Роберт Силверберг «Одиночное заключение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это рассказ о выборе. Можно лишиться свободы, отбывая срок в космической тюрьме, но находясь при этом в обществе других заключенных, а можно бежать и обрести свободу, но на тридцать лет лишиться всякого общества. И тогда свобода обернется самым жестоким наказанием.
Входит в:
— сборник «Godling, Go Home», 1964 г.
— сборник «Dimension Thirteen», 1969 г.
— сборник «World of a Thousand Colors», 1982 г.
— антологию «Ночь, которая умирает», 1988 г.
— антологию «Одиночное заключение», 1991 г.
- /языки:
- русский (5), английский (5)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Вебер (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 12 сентября 2015 г.
Идея рассказа не нова: противостояние искусственного интеллекта с его машинной логикой и естественного интеллекта с его человеческой алогичностью, хотя вполне возможно это и есть заложенная в него программа логичности поведения и мышления. И сюжет связанный с детективным расследованием. Что еще надо для хорошего чтения. Но, к моему сожалению, весь рассказ превратился в логическое рассуждение, которое читать интересно, но без эмоционального и динамичного факторов, текст скорее похож на отчет по командировке.
Crossbow, 6 сентября 2012 г.
Исходная философия рассказа о стандартности компьютерного мышления и аллогичности мышления человеческого понятна и интересна. Интересна мораль концовки — этакая ирония судьбы, когда преступник бежал из тюрьмы, а попал в еще худшую тюрьму. Но все эти плюсы реализованы как-то вяло, торопливо, разреженно. Например, много места уделено совершенно бестолковому с сюжетной точки зрения торопливому облету остальных планет, где потенциально мог осесть беглый преступник (причем, без подробностей, любопытных деталей). Не хватает атмосферности, где-то буквально нескольких ярких штрихов, возможно, физического или психологического противостояния сыщика Брауэра и преступника Хэмонда, в общем — человеческого фактора.
kkk72, 5 апреля 2009 г.
Странный получился рассказ, какой-то рваный, что ли. В моем восприятии он четко распадается на несколько частей. Довольно тривиальное начало о мире, где машинная унификация полностью подчинила себе человеческий фактор. Неожиданный переход к достаточно увлекательному поиску сбежавшего преступника. И еще более неожиданная концовка, поставившая точку в этой странной истории буквально на полуслове. К сожалению, некоторые загадки автор так и не раскрыл. Философский смысл рассказа очевиден. Призрачная свобода, которая для одного из персонажей обернулась добровольной тюрьмой, заставляет задуматься. Но все-таки жаль, что рассказ заканчивается так. Мне, например, очень интересно узнать, что делал бы главный герой с пойманным преступником.
Ashaman, 18 января 2010 г.
И правда завязка с развязкой как-то не совпадают. Проблема излишней компьютеризации общества соседствует с иронией судьбы преступника и в итоге непонятно, про что был рассказ. Все таки в таких маленьких произведениях не надо сильно распыляться.