Хаяо Миядзаки, Хаяо Миядзаки «風の谷のナウシカ / Kaze no Tani no Naushika»
Сложный и наводящий на размышления графический роман о принцессе, которая борется за жизнь в мире, полном экологических катастроф, войн, злости и ненависти; роман, в котором Миядзаки затрагивает одни из самых сложных тем в литературе: конфликт между Природой и Человеком, война и мир, надежда и отчаяние, смысл жизни и смерти. Манга создавалась в течение 13 лет (с перерывами на создание фильма) и по мере написания печаталась в японском журнале «Анимэйдж» (яп. アニメージュ / Animēju) с февраля 1982-го по март 1994-го года. Состоит из семи томов, однако в версии VIZ Perfect Collection их четыре. Сюжет одноимённого анимэ-фильма Миядзаки более-менее соответствует лишь первому тому. В остальном же фильм во многом отличается от манги, поскольку его начали создавать, не завершив работу над мангой. В результате сюжетная линия в последней получилась намного длиннее, включая в себя события, произошедшие после событий, изображённых в фильме. Также в манге немного по-другому изображены судьбы многих персонажей (в частности, Кусаны, Гиля и Божьего Воина), а финал не только поражает, но и заставляет задуматься.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第26回 (1995) // Комикс |
Экранизации:
— «Навсикая из Долины Ветров» / «風の谷のナウシカ / Kaze no tani no Naushika» 1984, Япония, реж. Хаяо Миядзаки
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rheo-TU, 23 июня 2023 г.
С фильма «Навсикая из Долины ветров» когда-то начался мой интерес к Миядзаки (до той поры я не удостаивал внимания его картины, считая, что они чисто для детей). В итоге постепенно были просмотрены все фильмы студии «Гибли», и даже самые «детские», как оказалось, содержали немало мудрости. А потом я узнал, что Хаяо Миядзаки не только талантливый режиссер, но и отличный мангака. Еще в начале своей карьеры он написал о Навсикае мангу. И та стала одной из самых грандиозных вещей, которые мне когда-либо доводилось читать.
Героиня, в которой, по признанию автора, объединились черты спасшей Одиссея царевны Навсикаи из греческих мифов и японской принцессы, замужеству предпочитавшей изучение повадок насекомых — княжна маленькой, но гордой Долины ветров. Однажды соседние государства Торумекия и Дорок объявили друг другу войну за территории. Оставив дома хворающего старого отца, Навсикая, ненавидящая всякую вражду, вынуждена присоединиться к войне — к этому ее побуждают и заключенные в далеком прошлом договоренности, и простой страх за свой народ, который может просто перестать существовать.
И любопытство, возможно: неподалеку от Долины грохается летающий корабль с беженцами. Одна из умирающих успевает отдать Навсикае загадочный камень, напоминающий формой яйцо — предмет, который, судя по всему, может сыграть некую важную роль в войне.
Конечно, знакомым с экранизацией людям нет нужды пересказывать завязку. Но: возможно, фильмом Миядзаки занялся, как это нередко бывает в аниме-индустрии, просто чтобы подтолкнуть продажи своей манги. Поэтому сюжет экранизации занимает от книги процентов двадцать. После выхода «Навсикаи из Долины ветров» на большие экраны Миядзаки продолжал работать над мангой еще десять лет, прерываясь только на очередные проекты для кино. Так что по экранной «Навсикае» можно получить представление лишь о нескольких сюжетных поворотах и общей концепции произведения.
Что тут можно сказать? Манга эта во всех смыслах невероятно огромна.
Потрясающая рисовка. Попенять можно лишь на то, что автор временами пренебрегает акцентами в экшен-сценах — в таких случаях в кучу смешиваются «кони, люди», и понять, что происходит, бывает затруднительно. Но рисовка очень подробна — она ближе, скорее, европейскому комиксу, в котором часто скрупулезно выписываются самые мелкие детали происходящего в кадре.
Фоном истории Навсикаи выступает искореженный мир нашей планеты. После некоего страшного бедствия, именуемого как Семь Дней Огня, человечество практически полностью истребило друг друга и уничтожило все современные технологии, откатившись обратно в Средневековье. Примитивные технологии соседствуют здесь с телепатией (полезная вещь, позволяющая в числе прочего преодолевать языковой барьер) и магией на грани мистики и науки (благодаря которой, например, можно поддерживать вечную молодость путем периодического переселения разума в молодое тело — разумеется, подобные методики доступны только избранным). На дальние расстояния люди путешествуют верхом на больших беговых птицах и летающих кораблях (язык не поворачивается назвать их обычными самолетами — небесная флотилия дороков, например, состоит из громадных судов, собранных целиком из дерева и управляемых магией). Выписывая портреты авиаторов и приключения над облаками, Миядзаки в полной мере реализует на страницах книги свою страсть с полетам…
Большая часть Земли стала непригодной для жизни: вода отравлена, расползающийся во все стороны Лес гниет и выбрасывает в воздух ядовитые споры. Как будто уцелевшим остаткам людей этого мало, они продолжают сражаться друг с другом… «Навсикая» полна разнообразных племен и народов — и если в экранизации одни упоминались мимоходом, а другие отсутствовали вовсе, то в манге всем уделяется достаточно времени, чтобы раскрыть и ужасы войны, которые испытывают на себе люди, и беды, которые они терпят в борьбе с отравленной природой. У всех есть свои лидеры, свои герои… Гонимая принцесса Торумекии Кушана и продолжающий плести интриги даже на грани смерти хитрец Куротова, раскаивающийся языческий жрец и опекаемый им мальчик-телепат Чикуку, парочка торумекских принцев, безумные братья-императоры и много кто еще — палитра персонажей манги, многочисленные сплетения их взаимоотношений просто поражают. Надеюсь, поклонники Толкиена меня простят, ибо для меня «Навсикая из Долины ветров» в плане масштаба и проработки стала своего рода аналогом «Властелина Колец», только в комиксах.
«Навсикая» зиждется на двух посылах, антивоенном и экологическом. В какой-то момент Миядзаки отправляет свою героиню в самое пекло боя, чтобы показать изнанку войны, не имеющей ничего общего с пафосными речами военачальников перед армиями. Кражи с трупов. Детские смерти. Гибнущие друзья. Блюющие кровью умирающие. «Смотри, — говорит Кушана Навсикае, — смотри и запоминай: вот так и выглядит настоящая война». На хлещущую кровь Хаяо Миядзаки не жалеет красок… пардон, черных. Но это, конечно, не рейтинговая манга «для взрослых», в смакование насилия автор не ударяется, показывая читателю ровно столько, чтобы тот проникся чувствами Навсикаи по отношению к битвам, убийствам и вообще всякому насилию.
Экологический план здесь близок тому, что был показан в фильме, только еще более, более… болезненный? Навсикая в своем восхищении чудом прекрасной и опасной природы идет на самопожертвование, фактически на смерть. Это большее, чем произошедшее в начале истории спасение детеныша ому. Можно сказать, устав от бесконечных чужих распрей, героиня в итоге решает отдать природе себя, чтобы раствориться в ней и окончательно стать ее частью.
Уже потом появляется чудовищный Божественный Воин (роль которого в сравнении с экранизацией гораздо более расширена), испускающий смертоносные лучи — очевидная аллюзия на ядерную угрозу, которая все-таки доконала человечество.
Интересна трансформация, которую героиня претерпевает на протяжении всей книги. Если в начале она воспринималась мной как типичный, чуть мэрисьюшный экшен-персонаж, то после своей символической «смерти» заставила взглянуть на себя по-иному. Ее нарекают Апостолом. Можно сказать, что всю историю она движется по некоему эзотерическому пути. Путешествие к Лесному народу — дорога к собственным предкам. Тут же — странствие по загробному миру, откуда выход лежит через спасение чужой души. И уже совсем полная мистика на пути к крипте Шува. Каждая встреча — как некий кирпичик в ее духовном становлении. Постепенно неосознанно начинаешь проникаться к ней тем же чувством, что и жители тамошних отсталых племен: кажется, что перед нами кусочек жития святой. Под конец в Навсикае уже не остается ничего земного-человеческого.
Для кого-то, наверное, это повод упрекать Миядзаки чуть ли не в радикальном экоактивизме. Сторону его героини не каждый примет — отказаться от торжества прогресса в обмен на опасную жизнь «в гармонии с природой», да еще таким безжалостным путем? Но не стоит забывать: она дитя своего времени и поступает соответствующе.
И кроме того, финал истории — еще и о разрыве с идеалами прошлого. Тоже, между прочим, не менее кровавого.
В конце должна остаться только жизнь — не когда-то давно, не когда-нибудь потом, а здесь, сейчас.
Wolde, 15 июня 2022 г.
Рад, что нашел в базе эту работу. Сейчас модно издавать так называемые графические версии известных произведений. Среди таких изданий встречаются очень талантливые работы, но, будем честны, они глубоко вторичны по отношению к оригиналу. Манга же — уникальный и непривычный для западных стран формат, который большинство из нас по незнанию сочтёт несерьёзным.
Ещё недавно я тоже так думал, считая его комиксами с японской спецификой. И только в этом году волею случая изменил своё отношение.
Так получилось, что «Навсикая» — третья манга, которая попала ко мне в руки. Первые две («Странники» и «Усаги Ёдзимбо») быстро доказали мне, что это не просто комикс, вернее совсем не привычный нам комикс, а самостоятельный и очень интересный формат произведения.
Я понял, что манга может отлично передавать серьёзные мысли автора и вполне годится даже для взрослых и искушённых читателей. Более того, за счёт близости к кинематографу вообще и мультипликации в частности она содержит качественно иные инструменты повествования, позволяющие воспринимать сюжет не только интеллектуально, но и чувственно. Эрос, а не Логос, если вы понимаете, о чём я.
«Навсикая» же доказала мне, что в формате манги можно создавать настоящие романы-эпопеи вроде «Властелина колец» или «Дюны».
Я не зря упомянул два великих шедевра, поскольку, имхо, они чем-то близки к этой манге. Мощный экологический заряд Герберта и глубина сердец Толкина встретились с художественным гением Миядзаки, создав новый эталон теперь уже в мире манги.
Я не буду говорить о сюжете, — с ним стоит познакомиться самостоятельно. Отмечу лишь, что это своеобразное отражение меняющегося мировоззрения автора. Действительно, читая мангу, мы невольно прикасаемся к мультипликационным образам гениального аниматора разных лет. Если первая книга манги и полнометражный мульт Гхибли получились близкими, то следующие тома увели нас намного дальше и глубже. Пантеистическое восприятие живой природы причудливо переплелось с восприятием человека как соучастника творения, обладающего свободной (часто недоброй) волей. Конечно же, у такого мощного коктейля не могло не быть открытого финала: жизнь и время сами всё покажут, жизнь есть жизнь.
В заключение отмечу интереснейшие фракции: помимо «классических» вы встретите новые, впечатляющие даже по меркам научной фантастики (дети леса как своеобразное прочтение идеи бене тлейлаксу, например). К сожалению, некоторые даны лишь крупными мазками, однако вклад в общую канву очевиден.
Таким образом, перед вами эталон и литературный шедевр. Начните своё знакомство с мангой именно с него, не пожалеете! Возьмите бумажное издание, если сможете найти,- это приятно, непривычно и доставляет неподдельное удовольствие!
Иван Скогорев, 24 октября 2018 г.
Девушка покорившая мое сердце
Навсикая из Долины Ветров. Это первая крупная работа Миядзаки и его коллег из TOP KRAFT. Что я могу сказать. Фильм действительно захватывает дух. С одной стороны, экологические проблемы. С другой, проблемы существования отдельных наций, которые пытаются жить в мире.
Подобные работы я видел не только у Миядзаки. Чего стоят мои любимые Полет Драконов и Последний Единорог. Те же самые проблемы, только здесь они показаны глубже.
Любопытно и то, что нам показывают не наше время и не средневековье. А мир будущего. Мутировавшие леса, грибы, растения и даже животные. Все это по вине людей. И вот, после многолетних войн между людьми и обитателями леса в одном из племен рождается избранная. Призванная защитить мир людей и мир лесных духов. Имя ей Ветер или та кто сжигает корабли (др. гр. ??? или ???).
Что меня поразило больше всего. Так это то, что Героиня Миядзаки не нуждается в том, чтобы ее представляли. Она нетипичная принцесса типа Жасмин или Русалочки. Она не мечтает о принце и о чудесных замках. Единственное, что она хочет это жить в гармонии с природой и изучать растения подобно экологу.
Сразу скажу, что Аниме чудесное во всех отношениях. Хотя, конечно, до манги она не дотягивает. Тем не менее, в нем есть много сильных персонажей. Начиная с людей и заканчивая Омами. Образ Навсикаи стал лучшим для меня. Это первая девушка, которая способна постоять сама за себя и показать врагам, что мир возможен и без войны.
Vates, 1 октября 2012 г.
Ого! Кто то взял и поместил в базу мангу Kaze no Tani no Naushika. Ну что же, высказался по «The Sandman. Песочный человек»», выскажусь и по этому графическому роману.
Далекий 1982 год. Легендарный Хаяо Миядзаки (тогда еще малоизвестный) берет в руки карандаш и начинает рассказывать историю, которая затянется на долгие двенадцать лет. Я не знаток комиксов и манги. Читал всего несколько десятков графических романов. Но ЭТА история выделяется на их фоне, как собор Гауди на фоне пятиэтажных хрущевок. Безупречный графический стиль. Безупречные архетипы героев. Безупречная история. И безупречная героиня, в которую Миядзаки, я уверен, был влюблен, как Пигмалион в Галатею.
Чуть подробнее о стиле. Рисовать так, как Миядзаки, в мире могут всего несколько десятков человек. Любой штрих передает эмоции, каждый грамм графита пошел в дело, ничего лишнего. По композиции можно проверять известные правила «золотого сечения» и другие эталонные вещи. Однако рисовка не главное. Главное, конечно, История и герои. История принцессы, которая полюбила опасных насекомых, берет свои начала в японском мифе. Миядзаки ухватился за эту идею, поместил в классический постапокалиптический мир и принялся наблюдать за происходящим. Да-да. Именно наблюдать. Он сам признавался, что не знал, куда заведет героев этот роман, предоставляя им действовать, исходя из своих представлений и характера. Честный подход, никакого признака кукловода во всех семи томах манги, герои свободны и естественны. Редко встретишь такое — обычно предательские ниточки, уходящие к автору, проглядывают за каждой второй страницей популярной фантастики.
Интересно, что одним из главных героев романа является Лес. Что-то близкое по духу можно увидеть в прекрасном произведении братьев Стругацких «Улитка на склоне» и у Гарри Гаррисона в «Неукротимой планете». У Миядзаки главная героиня волей судьбы становится посредником между двумя мирами: миром людей и Лесом, огромным организмом, старающимся восстановить Землю после разрушительных войн прошлого (примерно тем же занимался Язон дин Альт, только уровень подачи у Гариссона попроще).
Вообще, при желании в Навсикае можно найти множество внутренних смыслов, не дающихся обычно тем, кто ищет в такого рода литературе только приключений. Темы экологии, долга перед поколениями, природой — всего этого в романе мастера предостаточно. Один потрясающий финал чего стоит. Я до сих пор думаю, права ли была главная героиня, отказавшись от могущественных технологий, способных вернуть Земле первозданный вид? Она так мечтала об этом! Чего стоило ей, искренней и открытой, решить в конце «Я буду продолжать лгать...»?
«История запомнит тебя как дьявола, Навсикая, того, кто уничтожил свет надежды». «Если ты — свет, то обойдемся без света. Наш Бог живет в листьях деревьев и самых малых насекомых...». «Мы — как птицы. Выживем, даже если горлом пойдет кровь...» Такие диалоги не забываются.
При внимательном прочтении легко найти и христианские мотивы, а также популярную в 80-ы годы теорию о том, что настоящим Богом этого мира является сама планета.
Чувствуется — Миядзаки в этой манге был предельно честен с аудиторией, он выдал читателям талантливую, умную, красивую историю, дающую возможность как отдохнуть, наблюдая на приключениями героев, так и задуматься над тем, куда идет человечество. Браво, мастер. Как жаль, что среди десятков тонн манги, издаваемой в России, ни один издатель не набрался смелости и не издал этот графический роман. По мне, он намного ближе русскому менталитету, чем например, немецкому или американскому (а в Германии и США манга, между прочим, успешно издавалась). Может быть, кто-то рискнет. Лично я бы взял ЭТО своему ребенку за практически любые деньги (при том, что я никогда не куплю ему стандартные комиксы про классических супер-героев — Бетмэна и прочих). Ладно, отвлекся.
Возвращаясь к манге. «Навсикая из Долины ветров» — штучная работа мастера. Удовольствие от прочтения почти гарантировано. Это не шедевр, это эталон манги. Рекомендую всем фантлабовцам.
P.S. Большинство из нас знает о Навсикае из одноименного фильма. Фильм прекрасен, однако надо знать — его сюжет охватывает лишь первый том манги (всего их семь), а финал значительно упрощён. Кроме этого, мир манги глубже, мрачнее, достовернее и рассчитан на более старшую аудиторию. Найти мангу на просторах интернета довольно просто — поэтому, если мой отзыв чем-то вас заинтересовал, не пропустите эту чудесную историю.