fantlab ru

Майгулль Аксельссон «Я, которой не было»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Я, которой не было

Den jag aldrig var

Роман, год

Аннотация:

У этой девочки не было имени. Вернее, было сразу два. Отец называл ее Мари. Мать — Мэри. Друзья-вундеркинды — победители национального конкурса на лучшее сочинение на тему «Народовластие и будущее» — решили проблему, окрестив её МэриМари. Но ни эти многообещающие подростки, каждый из которых сделал потом блестящую карьеру, ни все остальные так и не поняли, что у МэриМари не только имя двойное. Что она и в самом деле живёт двойной жизнью. В одной своей ипостаси она — блестящая светская леди, занимающая в правительстве пост министра, в другой — преступница, отбывающая тюремный срок за убийство мужа. И всё это время она ищет себя и свою любовь.

Что же это — параллельные миры, раздвоение личности или воспоминания о жизни, которой не было?


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Чевкина (1)

Я, которой не было
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что это было?

Перед сном я закончила читать эту книгу. Рецензию писать было не к спеху и я решила с этими мыслями переспать, чтобы приступить излагать свои мысли с утра, на свежую голову. Но утром оказалось, что для книги, которая написана теми же словами, которыми изъясняемся мы с вами — слов описания не подобрать, они все кажутся слишком блеклыми и пустыми рядом со Смыслом. Однако, я постараюсь.

Послевкусие от этой книги отпечатывается на подкорке мозга, но не находит своего словесного воплощения. Оно существует в виде смутных ощущений, блуждающих мыслей, что никак не ухватить за хвост и не выпустить в мир в виде слов-воробьев. Это именно тот вариант, когда после чтения никак не начнешь новую книгу, потому что надо подумать над этой; «Я, которой не было» приоткрывает потаенные дверцы в душе читателя, и заставляет туда заглянуть, задуматься о том, что увидел.

Повествование нелинейно, и порой запутываешься, о какой именно героине идет речь. О Мэри или Мари? О той, что проводила с друзьями ночи на Мидсоммар или той, что плавала в озере Хестерумше? О той, что осталась с мужем-инвалидом или той, что только что выпустили из тюрьмы за его убийство? Но нет. Речь о МэриМари, и она едина во всех своих испостасях.

Я категорически против мнения некоторых рецензентов о том, что у МэриМари раздвоение личности. Нет, ничего общего с симптоматикой диссоциативного расстройства личности нет. Они наблюдают со стороны за жизнью друг дружки, они прекрасно все помнят и знают, что делала другая в то или иное время, они даже общаются. Они выбрали разные жизненные пути, но это не мешает быть им единой личностью, которая принимает ключевые решения, делает свой выбор, несмотря на то, что в разных измерениях он разный. Скорее, это некий неявный магический реализм, параллельные миры, сослагательное наклонение истории. Они обе существуют с самого детства главной героини, но жизненные пути их расходятся в ключевой точке — точке, вокруг которой крутится ход романа, с которой все начинается и там же заканчивается.

> «Но если есть я, значит, Мари нет. Она — только мысль. Причем мысль довольно дурацкая, ведь захоти я и в самом деле выдумать себе альтернативную жизнь, уж я бы приправила ее разными утешительными штуками. Любовью. Доверием и искренностью, сыновьями и дочерьми, чудесными лекарствами и сенсационными научными открытиями. Но беда в том, что я сама в это не смогу поверить. Так, как верю в Мари. Я — это она, а она — это я, и только миг отделяет нас друг от друга».

К роману очень хорошо подходит определение блуждающего. Повествование блуждает во временных и пространственных слоях, нигде не задерживаясь надолго, порождая мысли в гулкой от пустоты черепной коробке. Оно выводит под яркий луч света блуждающие воспоминания в темных закоулках души, которые не хочется доставать и отряхивать от пыли. Книга нереальна, жизнь нереальна, все эти дни страданий и минуты радости — ради чего?

В книге поднимается довольно много личностных проблем, которые есть у каждого из нас в той или иной степени. Прощение. Стыд. Свобода. Вина. Счастье. Любовь. Верность. Честность. Доверие. Дилемма выбора. Отношения между детьми и родителями, между мужем и женой, между подругами, друзьями и любовниками. Несбывшееся и предопределенное. Волей неволей задумываешься, что все эти понятия значат для тебя самого.

Интересный факт — за два года до написания романа Майгулль Аксельссон дебютировала в качестве драматурга с пьесой «LisaLouise» («ЛизаЛуиса»), основанной на документальном материале и посвященной насилию в семье. Я ни на что не намекаю.

З.Ы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не очень люблю открытые финалы, но тут книгу это ничуть не портит. Писатель сама позволяет додумать читающему, что дальше сделают Мэри и Мари. За ночь я успела придумать по меньшей мере 3-4 варианта концовки. Но, думается, их жизни вновь сошлись в этой завершающей роман точке, впервые с тех пор, как разошлись в больничной палате. Она наконец-то обрела душевный покой, свободу и умиротворение в душе.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чуть больше года назад я взялась читать эту книгу по пути домой. Прочитала-пролистала первые несколько страниц, ничегошеньки не поняла, подумала «вот бред», закрыла файл и забыла о ней. Пока однажды она не стала меня преследовать.

Она снилась мне несколько раз: я держала ее в руках, но никак не могла разглядеть рисунок на обложке. Она всякий раз попадалась мне на глаза в библиотеке. Выскакивала в рекомендациях от самых разных ресурсов.

О чем эта книга – все есть в аннотации и рецензиях. Мне повезло – кроме пары строк описания, я не знала о книге ничего. Нелинейная, но цельная, она не дает ответов на самые животрепещущие вопросы. И в ней нет ни одного лишнего слова.

Слова «раздвоение личности» могли оттолкнуть, ибо возникают две ассоциации: фантастика и психоз. Какой случай тут имеет место – абсолютно неважно. Я не искала объяснения, где правда, где нет, или обе они – лишь вариации на тему.

Осторожно, двери закрываются. С правом выбора, и с правом этот выбор не делать вовсе.

Только прочитав книгу, я как следует пригляделась к линиям и очертаниям на обложке. То, что раньше казалось расплывчатыми пятнами, обрело свою форму. У МэриМари все хорошо. А я нашла свою новую любимую книгу.

And although my eyes were open wide

They might have just as well been closed.

2012

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот как-то думаю – если бы знал, мог бы с полным правом отказаться от этой книги на флэшмобе LiveLib. Поскольку, это хоть и не любовный роман, но тоже своего рода дамское чтиво – для более интеллигентной аудитории.

Что интересно и эффектно в этой книге – начало и концовка. Психоделично, и даже как-то кинематографично. Но средняя часть – на редкость скучна. Прошлое главной героини – обыкновенная история неудачного замужества, сомнений, скуки, мучительных попыток как-то переломить ситуацию. Все это отягощено бездетностью и учащающимися изменами мужа, а впоследствии – его инвалидностью.

А тут, казалось бы, самое интересное – сюжет раздваивается – ведь у МэриМари раздвоение личности и она живет две жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, убила она мужа или не убила – обе дороги ведут в никуда, в одиночество, в туман над холодными водами реки.

Вот что не дает поставить негативную оценку – очень удачная, хорошая концовка. Вот так размыть краски и все смешать по-новому, замкнув сюжет в кольцо. Что было правдой, а что галлюцинацией – не все ли равно? Все одинаково возможно, но все это – лишь фантазия автора книги… Жаль только, что героиня так и нашла даже малейшей возможности для выхода из своей ситуации – неужели все было настолько безнадежно?

Достоинства произведения:

интересная композиция;

проработанный психологизм;

эффектные завязка и концовка.

Недостатки:

скучный, без «изюминки» сюжет;

непонятен смысл этой книги вообще.

Итог: и все же, это такая элитарная разновидность женских романов – без хэппи-энда. Роман о Большой Нелюбви. Хотя автор и утверждает в конце концов обратное – ну не верю я в любовь такую. Она либо есть, либо нет. А когда начинается всякая муть, измены, ревность, мелкое сведение счетов, погубленные перспективы, ущемленные амбиции – это не любовь, а самое время разбежаться по-хорошему, пока кого-нибудь не выкинули из окна. Ну что поделать, читательницы любят, когда все сложно. Я хоть и сентиментальный человек, но эти бесцельные страдания даже для меня – слишком. Категорически не мое. 6 из 10, 4+2 только за то, КАК это написано.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — Я-повествование, рассказчица — женщина, и вот что с ней не так.

Во-первых, в детстве, лишенная любви родителей (ее мать — бывшая узница Освенцима с вытекающими из этого факта психическими проблемами), она придумала себе двойника, живущего в параллельном мире. Ее звали Мари, а двойника — Мэри. Или наоборот, сие неважно.

Во-вторых, у нее не было друзей — до тех пор, пока ее сочинение на актуальную общественную тему не победило в национальном конкурсе. Победителей-старшеклассников пригласили в столицу на обед с министром. Стоит ли говорить, как эти одаренные детишки друг за друга уцепились. Так, что впоследствии даже переженились. А еще они придумали называть героиню МэриМари. Чтоб уж точно не перепутать.

В-третьих, она влюбилась было в одного из своих новых друзей — будущего поэта, но замуж вышла за другого: последний взял наглостью. Вместо семьи у них получилось черт-те что, и пока Сверкер ходил налево, МэриМари делала журналистскую карьеру.

В-четвертых, ее «стерпится-слюбится»-муж выпал из окна при загадочных обстоятельствах (его вытолкнула то ли малолетняя проститутка, которую он снял, то ли ее сутенер) и остался парализованным.

В-пятых — и это формообразующее — Мэри убила мужа, отключив ему жизнеобеспечение в больнице. Мари же этого делать не стала.

Мэри отправили в тюрьму, Мари стала министром.

Отсюда начинается роман.

Пытаться понять, какая из двух параллельных реальностей настоящая, невозможно. Они обе настоящие. И обе — не те, которые должны были быть. «...Захоти я и в самом деле придумать себе альтернативную жизнь, уж я бы приправила ее разными утешительными штуками. Любовью. Доверием и искренностью, сыновьями и дочерьми, чудесными лекарствами и сенсационными научными открытиями...» В обеих жизнях — страх, неизбывное чувство вины и недобитая старая любовь. Несвобода.

В финале героиня становится свободной. Это не спойлер, я ведь фактически ничего не сказала этой фразой.

Роман-сон, строчки которого висят в гулкой пустоте. «Наверное, мое дыхание замерзнет, подумала я, наверное, оно повиснет в воздухе, будто клочок сахарной ваты». Это усиливает ощущение нереальности происходящего — в обеих жизнях. Обе настоящие, и обе придуманные. Что хочешь, то и делай с этим парадоксом. Такие штуки вытворяет, скажем, Кристофер Прист («Я, которой не было» фабулой похожи на его «Лотерею») — но он выписывает сюжетные кренделя лихо, рисуясь, а Аксельссон замирает на месте и уходит в себя (точнее, в героиню-как-себя), ныряет глубоко-глубоко под темную воду. Читать это — как отбиваться от чудовищ во сне, когда руки-ноги становятся ватными, а каждое движение дается с преодолением перегрузок до шести «же». Но эта же сомнамбулическая вязкость запросто может и затянуть — со мной случилось именно это.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх