Фёдор Достоевский «Слабое сердце»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Писарь Вася Шумков счастлив — в канун нового года он получил таки благословение на свадьбу. Обеспокоен он лишь тем, что может не успеть закончить в срок заданную ему работу...
Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1848. № 2) с подписью: Ф. Достоевский.
Входит в:
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
- /языки:
- русский (38), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (36), аудиокниги (4)
- /перевод:
- И. Франко (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Доберман, 24 декабря 2019 г.
Достоевский увлекся правильным человеком. Как будто маленький человек — это ВСЕ. Надо его оправдать, восхвалять. Ему трудно, он беден. Но из этого никогда ничего хорошего не выходит. Плохое знание людей в силу возраста, в силу тенденций, моды, социал-демократии.
Ты женишься и бегаешь без денег и не можешь усесться за работу. Где логика? Если это медицинский случай, то о чем можно говорить?
Все эти люди: Вася, Аркадий.. ведут себя как ненастоящие, клубочные дети. Умиленные, целующиеся, невинно шалящие ангелы. Настоящие люди такими не бывают. Здесь много общего с Диккенсом. Та же проблема.
Не правдиво.
Разве можно сравнить это со селом Степанчиковым? Потом Достоевский понял, что маленький человек — это страшный человек. Фома Опискин — вот маленький человек, Шариков, перевернувший в 20 веке страну.
Cancertid, 21 июля 2020 г.
Надеюсь, что все те «немаленькие» рецензенты, которые с презрительным пренебрежением относятся к героям сего произведения, когда-нибудь да на своей шкуре почувствуют всю гамму эмоций и переживаний, которые испытывают маленькие люди.
Произведение довольно сентиментально-сюсюкающее по подаче, но сама завязка и развязка очень яркие. Возможно, лучшее, что я читал у Достоевского до его ссылки.
Walles, 21 апреля 2019 г.
Что может быть лучше чепчика фасона Manon Lescaut из салона мадам Леру на Вознесенском в качестве подарка любимой девушке? За восемь рублей серебром. Товарищ Василий Шумков решил, что эта вещица идеально подойдет Лизаньке Артемьевой, его невесте...
Действительно, очень странный рассказ. Например, непонятно, почему Аркадий Иванович, столь трепетно и нежно относящийся к своему другу, не выразил ни малейшей инициативы помочь ему переписать эти несчастные тетради, а только квохтал да сочувствовал. При этом отговорки, что Аркадий Иванович, дескать, каллиграфистом не являлся, не принимаются, т.к в одном эпизоде он заявляет: «Да ведь я, знаешь, твоё имя ужасно как похоже подписываю и завиток такой же делаю, ей-Богу»...Концовка и впрямь совершенно безысходная.
Renat Asadullin, 19 января 2016 г.
Психологический триллер с уклоном в социальную тематику. История человека, съеденного собственными страхами в течении двух дней. По сути, Вася стал жертвой некого подобия «ментального самоликвидатора» о котором писал Пелевин. Собранного из совокупности чувств страха, вины, социальной неуверенности. И детонатором коего стала любовь невесты, вступившая, в реакцию с этими чувствами и усилившая их вплоть до умопомешательства.
Впрочем, с литературной точки зрения, рассказ мало правдоподобен. Все таки человек, имеющий близкого друга и невесту, так трогательно любимый, вряд ли склонен к столь быстрому падению в пучину безумия. Подобной «самонакрутке» себя подвергают, как правило, люди одинокие и необщительные, придавленные своим положением и принимающие все психологические удары в одиночку. Видимо, Фёдор Михайлович добавил этого контраста между по-куприновски сказочным началом, и мрачным концом, для пущего сентиментализма. Чтож, трагедия получилась, а вот психологический анализ – не очень.
kerigma, 6 февраля 2012 г.
«Слабое сердце» — странная история, пожалуй, я и не знаю, что сказать о ней. С одной стороны, по сюжету это вполне могло бы сойти за дурацкий анекдот: ну подумаешь, мелкий конторский служащий трудился-трудился — и перетрудился до умопомешательства, а все от усердия и трусости. Но это был бы «взгляд сверху», а нам историю рассказывают «снизу», со стороны самого героя, его друзей, невесты и тд. И невольно начинаешь ему, недотыкомке, сочувствовать, хоть я все равно не понимаю, зачем он себя губит и почему умных людей не слушает. Может быть, я что-то пропустила, но так и не поняла, издевка сквозит у автора или сожаление.