fantlab ru

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «По эту сторону рая»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Оценок:
156
Моя оценка:
-

подробнее

По эту сторону рая

This Side of Paradise

Другие названия: The romantic egoist

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Это первый роман автора принесший ему успех, фактически именно с него началась карьера Фицджеральда как писателя. Роман вышел, когда автору было всего 23 года и он во многом автобиграфичен.

«По эту сторону рая» повествует об Эмори Блейне, с юности избалованном родителями, купающемся в деньгах, эгоистичном юноше. Однажды, во время очередного путешествия в Европу, когда у него случился приступ аппендицита, по требованию его мамы, утончённейшей Беатрисы Блейн, даже заставили повернуть назад огромный океанский лайнер. Таким образом, Эмори вступая во взрослую жизнь, находился по одну её сторону, с блестящими перспективами, модными взглядами, имея возможность получить наилучшее образование и привычку ни в чём себе не отказывать. Но жизнь, через потери, разочарования и неудачи, будет не спеша вести его на другую сторону, образно на другую сторону от его привычного рая. Найдет ли он в себе силы жить новой жизнью?

Примечание:

Первая версия романа под заголовком «The romantic egoist» была отвернута несколькими издателями. Рукопись первой версии целиком не сохранилась, но судя по дошедшим до нас отрывкам, на ее базе был впоследствии написан роман «По эту сторону рая». Промежуточным названием романа было также «The Education of a Personage».


Похожие произведения:

 

 


Избранные произведения в трех томах. Том 1
1977 г.
Избранные произведения в трех томах. Том 1
1984 г.
Великий Гэтсби
1987 г.
По эту сторону рая
1991 г.
Великий Гэтсби. По эту сторону рая
1992 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1993 г.
Избранные произведения в трех томах. Том 1
1993 г.
Избранные произведения в 3 томах. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в трёх томах. Том 1
1996 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2. По эту сторону рая
1998 г.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Романы
1998 г.
Последний магнат
2002 г.
По эту сторону рая
2007 г.
По эту сторону рая. Великий Гэтсби
2007 г.
Последняя красавица Юга
2008 г.
Последний магнат
2009 г.
По эту сторону рая
2010 г.
По эту сторону Рая
2010 г.
По эту сторону рая
2010 г.
По эту сторону рая
2010 г.
Истории из века джаза
2011 г.
Истории из века джаза
2011 г.
По эту сторону рая
2011 г.
По эту сторону рая
2011 г.
Малое собрание сочинений
2012 г.
Великий Гэтсби. Романы
2012 г.
Полное собрание романов в одном томе
2012 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 1
2013 г.
Великий Гэтсби
2013 г.
Великий Гэтсби
2013 г.
Все романы в одном томе
2014 г.
По эту сторону рая
2014 г.
Последний магнат
2014 г.
Великий Гэтсби
2016 г.
По эту сторону рая
2017 г.
Великий Гэтсби
2017 г.
По эту сторону рая
2017 г.
Все романы в одном томе
2019 г.
По эту сторону рая
2019 г.
По эту сторону рая
2020 г.
Великий Гэтсби. Ночь нежна. Последний магнат. По эту сторону рая
2021 г.
Великий Гэтсби. Главные романы эпохи джаза
2021 г.
Прекрасные и проклятые. По эту сторону рая
2023 г.

Издания на иностранных языках:

This Side of Paradise
2000 г.
(английский)
This Side of Paradise
2002 г.
(английский)
This Side of Paradise
2002 г.
(английский)
This Side of Paradise
2009 г.
(английский)
This Side of Paradise and The Beautiful and Damned
2011 г.
(английский)
This Side of Paradise
2012 г.
(английский)
This Side of Paradise
2013 г.
(английский)
This Side of Paradise
2013 г.
(английский)
The Collected Works of F. Scott Fitzgerald
2014 г.
(английский)
This Side of Paradise
2017 г.
(английский)
This Side of Paradise
2017 г.
(английский)
This side of paradise
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Богатые люди — особые люди

«И мудрость мало утешает

По эту сторону от рая...

Well this side of Paradise! ....

There’s little comfort in the wise.

Tiare Tahiti by Rupert Brooke»

Фрэнсис Скотт Фицджеральд, в отличие от Некрасова, который: «лиру посвятил народу своему», на такие масштабные проекты не замахивался, выкроив для себя в садах мировой литературы делянку влияния денег, больших денег, очень больших денег на индивидуума и Личность (вот так, с заглавной). И это хорошо, благодаря его лире у нас есть «Великий Гэтсби».

«По эту сторону от рая» первая книга Фицджеральда, которая тотчас принесла ему литературную славу самого молодого романиста издательства «Скрибнерс» и автора поколенческого манифеста. А пришедший с ней финансовый успех позволил возобновить помолвку с Зельдой Сейр — в романе она выведена в образе Розалинды — и определил дальнейшую тематику творчества. Дальше Фицджеральд все время станет писать о богатых, молодых, красивых, талантливых, беззаботных. О мире дорогих изысканных вещей, в котором они обитают. О специфических проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. О страданиях людей, отлученных от возможности быть равными среди равных в обществе обитателей земного рая, вхожих в эти круги.

История Эмори Блейна, происходящего из богатой, но беднеющей на протяжении романа до полного разорения к финалу семьи: его детства, его отношений со взбалмошной красавицей матерью, с однокашниками, с наставником, с женщинами — во-многом автобиографична. Так чаще всего и бывает, дебютант пишет первую книгу с себя. В свете этого критичность автора в отношении мотиваций молодого эгоиста («Романтический эгоист» — первоначальное название романа, под которым рукопись отклонили издательства) выглядит симпатичной. В то время, как бесконечные упоминания красоты героя производят несколько комичное впечатление.

Однако тут следует помнить, что богатство само по себе: дающее обладателю рычаги влияния, возможность созидательной деятельности и улучшения общественных институтов — мало интересует Фицджеральда. Его приоритет в эстетической сфере, отсюда утрированное желание подчеркнуть внешнюю красоту Эмори и Розалинды. Деньги ценны возможностью красиво и неограниченно тратиться на прекрасные сумасбродства. Не случайно их с Зельдой брак стал материальным выражением такого рода взглядов.

Атмосфера ревущих двадцатых, как нельзя лучше подходящих для передачи такого рода образа мыслей и действий, воссоздана в романе с детальной подробностью, а чтение Игоря Князева подсвечивает повествование, которое иногда может показаться чересчур снобским, мягкой самоиронией.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С возрастом всё больше временами начинает тянуть почитать что-нибудь серьёзное, не тупо фантастика и приключения, а постичь чьи-то умные мысли, набраться мудрости и открыть для себя истину. Одним словом, это книги признанные мировой классикой и соответственно мысли и раздумья их авторов. И так я открываю нового для себя автора, чьё имя достаточно на слуху.

С первых строк ярко чувствуется автобиографичность романа, я даже не поленился сверить ощущения с биографией автора и он оказался еще более автобиографичен чем я думал, только роковой красавицей в реальности была не Розалинда, а Зельда, что тоже, кстати, созвучно. Интересно, что в реальности публикация именно романа «По эту сторону рая» принесла автору успех и склонила семью Зельды согласиться на их брак. И да, как показала дальнейшая жизнь Фицджеральда, автор не врал в своём произведении, когда называл любовь Эмори к Розалинде одной на всю жизнь — вся жизнь Фицджеральда и его творчество в значительной степени крутились вокруг его Зельды, ну это если верить биографам, я то с ним знаком не был ;).

Сам же роман рваный и лоскутный, сказалось видимо, что фактически это первая серьёзная работа автора, которую он многократно исправлял и переписывал, даже название менялось несколько раз, работа с которой начался успех автора как писателя. Роман повествует о юном эгоисте Эмори Блейне, как он идёт по жизни самозабвенно и самовлюблённо и считает, что вся вселенная должна быть закручена вокруг него. В таком подходе к жизни, он конечно поначалу встречает мало друзей способных его разделить, потому ещё часто страдает от одиночества, и отсутствия, кому можно излить душу. Мама в нём души не чаяла, но ещё больше она не чаяла в себе, именно она и привила эту черту своему единственному ребёнку. Автор с самого начала определяет баснословно эгоистичную натуру своего героя. Зато Эмори много читает, он не глуп, но ленив и часто пристрастен к выпивке. Как пишут, Фицджеральд попал в точку с такими характеристиками, они признаны характеристиками всей той эпохи, как теперь её принято называть, эпохи джаза. Видимо этим он и понравился своему читателю, там они видели себя и своё настоящее.

Герой автора (как и сам автор) попал повоевать в первую мировую, куда отправился добровольцем — для избалованного юнца ему просто надоела университетская жизнь, а на носу были экзамены. Но тут меня автор разочаровал, я с интересом ожидал преображение его героя под действием того ужаса коим является война, но не тут то было, его Блейн разве что стал ещё немного циничнее чем был. И то складывалось впечатление, что последняя черта скорее наносная, от более битых войной товарищей, чем его. Я сравнивал героя Фицджеральда с чтением, например, Ремарка — с его страниц война смотрит с таким реалистичным ужасом, она настолько перемолола жизни и характеры его персонажей, что я ждал и здесь чего-то подобного, я думал, что именно этот фактор сделает с Эмори человека. Человека в состоянии разглядеть других людей кроме себя. Но нет. И так смотрим биографию автора и вуаля — вот он ответ — Фицджеральд хоть и был добровольцем, но войны так и не увидел, вот она наносная циничность от общения с товарищами нюхнувшими войны.

А так достаточно скучно, я всё время ждал какого-то сюрприза, какого-то откровения, мой интерес к чтению то падал то подымался, но ничего я не дождался, в финале последовал невнятный конец, из которого следует, что герой автора стал беден как церковная мышь, но бедность он не уважает, если не презирает, работать не хочет и склоняется к мысли, что нужно всё отобрать и поделить. Роман заканчивается преподнесением социалистических идей, что вся собственность должна быть государственной и т.д., но чувствуется, что сам автор и его герой совершенно не уверены, преподнесёт ли это пользу. Просто когда он был избалован и богат, купался в деньгах, то он об этом не думал, а когда на еду ещё есть, а на жильё уже нет и работать не хочется, то сразу мысль — отобрать у кого есть, то есть у таких каким он был раньше (хоть он, кажется не отдаёт себе в этом отчёта). Автор называет это — «стать человеком», хотя я тут не разделяю его мнения.

Итог — я в книге скорее не нашёл чего искал, чем наоборот. По ходу чтения вызывает ассоциации с чем то схожими героями Портрета Дориана Грея или Над пропастью во ржи.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно фантастично написанная реальность. Не фантастичная реальность, а фантастично написанная.

Давно я не оценивала книги в цвете, здесь очень чистый прозрачный голубой цвет январского неба в солнечный день. Здесь стихи, может я и не могу оценить их по достоинству, но они украшают. Здесь джаз. Вся книга как длинная джазовая композиция. Закончив роман я открыла её на аннотации, чтобы понять ничего ли я не упустила: «Фицджеральд первым сообщил миру о начале «века джаза» с его карнавальным стилем жизни, которого придерживался и сам...»

При этом книга не весёлая. И опять, не в смысле грустная, а в смысле, что хоть смеяться здесь можно и над ситуациями, и героями, но это не лёгкий смех Вудхауза, это скорее улыбка. Джаз для меня здесь ясно играл, когда герой влюблялся. В остальном, музыка была мало слышна и переходила в блюз, когда звучали стихи и разговоры о литературе. Но, когда говорилось о политике и войне, звучал ясно.

Политики в книге не так уж много, скорее размышления о самих политиках, ну, и конечно, о войне, в которой герой тоже принимал участие. Одна из историй влюбленности Эмори (нужно поискать информацию о книге, может быть созвучие имени и любви неслучайно, а может просто совпало и мне хочется видеть то, чего нет) оформлена в пьесу во второй части книги. Её вполне можно прочитать отдельно. И мне очень понравилось, как она закончилась. Я, конечно, люблю книги, где герои преодолевают всё и вся. Но мне очень импонируют герои, которые, не смотря ни на что, умеют рассуждать здраво, и строя воздушные замки, не разбивают свои лодки о быт.

Много размышлений и разговоров о религии. Не мудренно. Один из друзей героя священнослужитель. Но ни пропаганды, ни песни атеизму здесь нет.

Иногда поражало равнодушие героя к родителям, но это скорее отголоски их равнодушия к нему. Когда герой ещё был маминой игрушкой, так не казалось. Но уже с 14 лет он жил без них, ещё при их жизни. А после, когда они ушли в иной мир, спустив все состояние, заставили его и выживать, и отказаться от многого. Ему это пошло на пользу и ни одной жалобы по существу не было, не считая всего лишь разового упоминания, как мать распорядилась имуществом.

Половину книги я держалась, вторую половину книги безжалостно загибала страницы, в конце не выдержала и схватилась за маркер. Но не буду мучить вас цитатами.

Ритм книги, как и мелодия в стиле джаз, очень рваный. Расставшись с матерью, четырнадцатилетний ребёнок живёт у родственников, потом в школе, после в колледже. На его образование истрачено 10000, но применить знания негде. Депрессия. Работа малооплачиваема и не приносит не только денег, но и удовлетворения. Пока учился, влюблялся и не раз. Выучившись и оставшись без денег, не смог удержать девушку. Книги полны этими влюбленностями, рассуждениями о жизни, войне, литературе. Там есть потрясающая цитата о штампах, не в литературе, а о нас и американцах. Причём автор смеётся над этим. Там много всего, а чего нет, так это второй стороны рая и мне её не хватает. Вроде как роман автобиографичен, значит к его окончании и заложено самое начало. Пойду ещё раз читать биографию.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый опубликованный роман Фицджеральда, после которого к нему пришел успех. Читающей публике пришлась по душе история взросления тщеславного красавчика Эмори Блейна, из которого жизнь постепенно «делает» человека.

Главному герою предстоит провести детство в обществе эксцентричной матери; быть отвергнутым сверстниками, считающими его чересчур высокомерным; побывать в закрытой школе, перекраивающей его заново; найти и потерять университетских друзей; безнадежно влюбиться и повоевать на фронтах Первой Мировой. Через все этапы своего становления Эмори пронесет чувство превосходства над другими, желание обогнать их во всем, добиться всеобщего восхищения. Только ближе к финалу, скатившись в нищету, он начнет понимать, что жить стоит не ради достижений, успехов и престижа. И, пожалуй, настоящим чудом, для такого законченного эгоиста, как Эмори, можно считать его зарождающийся на последних страницах интерес к чему-то, не связанному напрямую с ним самим...

Любопытно, как много внимания уделено в романе книгам, которые читает главный герой. Роль чтения в становлении человека как личности явно оценена автором по достоинству — о многом должны сказать читателю примеры книг, вдохновивших Эмори, а также его собственные пробы пера. Увы, большинство споров о литературе, которые Эмори ведет со своими университетскими приятелями, у современного читателя способны вызвать только зависть и сожаление о том, как деградировали люди за последние сто лет..

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх