Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Маленький мальчик Алёша (в будущем писатель Алексей Константинович Толстой), однажды пожелал: «Не учившись, всегда знать урок. И даже тот, который мне не задавали». И на помощь ему пришла Черная курица. Но и Алёше придётся в свою очередь помочь ей и подземным жителям.
Входит в:
— антологию «Лукоморье. Сказки русских писателей», 1952 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1984 г.
— антологию «Черная курица», 1984 г.
— антологию «Драгоценный ларец», 1985 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1985 г.
— антологию «Городок в табакерке», 1987 г.
— антологию «Изумруд», 1987 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть эпохи романтизма», 1987 г.
— антологию «Сказки», 1987 г.
— антологию «Добрым молодцам урок», 1988 г.
— антологию «Литературная сказка пушкинского времени», 1988 г.
— антологию «За горами, за лесами...», 1989 г.
— антологию «Русская литературная сказка», 1989 г.
— антологию «Сказки русских писателей XIX в.», 1989 г.
— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1990 г.
— антологию «Великие сказочники мира. В трёх томах», 1992 г.
— антологию «Волшебные сказки», 1993 г.
— антологию «Скоро сказка сказывается. Волшебный мир сказок», 1993 г.
— антологию «Чёрная курица», 1993 г.
— антологию «Лукоморье», 1994 г.
— антологию «Нежданные гости», 1994 г.
— антологию «Русалочка-ротозеечка», 1995 г.
— антологию «Русские сказки писателей XIX — XX веков», 1995 г.
— антологию «Аленький цветочек», 1999 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Русская литературная сказка», 2000 г.
— антологию «Конёк-горбунок», 2001 г.
— антологию «Чёрная курица, или Подземные жители. Аленький цветочек», 2001 г.
— антологию «Волк и семеро козлят», 2002 г.
— антологию «Литературные сказки народов мира. Том III. Сказки писателей России», 2002 г.
— антологию «Русская литературная сказка», 2002 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2002 г.
— антологию «Чёрная курица, или Подземные жители», 2002 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2003 г.
— антологию «Конёк-горбунок», 2004 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2004 г.
— антологию «Сказки русских писателей XIX века», 2004 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
— антологию «Городок в табакерке», 2006 г.
— антологию «Городок в табакерке», 2006 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2006 г.
— антологию «Энциклопедия детства», 2008 г.
— антологию «О волшебных мирах, о сказочных существах и о других детских радостях», 2010 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2010 г.
— антологию «Сказки русских писателей XVIII-XIX вв.», 2010 г.
— антологию «Лучшие сказки русских писателей», 2015 г.
— антологию «Царевна Льдинка», 2018 г.
— журнал «Детская Роман-газета № 5 2019», 2019 г.
Экранизации:
— «Чёрная курица» 1975, СССР, реж. Юрий Трофимов
— «Черная курица, или Подземные жители» 1980, СССР, реж. Виктор Гресь
- /языки:
- русский (178), английский (2), испанский (1), французский (1), португальский (1)
- /тип:
- книги (161), периодика (2), аудиокниги (20)
- /перевод:
- Х. Венто (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dentyst, 8 июня 2019 г.
Сказка с патиной. Прошедшая проверку временем. Изначально — назидательно-нравоучительное сочинение для детей. По сути — фундамент более поздней детской сказочной фантастики.
По-моему, главная тема это детское одиночество, непонимание сверстниками мечтателя-одиночки. Отсюда и выдумывание иных миров, где тебя любят безоговорочно, понимают с полуслова. Эта же тема развивается и в «Карлсоне», «Мэри Поппинс» и многих других текстах о невидимых посторонним друзьях. Ещё один бессмертный момент — за видимым вещным миром скрывается незримый, тайный, но он-то и есть истинный для ребенка. Короче, — тема параллельных миров поднималась уже в начале XIX века.Добавляет удовольствия и старинность повествования, неспешность, полутона. Конечно, каждому времени — своя литература, но основы, корни её необходимо знать. К прочтению — обязательно.
lubar, 1 декабря 2019 г.
Сказка появилась в списке рекомендованной литературы для дочки ещё летом с третьего на четвёртый класс. И была повторена в списке для пятого класса. Дочке я её так и не прочитал. Хотя сам, прошлым летом вроде открывал.
И как всегда неожиданно нагрянуло время , когда прочитать надо было вчера. Половину сокращенного текста дочка прочла сама, вторую мы читали уже вместе.
Интересно, что и у меня и жены Чёрная курица ассоциируется с чем-то мрачным. Мы оба в детстве смотрели мультфильм. И как-то очень жаль было Чернушку в кандалах.
Но при почтении я увидел совсем другое. Произведение очень мрачное и несправедливое. Но совсем не для Чернушки и подземных жителей, а для несчастного мальчика Алёши. И главным утешением становится ощущение сна или даже бреда на протяжении повествования о приключениях в параллельном мире. Тут и Чернушка вырастающая до размеров рыцарей. И сами рыцари, что на самом деле пустые латы. И палочка с лошадиной головой на которой можно скакать.
Итак предположим, что описываемые события не сон. И мальчик Алёша спас свою любимую курицу. Спас, отдав за неё всё своё состояние, не намёк ли на лепту из Евангелия. И вот черная курица, оказалась в параллельном мире мужчиной-министром. И не придумал министр и его король ничего лучше, как позвать мальчика к себе в гости. Рисков при этом было много. Естественно ребёнок спросонья не обязан понимать, что нельзя здороваться за лапку с кошечкой, если просили ничего не трогать, а этого ведь министр чуть не погиб во второй раз. А в полной версии оказалось, что даже поклонится фарфоровым куклам опасно для жизни.
Дальше король всё-тому же вытянутому из постели ребёнку, что недоучил ещё свой урок, предлагает выбрать награду. И когда Алёша выбрал знать всегда свой урок, просто пожурил, вместо того чтобы объяснить, почему этого делать не надо. Кроме того неожиданно оказалось, что нельзя никому рассказывать про подземную страну иначе всему подземному царству будет очень плохо. И Алёша неожиданно оказался хранителем страшной тайны.
Далее Алёша не проходит испытания медными трубами. Зазнаётся из хорошего доброго и скромного мальчика превращается в шалуна и гордеца, правда в полной версии он думает исправиться. Но только думает. Далее события опять разворачиваются слишком быстро. Алёша теряет свою сверхспособность, осознаёт как был неправ, тут же обретает её вновь и конечно не успевает исправится, а успевает только предать от испуга друзей. В результате его и выпороли и унизили и подземные жители, якобы, по его вине покинули насиженные места.
Конечно часть вины лежит на Алёше. Но несправедливость той истории в том, что древнее и ( и казалось бы мудрое племя), поставило своё благополучие в зависимость от силы воли и мужественности маленького мальчика. Кроме того у них дурацкие законы, потому как Алёше-то никто не поверил, так что смысла уходить не было.
Дочка попробовала поделится своим (или моим) мнением с учительницей, но та кажется всё-таки считает Алёшу ответственным за ситуацию. Если я правильно понял, критикам тоже не нравилось, что на Алёшу возложили такую тяжёлую ответственность за один детский поступок.
В учебнике особенно обращают внимание на отличие сказки Погорельского от волшебных народных сказок. Очень подробно описано место действия, оно наверное больше интересно жителям Петербурга и время действия. Две старушки голландки привезенные ещё Петром Первым вроде бы реальны, но принадлежат скорее волшебному миру.
Из того на что и ещё обратил внимание. Пансион был вполне прогрессивным. Розги использовались крайне редко. Учитель, как классический взрослый, считает, что если ребёнок ведёт себя непривычно, значит он упрямится и вредничает.
Встречается критика охоты. На вопрос зачем охотитесь, министр отвечает, что боятся, что крысы их вытеснят. Но потом через запятую, выясняется что мех крыс и мышей очень ценится.
Сказка написанная для Алексея Толстого, наверное стоит того чтобы прочитать.Но возможно её стоит читать немного позже пятого класса.
У меня тоже эта сказка ассоциируется с городком в Табакерке. И это ведь фэнтези. Одна из первых, а может и первая, сказок такого типа в литературе.
Malganus, 28 мая 2017 г.
Интересное произведение, возможно и читал его давно, но, сейчас перечитал и остались очень хорошие впечатления.
Это поучительная добрая сказка для детей. И в ней говорится о том, что за добрые дела нам воздается, и получать что-то, не приложив усилий — это очень плохо. Здесь, в виде такой простой сказочной истории автор дает очень важный посыл для читателей и не понять его очень трудно.
За свою доброту Алеша получил доступ в волшебное царство. Только добрым людям понятен и доступен мир чудес. За то, что Алеша спас черную курицу он попросил в награду волшебное конопляное семечко и все науки стали даваться мальчику легко. Спустя время он сделался надменным и заносчивым. То время, которое остальные дети тратили на учебу Алеша проводил в шалостях. И если поначалу он еще стеснялся того, что его стали хвалить за успехи, то потом он стал относиться к этому как к должному, но первый звоночек прозвенел, когда Алеша потерял зернышко. Однако этот урок не пошел Алеше на пользу…
И в конце концов Алеша рассказал и о черной курице, и о маленьком народе… И из-за это маленькому народцу пришлось сняться с места, а министру которого спас Алеша предстояло ходить закованным в цепи очень долгое время…
Горько стало Алеше…Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека если он перестает быть честным, добрым и забывает о долге…
И хочется все исправить, а вернуть-то все назад нельзя… История сказочная, а конец истории как в жизни, поэтому прежде чем что-то сделать надо подумать о последствиях – вот самый главный посыл, по моему мнению.
Еще один интересный момент – это то, что сказочная атмосфера произведения перекликается с достоверным описанием старинного Петербурга с его пансионом, учителями…
Антоний Погорельский – это псевдоним писателя Алексея Алексеевича Перовского и написал он эту сказку для своего десятилетнего племянника Алеши. А когда Алеша вырос он сам стал знаменитым писателем – Алексеем Константиновичем Толстым.
Brain-o-flex, 12 декабря 2014 г.
Одна из лучших «грустных сказок». Такие сказки нужны и важны — для того, чтобы не черствела душа. Лирична, мистична, вычурна... Великолепная.
adjort, 18 ноября 2012 г.
Я долгое время вынашивала мысль о перепрочении этой сказки — в детстве она казалось мне крайней жуткой (еще страшнее «Оле-Лукойе!)
Первые строки заново влюбили меня в нее — оказывается. действие происходит в Петербурге на 1ой линии. (А я очень люблю книги, где фигурирует представляемая мною местность).
Как мы узнаем чуть позже, товарищ Погорельский (он же -- Алексей Перовский), написал эту сказку для маленького Алеши, но только Толстого. кто знает — может быть это Курица в виновата в дальнейшее адаптации «Золотого ключика»? :)
Очень повеселили сноски, редактор рассказывает о том, что такое «особливо» (кстати, встречающее в сказке неприлично часто), «паж», «мантия»...
И в детстве. и сейчас мне была непонятна трусость этого мальчика — как, ну как можно обмануть сказочное существо? Обидно и непонятно.
Это изумительная вещь — добротно написанная и соединяющая в себе несколько составляющих: сказку, историчность, психологию и даже мораль.
Очень страшная и очень обидная.
Rush17, 7 июня 2012 г.
Все мы в детстве верим в то, что кроме нашего привычного мира есть еще другой, скрытый от нас. Дверца — за книжной полкой, ход под кроватью, забитое окно в сказку на чердаке...
Слушая эту сказку в детстве, я обещал себе, раз за разом, я не буду глупцом, я сохраню такую тайну, зачем пытаться играть глухим музыку?
Жизнь расставляет свои знаки препинания на нашем пути. Только став взрослым, я понял, что бывают ситуации, когда отчаянно хочется обелить себя, невзирая на данное слово или то, что это принесет боль другим. И сказки, подобные этой, заставляют заранее задуматься и решить для себя что тебе важнее. И потом, когда смерч внезапного принятия решений захватит тебя, спокойно и уверенно принять решение, обдуманное ранее, а не созданное отчаянием, обидой или другими пустыми эмоциями.
Alexandre, 15 сентября 2009 г.
Я очень давно читал эту сказку. А ещё слышал старую-старую радиопостановку. У меня в памяти эта вещь сочетается с «Городком в Табакерке» — эти радиопостановки были примерно в одно время.
Что касается сюжета и моего к нему отношения — так я вполне сочувствовал герою, и выбрал бы возможно что-то похожее в качестве награды, и хотя сам я учился неплохо, но домашние задания выполнять не любил — лень было очень.
Но вот обмануть доверие сказочного героя, нарушить своё слово — это для меня было ужасным. Мне всегда казалось, что я этого ни за что бы ни сделал.
Вместе с тем, сказка ставит человека перед непростой проблемой. С одной стороны нельзя подвергать опасности доверившихся тебе героев, с другой стороны следует не быть лжецом, и надо рассказывать правду, если тебя о ней спрашивают.
Я в детстве для себя эту проблему успешно решил. Уж и не знаю, насколько моё признание послужит примером, но я всегда старался говорить правду, и только в случае, подобном тому, что описан в сказке врал не смущаясь, зная, что ни в коем случае нельзя выдать доверившихся тебе людей. И, поскольку моя ложь была большой редкостью, мне она всегда сходила с рук. В утешение своей совести могу добавить лишь одно — это не было примитивное враньё ради материальных выгод (кто съел варенье?), это всегда была так называемая «ложь во спасение», когда правда, по моему мнению, гораздо опаснее, чем ложь. Вот как раз и таким вещам учит эта непростая сказка.
Легко осудить провинившегося. На примере сказки Погорельского, могу сказать — для меня это был серьёзный урок. Уже в достаточно юном возрасте я начал понимать, что такое политика, как бывает разрушительна правда и как непросто жить на свете. Думаю, что сказку эту должны прочесть все, кто знает русский язык.
Вертер де Гёте, 11 мая 2008 г.
Боялся я этой книжки в детстве — казалась она очень мрачной. Может, ещё из-за издания, где впервые прочёл: черная обложка, чёрно-белые, а точнее — серые, иллюстрации. А может,надо было дорасти хотя бы до младшего школьного возраста. Да ещё телесные наказания, описанные в повести-меня-то родители пальцем не трогали, а тут в школе за уроки секут. Книга вроде бы написана для детей, но по форме- почти классическая готическая новелла. Ничего удивительного, что племянник Погорельского Алёша, для которого была написана книга, когда вырос и стал писателем А.К. Толстым создал такие шедевры хоррора как «Упырь» и «Семья вурдалака». Но, без сомнения, повесть очень достойная, одно из ключевых произведений в русской сказочной литературе.
zmey-uj, 20 мая 2009 г.
Книга вроде бы для детей, но автор совершенно серьезен с маленькими читателями. Путь, который проходит Алеша, мог бы пройти и любой взрослый: щедрое вознаграждение за великодушный поступок, небрежное обращение с чудесным подарком и постепенное «падение», и затем осознание своей вины и долгое, трудное исправление. И в фантастике это распространенный сюжет, а герои при этом вполне себе зрелые люди.
Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его... Замечательная книга.
Вместе с тем за красивой волшебной сказкой мне увиделись и черты антиутопии. Мрачная атмосфера пансиона навевает мысли о тоталитарном государстве в миниатюре: закрытость от мира, редкие весточки от близких, одиночество; и в то же время строгая дисциплина и допрос с пристрастием по любому поводу, недоверие и наказание без вины. В обучении упор не на способности, не на применение знаний, а на тупую зубрежку, но даже и при этом важнее не умение все выучить, а послушание и покорность. Единственными друзьями Алеши становятся курочки, но им постоянно грозит смерть. В общем, эта депрессивность тоже не дает считать книгу беззаботной детской сказкой. Но именно поэтому детям ее читать необходимо: автор говорит с ними «на равных».
dydyka, 15 сентября 2009 г.
Я эту книгу недавно вспоминала. Т.к. названия и автора напрочь забыла, то вспоминала цитаты (своеобразная у меня память) и искала в интернете по фразам из книги. Нашла эту вещь (сказкой язык не поворачивается назвать — слишком недетская здесь мудрость), скачала, но удовольствия от чтения не получила...Тогда напросилась в гости в библиотеку школы, где я училась. Там выпросила книжку, проглотила её за 10 минут и ушла, счастливая...Будто в детство на экскурсию сходила...изумительная книга. Образы из нее держатся в памяти годами: и черная курица, и маленький Алеша, и министр с цепями на запястьях...Написано чистым, красивым, доступным понимаю и ребенка, и взрослого языком, изящные обороты речи, тонкие сравнения. Словом, получаешь при чтении широкий спектр ментальных удовольствий.
Ladynelly, 11 мая 2008 г.
Сказка не похожая на сказку... Это путешествие в таинственный мир лежащий за пределами нашего восприятия... Путешествие полное опасностей и сюрпризов. Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь лучшим из нас... Но если ты не оправдал высокого доверия, то помни, могут пострадать невинные.
Это повесть о честности и доброте, о преступлении и наказании...
Zhritsa, 11 мая 2008 г.
Буквально несколько месяцев назад, находясь в Мариинском театре, наблюдала за тем, как наделенная опытом дама пересказывала содержание этой сказки своей более молодой спутнице, убеждая ту всенепременно прочитать это произведение. Должно быть, эта сказка и впрямь значительна, коли не только детям, но и взрослым рекомендуют её к прочтению. Ну а о содержании говорить, на мой взгляд, все же, не стоит. В ней каждый способен открыть для себя что-то новое и понять, какую цену он готов заплатить за исполнение заветного желания.
dio, 28 апреля 2008 г.
Алеша, Чернушка, подземные жители — любимые герои детства. Очень захватывающая и поучительная сказка, сколько она вызывала эмоций!!! Глядя на время создания данного, не побоюсь сказать шедевра — начинаешь понимать — вот она вечная литература, в какую бы обвертку ее не заварачивали..
ScarRaven, 15 января 2008 г.
Замечательная сказка, содержащая полезные нравственные уроки. Много раз читал в детстве, больше всего меня трогала участь Чернушки. До слез.