Павел Хюлле «Мерседес-бенц. Из писем к Грабалу»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Антиквар, 31 января 2021 г.
К сожалению, повесть является всего лишь жалким подражанием стилю письма великолепного и неповторимого чешского писателя Богумила Грабала. Понятно то, что данный автор пытался стилизовать свою вещицу, но там, где у Грабала пиршество языка, вызывающее чуть ли не вкусовые ощущения, здесь только умение пользоваться синтаксисом и наигранная витиеватость — набитая рука, так сказать. Там где у Грабала вдохновение, здесь — продуманность и умение. Пожалуй, вот в чём различия гения и мастера. Нужно сказать, что Хюлле отличился не только этой повестью; по мотивам «Волшебной горы» Томаса Манна он опубликовал роман-фантазию «Касторп» об опущенном германским писателем периоде жизни главного героя. Ну как-то не по нутру мне такое паразитирование видного (но не очень) польского прозаика на великих образцах литературы. Понятно, что так было всегда, но хотелось бы, чтоб талант последователя соответствовал таланту предшественника. Очень раздражает в «Мерседесе-Бенце...» постоянное напускное благодушие, великодушие, воодушевление — назовите, как хотите, что придаёт нотку фальши. Ему просто не удаётся воспроизвести то состояние души, которым наполнена проза Грабала. Есть, несомненно, и удачные места, видимо, в эти моменты автор в лице главного героя забывал о механике письма и с неподдельным увлечением рассказывал о некоторых эпизодах своей жизни, например, перформанс с бетоном. Курение и восхваление конопли в книге воспринимается как ненужное дополнение, неуместный цинизм и неуважение к читателю: мне какая разница, что автор травокур? Сам сюжет до банальности прост: в ходе обучения правилам вождения он день за днём рассказывает инструкторше сквозь призму развития автомобилизации историю своей семьи. В общем, лучше почитайте роман «Я обслуживал английского короля» Грабала и почувствуйте, как говорится, разницу.
bvelvet, 2 июля 2020 г.
Великолепная проза — один абзац на 150 страниц, предложения по 3-4 страницы, а читается — не оторвешься. При этом я не автомобилист, и рассказы об автомобилях, которыми главный герой развлекают очаровательную инструкторшу, меня должны были оставить равнодушными. Однако ж... Блестящее изложение семейной истории,иногда чрезмерно мелодраматичное, но как всегда у Хюлле, изящное и глубокое. Особенно сильное впечатление производит сцена со сносом советского памятника, в которой дается убедительное описание двойственных чувств, которые поляки испытывают к СССР и России. Эти автомобильные гудки, в которых слышится сомнение и нерешительность, меня еще долго преследовали.
Любителям хорошей литературы — настоятельно рекомендуется.