Боб Шоу «Дворец вечности»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Жизнь после смерти | Спасение мира | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Война с сиккенами, длящаяся уже полвека, неотвратимо приближается к развязке. Человечество обречено. Командование неожиданно решает перенести штаб армии на Мнемозину – «планету художников», окруженную бесчисленными осколками разбитого в глубокой древности естественного спутника.
Название романа — часть цитаты из английского поэта Джона Мильтона: «Смерть — это золотой ключ, который открывает дворец вечности».
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
- /языки:
- русский (2), английский (5), немецкий (2), испанский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Вестермайр (2), З. Живкович (1), Й. Миркович (1), Ф. Олмо (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 26 мая 2024 г.
Еще в детстве Мак Тевернер почувствовал на себе все мерзости войны, потеряв обоих родителей после нападения сиккенов на его родную планету Масония. Пробыв недолго на военной службе, он уволился в запас и переселился на планету поэтов и художников Церулу, известную как Мнемозина. И когда однажды вечером на ее небе разгорелась необычайно яркая звезда, отставной полковник понял, что война пришла на планету вместе с ним...
По своей тональности роман Шоу является таким же образцом антивоенной прозы, как и роман Рассела «Ближайший родственник». Только в нем описана кардинально-иная ситуация: не герой идет навстречу войне, а сама война настигает его в крайне удаленном от линии фронта месте. Сначала такая установка кажется немного вольной и даже откровенно притянутой за уши. Но немного позже такое впечатление пропадает, т.к. автор объясняет истинную причину происходящего. Она немного отдает мистикой, ибо напрямую связана с бессмертием человеческой души. Сама идея такого бессмертия, хоть и не нова в принципе, но всё же несет в себе определенный элемент новизны. Мировой разум — эгон — является проявлением вселенского банка памяти, в котором хранятся воспоминания всех когда-либо живших в этом мире людей. Такая позиция вполне оправдана, ибо информация, как и материя, не исчезает бесследно, а только меняет форму своего представления. Поэтому ничего в этом мире пропасть не должно со смертью человека. Автор допускает в своей догадке лишь единственный фантастичный элемент: чистая информация сохраняет индивидуальность своего хозяина, получая от него в наследство и разум. И это не простая вольность. Она нужна писателю, чтобы история Тевернера не закончилась в первой части произведения, а была продолжена и после его смерти. Потому что только он один способен принести надежный и крепкий мир в эту вселенную. А также остановить технологию, уничтожающую бессмертных эгонов. Второе, пожалуй, даже важнее первого. Выходит, что не всякий прогресс являет из себя полезную и нужную вещь. Он, как и ружье, по своей сути двусторонний — смотря, в кого именно придется стрелять. Если во врага, то это идет на пользу твоей расе, а если в себя самого, то во вред. Главное, понять, в какую сторону направлено твое оружие. Человечество этого не поняло вначале, поэтому медленно и верно начало проигрывать свою войну. И если этот процесс не остановить, оно вообще исчезнет из мирового банка данных. А сиккены останутся. Как и другие формы жизни, которым хватило разума не пересекать красной черты. В этом смысле «вторая жизнь» главгероя являет из себя весьма интересное решение, открывающее необычайно интригующее продолжение старой истории. Своеобразная «генетическая память», передающаяся мистическим образом. Из-за таких вот нестандартных решений я и обожаю фантастику, ибо никакой иной прозе подобное не под силу. Нам остается только извлекать из нее мудрость и пользу, чтобы случайно не наступить на те самые грабли, что в изобилии разбросаны на нашем вселенском пути.
--------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о бессмертии человеческой души и негативном влиянии на нее слишком уж передового технического прогресса. Этот мир любит равновесие и умеренность во всём: не зря же только немногие звезды в нем вспыхивают как Сверхновые, чтобы дать жизни шанс на собственное самовыражение. И, в отличие от героя романа, в случае фатальной ошибки второго шанса у нее уже не будет.
vorchuch, 7 октября 2023 г.
У Боба Шоу «Дворец вечности» — один из ранних романов, в котором, как мне кажется, проявился «эффет отличника», свойственный многим начинающим писателям. А именно, попытка запихнуть в одно произведение (между прочим, не очень большое по объему) как можно много интересных, с точки зрения автора, идей и таким образом показать всю силу своего таланта и широту эрудиции. Тут вам и враждебные инопланетяне, и бессмертие души, и переход человечества на следующую стадию развития — хватило бы на целую эпопею. К сожалению, успехом эта попытка не увенчалась: написано вроде бы профессионально, но скучно. Идеи интересные, но по большей части не оригинальные. И главный герой особых симпатий не вызывает, хотя, возможно, именно таким он и задумывался.
deepnight79, 5 марта 2019 г.
Добротный роман, даже в чем-то серьезный. Очень ровный, без провалов, логических нестыковок и технических несуразностей. Научная фантастика в хорошем ее варианте.
Основная идея, уместившаяся не в особо протяженном тексте всего одной книги, способна легко соперничать с таковыми в произведениях современных «мастеров грандиозных концовок», подводящих под что-то подобное целые увесистые многотомные серии. При всем при этом у Боба Шоу не было того количества предшественников по части «вселенского эпоса», у коих есть возможность поучиться современным авторам. В наши годы, растянув «Дворец Вечности» на пару тысяч страниц, он вполне мог оказаться в списке топовых передовиков жанра. Видать, книга оказалась выпущена не в свое время, что и не дало ей протиснуться в разряд признанных шедевров.
Ранние произведения РШ обладают своим очарованием, и реалистичности в них тоже вдоволь. Но вот, к примеру, «Орбитсвиль» не зашел, показавшись лишь яркой поделкой (возможно, я ошибаюсь, и все таки), из-за чего позднего Шоу читать больше не берусь. За эту же вещь — уважаю.
vam-1970, 18 февраля 2018 г.
Автор выразил своё видение так называемого загробного мира. Правда, в сюжете долго до этого добираться пришлось.Разум не умирает — он бессмертен!И живое существо не первично, первичен некий нематериальный объект , мыслящий и вселяющийся в любое живое существо -по нашему — душа. Эти души окружают населённые планеты и фактически руководят жизнью, культурой, войнами. Но и они уязвимы во Вселенной.Весь роман — это реализация программы по снижению агрессивности человека для гармоничного сосуществования душ и живых существ..
Грант, 6 августа 2019 г.
Фантастический боевик, неплохо написанный, но со второй части скатывающийся в откровенную заумь. Пока первый случай, когда роман Боба Шоу меня изрядно разочаровал. Довольно оригинальная, но на мой взгляд дикая идея, и слишком много допущений. Для интеллектуалов.
pilotus, 25 декабря 2013 г.
С первых страниц книга настраивает на меланхоличную отповедь ещё не совсем старого, но уже видавшего виды солдата. Немного о космосе. Немного о технике. Совсем чуть о душе. О войне и людях. Роман не обманывает ожиданий. Тут всего понемногу. Поверхностный. Такое определение будет справедливым и нейтральным.
А теперь без эвфемизмов. Бредовый. Скучный.
Окрасив тоской небо и землю, мы мчимся с молоденькой девчонкой в бар творческой тусовки. Драка. Беспамятство. Все люди зомби. Ок, нет, зомби не будет. Есть военные, переместившие на планету центр планирования; поставили базу и переругались с местными хиппи. Вернее раздарили им по пригоршне свинца на брата. Сурово – ну так война же.
Инопланетный захватчик за кадром – он тут при чем только в воспоминаниях, да ближе к последней главе. До этого люди решают мелкие дрязги, галопом летая по страницам. И умирают. Привычка у них есть такая мерзкая – умирать. Пачками по двенадцать штук.
Тут-то – внезапно – мы расшибаем нос о научную составляющую повествования: всеобщее человеческое сознание. Память поколений, заточенную в нематериальной сфере. Эфир, откуда великие умы выхватывают гениальные идеи. Вторично.
Луис все же выкрутился. Вместо гуманитарной фантастики о душах всея живых и мертвых, он вписывает их в рамки научных постулатов квантовой физики. На привычный манер: поверхностно, впихивая гранд идею в несколько страниц.
Куда ведет автор ясно: мы де, техническим прогрессом сами себя губим. Не ведая. Решение есть: на помощь приходят сверхлюди в одном экземпляре и герой, внезапно – извините, снова вырвалось – ставший кем-то большим, чем поддержанный вояка с полки в комиссионке.
Ах да, война. Она закончилась. Также как началась: за кадром, беззвучно и безэмоционально.
Имея полный набор штампов, перечислять которые нельзя без раскрытия сюжета, роман уже со второй главы на вкус как несоленый переваренный рис. Быть бы ему рассказом на пять страниц, а не полновесной книгой, с двумя страницами слабо раскрытой идеи и сотней-другой её убийц.