Теренс Хэнбери Уайт «Книга Мерлина»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Артуриана | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Европейского средневековья ) | Философское | Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейный
- Возраст читателя: Любой
К королю Артуру, коротающему бессонную ночь в ожидании своей последней битвы, приходит старый наставник — колдун Мерлин. Оказывается, когда-то в прошлом он забыл рассказать Артуру о Кровавых муравьях и Диких гусях. Теперь Артуру снова предстоит стать мальчишкой Вартом и, увидев, как устроено общество у животных, понять, чего же не хватает людям Англии...
Входит в:
— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время» > Циклы произведений и отдельные романы > роман-эпопею «Король Былого и Грядущего»
Номинации на премии:
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 2004 // Зал славы |
- /языки:
- русский (7), английский (3)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- С.Б. Ильин (6), С. Степанов (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
narsyy, 27 марта 2025 г.
Первый классический роман, которому поставлю кол за агрессивную ксенофобию и прямое цитатное установление знака равенства между фашистской идеологией и коммунистической. Одно это сводит на нет бессмысленные философствования о природе войн и выставляет самого автора как лицемера, провокатора и политического импотента, напичканного по самый его джентельменский котелок самыми дикими фейками о Советском Союзе. В связи с этим рецензию (на весь цикл и пятую книгу в частности) напишу соответствующую.
Товарищи! Романы Теренса Хэнбери Уайта, посвящённые мифу о короле Артуре, представляют собой типичный образец буржуазно-идеалистической литературы, затушёвывающей подлинные причины исторических конфликтов и подменяющей классовую борьбу индивидуалистическими фантазиями. Автор, погружённый в романтический туман рыцарства, игнорирует материалистическое понимание истории, заменяя его морализаторством и метафизическими поисками «вечного добра и зла».
Уайт изображает войны Артуровской Британии как следствие личных амбиций, рыцарских идеалов или мистического рока, что в корне противоречит марксистскому учению. Войны — не результат «злой воли» Мордреда или «благородства» Ланселота, а порождение материальных условий феодального строя: борьбы за землю, эксплуатации крестьянства, концентрации власти в руках землевладельцев. Автор, увлечённый психологией персонажей, не видит, что война есть продолжение политики господствующего класса, а политика — концентрированное выражение экономики.
Попытки Артура создать «справедливое королевство» посредством Круглого стола и кодекса чести Уайт подаёт как трагический утопический проект. Но с марксистской точки зрения, это не утопия, а реакционная иллюзия. Феодализм не может быть исправлен «добрым королём» — он должен быть сметён революционным движением угнетённых масс. Вместо изображения восстаний крепостных или роста городских коммун мы видим бесконечные интриги аристократов, что лишь маскирует суть эксплуататорского строя.
Трагедия Артура, по Уайту, — это трагедия индивидуума, раздавленного противоречиями идеала и реальности. Для пролетариата же трагедия — в отсутствии сознания своего исторического предназначения. Уайт, как типичный интеллигент, цепляется за миф о «великой личности», тогда как марксизм видит движущую силу истории в массах. Его герои ищут смысл войн в личном самопожертвовании, но не в уничтожении системы, порождающей войны.
Волшебник Мерлин, пророчества, превращения — всё это отвлекает читателя от научного анализа. Диалектический материализм требует изучать объективные законы истории, а не списывать события на магию или «судьбу». Даже критика авторитаризма (как в образе Артура-тирана в «Королеве воздуха и тьмы») остаётся поверхностной, ибо не связывает тиранию с экономическим базисом феодализма.
Цикл Уайта — реакционен в своей основе, ибо романтизирует отживший строй и подменяет классовую борьбу индивидуалистической рефлексией. Однако его ценность — в непроизвольном разоблачении тупиковости реформизма: Артур терпит крах, ибо пытается улучшить феодализм, вместо того чтобы уничтожить его. Пролетариат должен извлечь урок: лишь революция, а не рыцарские кодексы, положит конец войнам. Романы Уайта полезны как пример того, как не надо подходить к анализу истории — с позиций идеализма и мелкобуржуазного гуманизма.
reptile86, 18 мая 2023 г.
Очень разочарован последней книгой цикла по нескольким причинам.
Во-первых, встреча со зверями и превращения Артура вызвали у меня ощущение дежа-вю, как будто всю первую часть произведения автор повторяется. Даже события, описанные во время превращений очень сильно напомнили мне первую книгу цикла.
А во-вторых, и наверное в-главных, это вплетение политики в замечательную фэнтезийную историю. Выглядит отвратительно и абсолютно неуместно. Всё, о чём говорят звери можно было бы обернуть в философскую обёртку, и получилась бы просто конфетка. А когда автор начинает критиковать коммунизм (проклятые коммунисты, и королю Артуру кровь успели попортить!) не понимая самую его суть, становится гадко. Судя по всему понимания остальных экономических формаций автору тоже недостаёт, поэтому выглядит это всё весьма и весьма печально. Вышло как часто бывает с циклами — начали за здравие, закончили за упокой.
drugndrug, 4 апреля 2020 г.
Читал с удовольствием. К моему великому счастью, эта книга представляет такой стиль фэнтази, где нет сражений и битв, где смелые и отчаянные герои не дерутся с ужасными монстрами и свирепыми чудовищами, где нет колец, артефактов, волшебных мечей, драконов, чарующих эльфийских красавиц, никто не играет в игры престолов, нет бледно-каменных персонажей рыцарских романов, разговаривающих неестественными голосами… всего того, что может с необыкновенной лёгкостью взбрести в голову любому сочинителю фэнтази – будь он хоть начинающим писателем, или писателем со стажем, а то и вовсе Мастером-Магистром. Своё это произведение Уайт написал мастерски, он показал, что настоящий сочинитель фэнтази способен прекрасно обходиться без всех этих проштампованных штампов и надоевших стереотипов данного жанра.
Особо мне очень понравилось то, что Уайт в своей повести смоделировал нетипичную сюжетную обстановку, которая покажется всем поклонникам (к которым относятся подростки и прочие молодые и иногда «немолодые» люди, влюблённые в эльфов, орков и WarCraft) ортодоксального и традиционного фэнтази далеко непривычной и непонятной. Волшебник Мерлин, король Артур и Говорящие Звери, собравшись в Профессорском Кабинете, спорят и рассуждают о человеческой натуре, о природе человеческого характера, о войне, о неравенстве, о причинах социальных столкновений, о «стадных» рефлексах и проявлении индивидуализма, сравнивая модели поведения животных и насекомых с человеческим обществом. Я нахожу подобный жанровый синтез в высшей степени гениальным.
k2007, 21 декабря 2015 г.
Завершающий аккорд истории Артура. Последняя ночь перед смертельной битвой. Король пытается понять, что он сделал неправильно и почему все так получилось, а Мерлин и комитет зверей ему в этом помогают.
В общем, это необязательная часть цикла, рассчитанная исключительно на поклонников.