Майкл Суэнвик «Либертарианская Россия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
После Депопуляции у правительства не хватает ресурсов для управления всей страной и оно сосредотачивает свою власть в немногочисленных промышленных и торговых центрах. Технически продвинутый либертарианец в поисках «личной свободы» вырывается за пределы МКАД и попадает в «либертарианскую Россию»!
Входит в:
— журнал «Asimov's Science Fiction, December 2010», 2010 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика. Император Марса», 2011 г.
— сборник «Ничего особенного», — сказал кот», 2016 г.
— сборник «The Best of Michael Swanwick: Volume Two», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2011 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (6)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Алексеева (2), А. Гришин (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zivitas, 11 февраля 2019 г.
В предисловии к сборнику, в котором помещён этот рассказ, Суэнвик упоминает про посещение им Екатеринбурга в России (там ему какую-то профессиональную награду вручали). Екатеринбург в первых строчках рассказа и упоминается. Автор не тратил времени зря: тщательно фиксировал живые приметы русской культурной матрицы («Нас не надо жалеть...», «Кони привередливые» и т.п.). Так что получилась большая редкость: рассказ про Россию американского автора — и не развесистая клюква. Ещё у автора — сочувственный тон, искренняя заинтересованность и искреннее же недоумение, как может функционировать государство в местах, где плотность населения менее, чем 2 человека на квадратный километр.
Оценки невысокие — наверное, наши читатели требуют от зарубежных авторов историй про Русь-матушку безоговорочных восторгов и умилений. Но этого, конечно, не будет. Русский колорит Суэнвику понадобился именно как фон антиутопии, которая может произойти только в России. Антиутопия получилась чуть менее затасканной, чем все прочие. Реалии, от которых западному демократу «и страшно и приятно» (приятно — ибо верит, что у него такое невозможно) — чего ж обижаться на зеркало? Радоваться надо, что уральский город послужил стимулом для вдохновения признанного мэтра. 2010 год (год написания рассказа) — год Екатеринбурга в американской фантастике.
Strelez, 3 января 2018 г.
После случившейся Депопуляции у правительства попросту не хватает ресурсов для полноценного управления всей страной. Оно сосредотачивает свою власть в немногочисленных (пока ещё густонаселённых) промышленных и торговых центрах. Убеждённый либертарианец, хорошо вооруженный и технически подготовленный, в поисках «личной свободы» вырывается за пределы МКАД, где вмешательство властей в частную жизнь граждан достигло наивысшего уровня.
После того как закончились дороги и началась грунтовка анархист попадает на свободу — в «либертарианскую Россию«!
Неожиданная встреча с другими «свободными гражданами» (бывшими ОМОНовцами) позволяет разрешить философскую дилемму, что лучше для «личной свободы»: техническая оснащённость или биоинженерия?
В целом, неплохая сатира автора на российскую либеральную идеологию, в которой он сравнивает понятие «либертарианская Россия» с понятием «травоядный тигр».
P.S. Хорошая осведомленность Суэнвика в некоторых аспектах жизни нашей страны заставляет поинтересоваться — откуда она у него?
AlisterOrm, 16 мая 2020 г.
«Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее.
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел мне допеть не успеть»...
Конечно, по форме и содержанию рассказ ничего особенного из себя не представляет. Обычная такая Road-Story со стандартным героем, будто вылезшим из романов Керуака. Полупустая Сибирь и поиск свободы... всё как всегда.
Но Суэнвик всё же что-то уловил, смог поймать ощущение какой-то русской тоски и отчаяния. Безумного стремления к свободе, свободе абсолютной и беспредельной — и невозможности её достигнуть, особенно в такой пустынной и диковатой стране, как Россия, где люди давно уже разучились договариваться друг с другом, lupus est.
И это притом, что в либертарианском обществе нет ничего невозможного, история знает множество примеров существования подобных форм, особенно в архаике. Да и жила ли Киевская Русь по иному? Конечно, нет. Но... Не в нынешней огромной, противоречивой и несчастной стране, в этом Суэнвик совершенно точно попал в точку.
Но русские люди на то и русские, чтобы мечтать и страдать от собственной мечты, которая делает их выше и сильнее. Как сказал Суэнвик в эпиграфе к «Dancing With Bears», «эти люди заслужили куда лучшей участи, нежели то, что им всегда выпадало».
deepnight79, 18 ноября 2019 г.
Один из самых слабых рассказов Суэнвика, которые довелось прочесть (особенно, если в сравнение брать «Праздник святой Дженис» или «Путь прилива», например). Чем дальше, тем пишет он все хуже (стареет?). Рассказ без всякого смысла – как некий чувак подвозил проститутку вдоль берегов Урала, за что та расплачивалась с ним натурой. Зачем разместил эту чепуху на просторах России – вовсе непонятно (кроме слов Россия и Екатеринбург «российского» там ничего нет, а заглавный персонаж, почему-то более сведущ в истории и культуре США, а не своей родины): просто, чтобы рассказ продать?
vam-1970, 4 марта 2021 г.
Лауреат Премии читателей журнала «Азимов» 2011 года.
Либертариа́нство — совокупность политических философий и движений, поддерживающих свободу как основной принцип. Представители либертарианства стремятся максимизировать политическую свободу и автономию, подчёркивая свободу выбора.
Вот именно: философия, которая в уме , в голове человека, а по факту всё наоборот. Герой думал, что везде Либертарианская Россия, а встретил наяву ту же проституцию, тех же преступников. Ничего свободного для жизни, кроме окружающей природы Урала.