению там фраз Шекспира в 14 веке и разнице в названии цветочков, из которых берут яд. Простите, мне вот вообще неинтересно копаться в учебниках истории самой, так что жирный незачет!

К жуткой мешанине разных религий, сверхъестественных существ и магии, добавляется и сваленная в кучу геополитика: тут и Италия, и Франция (разделенная на несколько кусков!), и Византия, и Англия. А еще куча героев. Да, основных трое: ученик мага, дотторина и наследник графа (ой, простите, герцога) Дуку Димитрий. Но вокруг них постоянно такая толпа народу, которая за одну главу успевает жениться, влюбиться и умереть, что просто не запоминаются. Плюсом к этому куча скачков по времени – то герои дети, то вдруг уже маститые шпионы, то вот и вообще спасители королей… И естественно ничего не объясняется и не дается временных границ. Наверное, из тех же соображений – вам же неинтересно будет самим копаться в учебниках истории! Достаточно сказать, что половину книги я вообще не понимала, о каком историческом периоде идет речь и что вообще происходит.

Из плюсов отмечу критическую статью вначале от Скотта Линча и послесловие от переводчика – честно, их было интереснее читать, чем саму книгу!

Итог: книга о-очень сильно на любителя, причем любителя конкретно этого периода, если вам важнее всего политика и интриги, а сюжет, герои и смысл не особо важен. Ну и да, дракон там совсем не фэнтезийный! И вообще это не фэнтези. Хотите хорошую альтисторию — берите Свержина! Ну или Тертлдава.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать роман без знания контекста описанных в книге событий смысла нет (пояснений каких либо автор не дает, а просто вываливает на читателя эпизоды в которых понять каким образом они между собой связаны — невозможно), скорее всего роман вам покажется не интересным. Книга понравится тем, кто хорошо знаком с историей Европы 15 века, просто любителям истории или фэнтези можно пройти мимо.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хотел бы сказать, что не разделяю громких восторгов одних читателей, но и не считаю, что книга не стоит потраченного на неё времени. Если бы «Дракона» был издан в знаменитой серии «Северо — Запада» в суперах лет тридцать назад, то, скорее всего, я после прочтения был бы книгой поражён (в хорошем смысле этого слова). Однако, всему своё время и книги в данном случае не исключение.

По факту мы имеем альтернативную историю, в которой автор, пытаясь поспорить с Вильямом, нашим, Шекспиром выдаёт свой вариант событий, частично описываемых в пьесе «Ричард III», в которой Глостер показан родоначальником британской драматургии далеко не с самой хорошей стороны, а проще говоря выведен эдаким негодяем с учётом того, что остальные участники описываемых событий ангелами тоже не были, но «историю пишет победитель» (с), а Ричард Глостер таковым в Истории не стал. В описываемом мире Византия не достигла к середине 15 века упадка, стала абсолютным гегемоном в Европе и на ближнем Востоке и пытается распространить своё влияние на оставшиеся доступные территории. Христианство как доминирующая религия отсутствует, процветает политеизм, об Исламе упоминаний нет, так что с религией полная каша, но автор здорово обыгрывает сложившееся на территории Европы многобожие.

В мире есть колдовство и вампиры, причём технологический прогресс также на месте не стоит. Пишет автор неплохо, но человеку, который мало интересуется историей позднего Средневековья, боюсь, книга покажется немного занудной и местами затянутой, так как придётся продираться через имена исторических персонажей реальной Византии и Европы, а это не всегда и не всем интересно.

В итоге вышла неплохая альтернативка с интригами, магией и отсылками к реально имевшим место быть событиям. Интересно ли? Безусловно. Прочитать один раз будет, как минимум, познавательно, перечитать и выискивать скрытые смыслы в текущей ситуации, пожалуй уже не совсем целесообразно. Любителям альтернативной истории в сеттинге позднего Средневековья читать крайне рекомендуется, как и в целом любителям фэнтези в исторических декорациях.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх