fantlab ru

Теренс Хэнбери Уайт «Книга Мерлина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
96
Моя оценка:
-

подробнее

Книга Мерлина

The Book of Merlyn

Роман, год; роман-эпопея «Король Былого и Грядущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

К королю Артуру, коротающему бессонную ночь в ожидании своей последней битвы, приходит старый наставник — колдун Мерлин. Оказывается, когда-то в прошлом он забыл рассказать Артуру о Кровавых муравьях и Диких гусях. Теперь Артуру снова предстоит стать мальчишкой Вартом и, увидев, как устроено общество у животных, понять, чего же не хватает людям Англии...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время»  >  Циклы произведений и отдельные романы  >  роман-эпопею «Король Былого и Грядущего»


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2004 // Зал славы


Король Артур. Том 2. Книга Мерлина
2004 г.
Король Артур
2005 г.
Король Артур. Том 2. Книга Мерлина
2008 г.
Король былого и грядущего. Том 3. Книга Мерлина
2013 г.
Король былого и грядущего. Том 3. Книга Мерлина
2013 г.
Король былого и грядущего
2021 г.
Король былого и грядущего
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The Once and Future King
1958 г.
(английский)
The Book of Merlyn
1977 г.
(английский)
The Once and Future King
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый классический роман, которому поставлю кол за агрессивную ксенофобию и прямое цитатное установление знака равенства между фашистской идеологией и коммунистической. Одно это сводит на нет бессмысленные философствования о природе войн и выставляет самого автора как лицемера, провокатора и политического импотента, напичканного по самый его джентельменский котелок самыми дикими фейками о Советском Союзе. В связи с этим рецензию (на весь цикл и пятую книгу в частности) напишу соответствующую.

Товарищи! Романы Теренса Хэнбери Уайта, посвящённые мифу о короле Артуре, представляют собой типичный образец буржуазно-идеалистической литературы, затушёвывающей подлинные причины исторических конфликтов и подменяющей классовую борьбу индивидуалистическими фантазиями. Автор, погружённый в романтический туман рыцарства, игнорирует материалистическое понимание истории, заменяя его морализаторством и метафизическими поисками «вечного добра и зла».

Уайт изображает войны Артуровской Британии как следствие личных амбиций, рыцарских идеалов или мистического рока, что в корне противоречит марксистскому учению. Войны — не результат «злой воли» Мордреда или «благородства» Ланселота, а порождение материальных условий феодального строя: борьбы за землю, эксплуатации крестьянства, концентрации власти в руках землевладельцев. Автор, увлечённый психологией персонажей, не видит, что война есть продолжение политики господствующего класса, а политика — концентрированное выражение экономики.

Попытки Артура создать «справедливое королевство» посредством Круглого стола и кодекса чести Уайт подаёт как трагический утопический проект. Но с марксистской точки зрения, это не утопия, а реакционная иллюзия. Феодализм не может быть исправлен «добрым королём» — он должен быть сметён революционным движением угнетённых масс. Вместо изображения восстаний крепостных или роста городских коммун мы видим бесконечные интриги аристократов, что лишь маскирует суть эксплуататорского строя.

Трагедия Артура, по Уайту, — это трагедия индивидуума, раздавленного противоречиями идеала и реальности. Для пролетариата же трагедия — в отсутствии сознания своего исторического предназначения. Уайт, как типичный интеллигент, цепляется за миф о «великой личности», тогда как марксизм видит движущую силу истории в массах. Его герои ищут смысл войн в личном самопожертвовании, но не в уничтожении системы, порождающей войны.

Волшебник Мерлин, пророчества, превращения — всё это отвлекает читателя от научного анализа. Диалектический материализм требует изучать объективные законы истории, а не списывать события на магию или «судьбу». Даже критика авторитаризма (как в образе Артура-тирана в «Королеве воздуха и тьмы») остаётся поверхностной, ибо не связывает тиранию с экономическим базисом феодализма.

Цикл Уайта — реакционен в своей основе, ибо романтизирует отживший строй и подменяет классовую борьбу индивидуалистической рефлексией. Однако его ценность — в непроизвольном разоблачении тупиковости реформизма: Артур терпит крах, ибо пытается улучшить феодализм, вместо того чтобы уничтожить его. Пролетариат должен извлечь урок: лишь революция, а не рыцарские кодексы, положит конец войнам. Романы Уайта полезны как пример того, как не надо подходить к анализу истории — с позиций идеализма и мелкобуржуазного гуманизма.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень разочарован последней книгой цикла по нескольким причинам.

Во-первых, встреча со зверями и превращения Артура вызвали у меня ощущение дежа-вю, как будто всю первую часть произведения автор повторяется. Даже события, описанные во время превращений очень сильно напомнили мне первую книгу цикла.

А во-вторых, и наверное в-главных, это вплетение политики в замечательную фэнтезийную историю. Выглядит отвратительно и абсолютно неуместно. Всё, о чём говорят звери можно было бы обернуть в философскую обёртку, и получилась бы просто конфетка. А когда автор начинает критиковать коммунизм (проклятые коммунисты, и королю Артуру кровь успели попортить!) не понимая самую его суть, становится гадко. Судя по всему понимания остальных экономических формаций автору тоже недостаёт, поэтому выглядит это всё весьма и весьма печально. Вышло как часто бывает с циклами — начали за здравие, закончили за упокой.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал с удовольствием. К моему великому счастью, эта книга представляет такой стиль фэнтази, где нет сражений и битв, где смелые и отчаянные герои не дерутся с ужасными монстрами и свирепыми чудовищами, где нет колец, артефактов, волшебных мечей, драконов, чарующих эльфийских красавиц, никто не играет в игры престолов, нет бледно-каменных персонажей рыцарских романов, разговаривающих неестественными голосами… всего того, что может с необыкновенной лёгкостью взбрести в голову любому сочинителю фэнтази – будь он хоть начинающим писателем, или писателем со стажем, а то и вовсе Мастером-Магистром. Своё это произведение Уайт написал мастерски, он показал, что настоящий сочинитель фэнтази способен прекрасно обходиться без всех этих проштампованных штампов и надоевших стереотипов данного жанра.

Особо мне очень понравилось то, что Уайт в своей повести смоделировал нетипичную сюжетную обстановку, которая покажется всем поклонникам (к которым относятся подростки и прочие молодые и иногда «немолодые» люди, влюблённые в эльфов, орков и WarCraft) ортодоксального и традиционного фэнтази далеко непривычной и непонятной. Волшебник Мерлин, король Артур и Говорящие Звери, собравшись в Профессорском Кабинете, спорят и рассуждают о человеческой натуре, о природе человеческого характера, о войне, о неравенстве, о причинах социальных столкновений, о «стадных» рефлексах и проявлении индивидуализма, сравнивая модели поведения животных и насекомых с человеческим обществом. Я нахожу подобный жанровый синтез в высшей степени гениальным.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий аккорд истории Артура. Последняя ночь перед смертельной битвой. Король пытается понять, что он сделал неправильно и почему все так получилось, а Мерлин и комитет зверей ему в этом помогают.

В общем, это необязательная часть цикла, рассчитанная исключительно на поклонников.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх