Теренс Хэнбери Уайт «Рыцарь, совершивший проступок»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Артуриана | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Европейского средневековья ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ланселот, сын короля Франции, прибывает ко двору Артура. Он боготворит своего господина и готов с честью служить ему. Но всё меняется, когда он встречает прекрасную Гвиневеру...
Входит в:
— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время» > Циклы произведений и отдельные романы > роман-эпопею «Король Былого и Грядущего»
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Роман |
- /языки:
- русский (8), английский (5)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- С. Ильин (7), С. Степанов (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алираэль, 28 февраля 2025 г.
Третья часть «Короля былого и грядущего» действительно не так плоха, как первые две. Но впечатление мне подпортило то, что после первых двух доверия к автору уже нет. Есть привычка считать его невежественным и поверхностным. Поэтому все его морализаторские рассуждения (коих в третьей части полно) раздражают и навевают скуку.
История про Ланселота. Но почти все его приключения опущены. Акцент на отношениях с Артуром, Гвиневрой и Богом. Так как здесь затронуты поиски грааля, отношения с Богом других рыцарей тоже описываются. И очень много про важность девственности, вегетарианства, исповеди и отказа от убийства (перечислено в порядке убывания важности). А отношения с Богом главного героя описаны так, будто Бог — ещё одна любовница, к которой Ланселот сбегает от Гвиневры, и которую потом ради Гвиневры же предаёт.
И вот такая постоянная беготня туда-сюда, герой грешит, кается, получает прощение, снова грешит, снова получает прощение, едва покаявшись… И общая мораль истории выглядит так, будто можно делать, что хочешь, (только потом покаяться не забудь) и оставаться святым. И автор прямым текстом пишет, что Ланселот такой хороший только потому, что на самом деле он глубоко порочен.
Да, это лучше, чем предыдущая часть.
Но нет, это не то, что я хотела бы читать.
k2007, 29 октября 2015 г.
Роман показывает тупиковую, безвыходную ситуацию, в которой оказались люди, жить по другому не могущие, и вместе стем хорошо понимающие, что выхода нет и что хорошо это все не закончится. То, что главное в этой истории — любовь, не отменяет факт тупика, и попытки как-то выйти из этого замкнутого круга ни к чему не привели.
Понятно, что закончиться должно было все это плохо, и в конце концов так и случилось.
Линдабрида, 9 сентября 2010 г.
«Куда ни глянь, всюду кровь и сталь, и дым в небесах, и разгул необузданной силы...»
Эта книга заметно слабее двух предыдущих. Такое впечатление, что Уайт вконец изнемог в борьбе с Томасом Мэлори и продолжает историю лишь из чувства долга, заставляющего непременно довести дело до смерти Артура. Причем бесконечная карусель подвигов, турниров и войн, составляющая рыцарский роман, смертельно скучна ему самому. Появляются признаки фанфика средней руки — то излишне подробный пересказ «Смерти Артура», то бесконечные копания в мыслях и чувствах персонажей.
В первой части книги разворачиваются идеи, намеченные, собственно, еще в «Мече в камне»: антивоенный пафос, проблемы создания правового государства и национального единства — и можно ли силой насадить право? Но тоже без особенного энтузиазма, а потом их вообще отбрасывают ради мистического совершенства Галахада и поисков Грааля.
Ну, и наконец, читателя ждет подробный психоанализ сэра Ланселота.
А аура обреченности все нарастает.