Макс Глебов «Барьер Ориона — 4. Лорд утерянных земель»
Логичное продолжение предыдущего произведения: отношения некоторых героев становятся ближе, некоторые старые враги возвращаются... и исчезают навсегда (или так кажется). Клубок интриг выходит на новый уровень, личные и командные возможности героя — тоже. И до предела во всем вышесказанном ещё далеко...
Входит в:
— цикл «Барьер Ориона»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 23 ноября 2024 г.
ТЕМА: «Кульминация цикла. По крайней мере — в той логике, что уже завязана в узел телодвижениями сюжетных линий в первых трех томах. Уже — безусловно — общепризнанный сильный морф «из низов», получивший офицерский чин и личное дворянство, роет копытами землю утерянных территорий российской локации планеты Земля. Ибо наша планета — по прежнему — послевоенная нейтральная территория двух инопланетных цивилизаций, техногенной и магической. На планете — по-прежнему — что-то вроде позднего Средневековья, но с массой аномальных зон, нашпигованных опаснейшми артефактами. Вот, оный свежеиспеченный дворянин и подвизался «вернуть в хозяйственный оборот», так сказать, оные аномальные зоны. Прибыль с оной авантюры ожидается — несусветнейшая, ибо оные артефакты — ежели вернуть их в оный оборот — превышает все мыслимые ожидания. Соответственно, желающих погреть руки на результатах оной авантюры — более чем достаточно. К сему добавляется то обстоятельство, что отсутствие достоверных данных об источниках неожиданного могущества оного авантюриста — рождает всё больше сомнений у власть предержащих. И, соответственно, ставки в игре «повышения осведомленности» оных предержащих — растут аки на дрожжах».
ИДЕЯ: «Опираясь на помощь и содействие временных (а, может и не совсем временных — дело покажет) союзников (а также на их более чем впечатляющие — даже по результатам крушения их межпланетных транспортных средств — технические возможности) целесообразно резко повысить свой социальный статус и стать полноправным феодалом, резко расширив объем доступных ресурсов и власти. Что из этого будет доступно временным союзникам, а что пойдет на реализацию собственных планов фигуранта — тоже пока в сильном тумане. Но цель, пока — предельно проста: восстановить реальные технологические и магические возможности оных временных союзников. Что дальше — не шибко понятно, ибо оные временные — ко всему прочему — ещё и смертельные враги: они и лишились-то своих космолетов в битве над Землей, ибо — поперлись на планету тайно, в надежде скрытно «повозить жАлом» на нейтральной территории. Но — не повезло: от обеих боевых групп остались жалкие крохи. Так что оный морф и будущий барон — фактически — их единственная надежда. Не на победу, об этом и речи нет, хотя бы — на возвращение в родной мир».
ФАНТДОПУЩЕНИЕ: «Две высокоразвитые цивилизации, достигшие уровня межзвездной логистики и обладающие имперскими амбициями в пределах, как минимум, галактики — могут быть экзистенциально заинтересованы в контактах с некоторыми землянами, хотя их (инопланетян) господствующее представление о Земле в целом — стабильно локализуется где-то в районе «тупые безмозглые дикари». При этом, как выясняется, геном у всех трех цивилизаций (включая Землю) — как минимум — сходный. Что нимало никого из героев повествования не удивляет, и — по идее — удивлять и не должно (мало ли — откуда мы знаем, как заселялись в прошлом Галактика). Некоторые земляне — как раз в силу схожести генома — могут обладать поистине неизмеримым (ну, хотя бы потенциально) могуществом, ибо — как выясняется — оказываются способны совместить сильные стороны как техногенной цивилизации, так и магической. Соединение в одном артефакте темной энергии магов и производственной реализуемости технократов дает совершенно невообразимые бонусы, недоступные ни одной из противоборствующих цивилизаций. Кто первый разрубит сей гОрдиев узел — тот и будет владеть Галактикой».
СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР (нравится / не нравится): желание перечитать, — есть, настолько каждый том, по крайне мере пока — получается сильнее предыдущего. Автор — вне всяких сомнений, теперь это уже абсолютно очевидно — обладает даром талантливого Рассказчика. Я бы даже сказал — Великого Рассказчика, чего уж там скромничать-то. Вся российская фантастика начала 21-го века — уже вполне себе четко поделена на два вполне себе очевидных периода: «до Глебова» и после, вне зависимости от того, чего там конкретно будет дальше. Глебовский авторский стиль — более чем своеобразен, ибо являет собой некий сплав несоединимых, казалось бы, ингредиентов: романтики Булычева и Крапивина, экспрессии киношных космических боевиков с баснословным бюджетом, основательности Герберта и Азимова, и — что уже совсем маловероятно — изысканности интеллектуальных вывертов лучших образцов детективно-шптонско-конспирологического жанра. Причем — и это самое главное: авторский результат — это не «хитрая компиляция», а именно — новый авторский стиль современной фантастики. ИМХО, уважаемый потенциальный читатель, конечно же ИМХО, и — ничего кроме ИИХО. НО: субъективный фактор — он и в Африке субъективный. Спорить — как бы — даже глупо. Почвы для спора — нет. Мне, конкретно, глубоко по барабану, как автор это делает. Мне — важен результат. Причины и средства — не интересуют.
УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ. В данном конкретном случае — не шибко выстрелила. НО — объективности ради — хаять не буду. Автор настолько завысил планку своими предыдущими текстами, что даже попытки предугадать абрисы последующих вывертов сюжета в их тематической конкретике — были заранее обречены на провал. Все предыдущие «мудрствования лукавые» по поводу того, как именно он (главный герой) «выйдет из этого конкретного логического тупичка» — не имели ничего общего с результатом: авторский взбрык сюжета всё равно был на порядок оригинальнее, чем я себе предварительно додумывал. Здесь же… — как-то излишне прямолинейно, что ли. Без привычного «ментального изящества», скажем так. Хотя — повторюсь: оный недостаток — с лихвой компенсируется вполне себе привычной «непредсказуемостью спонтанности» главного героя. Даже в обычной, в общем-то, авантюре (не шибко тянущей на изысканную экстравагантность), оный главный герой — в очередной раз, и не единожды — внезапно ставит весь банк на последнюю карту. И… — впечатывает «мизер в тёмную». Без подготовки, вопреки предварительным планам, на ходу, в последний момент. Шикарно. Брызги адреналина. Тостуется и пьётся. Без вопросов и сомнений.
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Существенно выше, чем в среднем по циклу. Приятный бонус. Доброе Зло и злое Добро, неочевидность трактовки мотивации, вопросы без очевидных правильных ответов и прочие прелести реального бытия — аки перлы в бокале сего марочного напитка: достаточно часто цокают по стенкам оного бокала, высверкивая подобно фарам самосвала, выскочившего на встречку. А важно сие для адекватности восприятия чтива потому, что фраза «…мир прекрасен тем, что в нём всё относительно…» — изречена не сегодня. И оная относительность — она не есть некая необязательная деталь. Увы, сие свойство — впаяно в ткань нашей Реальности её Творцом. Кто мы такие, уважаемый потенциальный, чтобы оспаривать мудрость Творца?
НОВИЗНА. А, вот, с новизной — увы — промашка. Не наблюдается. Фактически — это те же «Блюстители Хаоса», просто — в несколько ином антураже. Хотя, что касаемо лично меня — так это плюс, а не минус. Упомянутый выше авторский стиль — пока, по крайней мере — органично сцеплен с тематической ориентацией космического боевика. Массой аллюзий и ассоциаций. Настолько, что герои разных авторских циклов — реально встречаются друг с другом. Вполне возможно, что я не прав, но вполне себе склонен — аналогично известному персонажу — изречь фразу «…остановись, мгновенье, ты прекрасно…». Это — вполне себе специфический авторский Мир, и лично я не стремлюсь с ним расставаться.
С Грамотностью, Корректностью, Адекватностью, Ритмичностью и Целостностью — всё абсолютно ровно, уважаемый потенциальный. Глебов — автор маститый, давно доказавший свою профпригодность. Оценивать подобные мелочи — в данном конкретном — излишество. Тем более, что уже давно и плотно воспринимаю печатное слово исключительно в аудиоварианте. Чего и тебе желаю, уважаемый потенциальный. Адекватная озвучка — подобна огранке: алмаз автоматически превращается в бриллиант. А конкретно озвучка этого цикла — выше всяческих похвал.
***
Два слова о плотности откровенных дифирамбов в изложенном выше. Вовсе не претендую на Истину в последней инстанции, уважаемый потенциальный. Упаси, Господь. Я — вовсе даже об ином. В одном из своих резюме Макс Глебов как-то изрек следующее (изложу суть, за цитатами в Сеть не полезу): «…я с упоением читал фантастику, всякую. Но — увы — две трети из прочитанного не вызывали ожидаемого восторга. И тогда я решил ваять фантастику сам. Такую, которая бы — точно — понравилась мне самому…». В этой фразе — суть творчества Глебова. Памятуя об отсутствии претензий на Истину — скажу так: В итоге мы (массовая потенциальная читательская аудитория) — получили нормальный, адекватный, качественный Продукт. Сбалансированный. Гармоничный. Яркий. Оптимистичный. Светлый. С брызгами адреналина, но скроенный по лекалам доброты и духовности. Без маразма морализаторства, без «тонкого психологизма» ковыряния в чужих душах, без чернухи ескапизма и пессимистической слащавости. Практически идеальное фантЧтиво. Такое, что — гарантированно — понравится подавляющему большинству многомиллионной читательской аудитории.
Дай Бог здоровья автору. МнОгие лЕта