Майкл Суэнвик «Озеро гоблинов»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вторичный литературный мир
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Юрген, молодой солдат и задира, попал в подводный мир загадочного озера, вокруг которого ходят слухи и легенды. Там он увидел сказочный, прекрасный мир подводных жителей, где познал любовь. Но перед ним стоит выбор: остаться в иллюзии, в статичном мире наслаждений или вернуться в реальный мир, пусть и не такой прекрасный, но зато полный жизни, и прожить отведенное ему время. Что он выберет?
Входит в:
— антологию «Все новые сказки», 2010 г.
— сборник «Ничего особенного», — сказал кот», 2016 г.
— сборник «The Best of Michael Swanwick: Volume Two», 2023 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Гришин (1), С. Силакова (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 2 апреля 2023 г.
Когда солдат Юрген попал на дно озера гоблинов, то не ожидал, что там не только можно дышать, но и жить. В племени подводных обитателей -сильфидов Юрген жил, как в сказке. Впрочем, это оказалось правдой. Теперь солдату предстоит нелëгкий выбор.
Первая половина рассказа — это стилизованная литературная сказка по мотивам немецких сказаний и мифов. Повествование развивается как и в любой сказке: герой оказывается в смертельной опасности, но чудом спасается и в награду получает волшебные дары: царскую жизнь, красавицу жену и беззаботную жизнь.
Но вот вторая половина рассказа — это постмодернизм в чистом виде. Повелитель озёрного народа выступает в роли лектора о литературных приёмах, а Юрген слушателем, осознающим, что он герой книги. Провернув такой сюжетный ход,, Суэнвик превращает рассказ в философскую притчу.
А притча эта ставит перед читателем непростые вопросы. Многие люди мечтают о красивой беззаботной жизни, иллюзорной, но такой заманчивой, но принесёт ли она им радость? Ведь неспроста автор периодически переносит героя в реальный мир, где главный герой оказывается в прямом смысле этого слова в помоях. На этом контрасте, когда перед героем показаны перспективы его жизни в сказке, в роли выдуманного героя книги или же вернуться в реальность, в которой Юрген — хозяин своей жизни, пусть не такой красивой, как на дне озера гоблинов.
И всё же автор слишком увлекается лекционными вставками. Это несколько смазывает впечатление от произведения. Обыграть моменты с разгадкой природы сказочного мира можно было менее грубыми способами.
Весьма любопытная литературоведческая постмодернистская сказка с мощным философским посылом. Читается с интересом, хотя обыграть переходы от сказки к реальности можно было более изящно.
AlisterOrm, 13 мая 2020 г.
Ха, чистый постмодерн!
Вот только кто главный герой рассказа? Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсгаузен, погулявший в молодости по полям, охваченным Тридцатилетней войной (правда, чаще в образе полкового писаря), или всё таки Симплициссимус? Вот ведь вопрос вопросов!
Но это ещё не конец. Ведь жить в мире, который создан разумом человека, намного проще реального, не так ли? Он предсказуем и, в общем-то, логичен, как бы писатель не пытался прописать его противоречивость и многообразие. А реальный мир куда сложнее. Поэтому жизнь человеческая всегда сложна, а уж сделать её настоящей и честной — тяжкий труд, куда уж там любому из писателей.
Поэтому выбор Ганса вызывает только уважения — он ведь бросил вызов всей жизни, желая быть просто человеком, а не героем книжных страниц.
vam-1970, 3 марта 2021 г.
Сказка похожая по мотивам сказок о Садко, приключения и странствия по подводному миру, который оказался страницами книги. Удивительный сюжет с философским финалом -что же выберет герой — реальность или сказку? Странно на мой взгляд, судя по характеру героя, что он выбрал реальность.
Календула, 6 июня 2013 г.
Пожалуй, наиболее подходящее произведение для сборника, названного «Все новые сказки». Тематика рассказа навеяла мысли о Садко: подводное царство, красавица-принцесса, сложный выбор...
Рассказ ставит непростую тему — тему выбора: герой, попадая в сказочный красочный мир подводных жителей из реального, наполненного ужасами войны, вынужден сделать выбор — остаться в иллюзии или же жить реальной жизнью. Мир сильфид кажется ему плоским и двухмерным, тогда как реальная жизнь, хоть и наполнена не только радостными моментами, но и тяжелым трудом, разочарованиями и тяготами, видится ему более богатой на события и эмоции. Мир иллюзий, хоть и прекрасен в свое гармонии и красоте, все же статичен, в нем нет потрясений, всё в нем приторно-сладкое, а это, как известно, быстро приедается. В жизни должна быть соль и горчинка, тогда она имеет смысл, тогда можно отличить хорошее от плохого, радость от горя, и только тогда человек ценит то, что имеет и стремиться это сберечь.
По своей структуре рассказ весьма напоминает сказку, даже речь сказочных персонажей отлично стилизована.
alex1970, 29 апреля 2013 г.
Занимательная сказка, освещающая не самую простую тему.
Интересные отсылки к немецким легендам и рассказам о бароне Мюнхгаузене.
Неплохое произведение, отлично подходящее к названию сборника