Ричард Матесон «Стальной человек»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Тяжело состязаться с роботами. Можно, конечно, укрепить своё тело всякими апгрейдами и механическими приспособлениями, но на это нужны средства. И, если ты выходишь боксировать с роботом, ты просто стальной человек.
Входит в:
— сборник «Посылка»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1956», 1956 г.
— сборник «The Shores of Space», 1957 г.
— антологию «The Pseudo-People: Androids in Science Fiction», 1965 г.
— журнал «Искатель 1968'3», 1968 г.
— антологию «Карточный домик», 1969 г.
— антологию «Run to Starlight: Sports Through Science Fiction», 1975 г.
— антологию «Маги на стадионе», 1979 г.
— антологию «Machines That Kill», 1984 г.
— антологию «The Twilight Zone: The Original Stories», 1985 г.
— антологию «In the Ring», 1987 г.
— сборник «Richard Matheson: Collected Stories», 1989 г.
— антологию «Безработный робот», 1989 г.
— антологию «Стрела времени», 1989 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.
— антологию «T.KO: Box-Stories», 1996 г.
— сборник «Duel», 2003 г.
— сборник «Steel: And Other Stories», 2011 г.
Экранизации:
— «Steel» 1963, США, реж. Don Weis
— «Живая сталь» / «Real Steel» 2011, США, Индия, реж. Шон Леви
- /языки:
- русский (8), английский (9), немецкий (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (2)
- /перевод:
- И. Почиталин (8)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 9 июня 2023 г.
В 1956 году Матесон пишет о будущей Америке 80-х. Вернее он берёт один «кусочек» этого будущего — боксёрские поединки. Бокс для американцев больше чем спорт и потому выбор сюжета явно не случаен. Вариант будущего, который создала фантазия автора запрещает бои между людьми. На ринге их заменили роботы внешне совершенно не отличимые от людей.
В центре рассказа поединок между двумя моделями роботов — устаревшей Б-2 и новейшей Б-7. «Старого» робота по имени Максо везут на бой два, тоже уже не совсем юных, человека. Владелец Б-2, Стил Келли вместе с товарищем, механиком Поулом, хотят подзаработать деньжат, вспомнить былые времена и вернуть прежнюю славу. Эх, мечты, мечты...
Матесона всегда ценил за то, что своими текстами он, как никто другой, может вызвать читателя «на эмоции». Вот и при прочтении «Стального человека» ты чувствуешь что угодно, но не можешь относиться к прочитанному равнодушно.
С одной стороны ты раздражаешься до гневливости наблюдая очевидно нереалистичные попытки реанимировать разваливающегося робота. Читая про отваливающиеся детали так и хочется крикнуть главному герою: «Дурень, на что ты надеешься? Какая победа?! О чём ты?». С другой стороны поражаешься как истово в возможность этой победы верит Стил Келли. И думаешь, а вдруг в финале случится чудо? И новейшая модель Б-7 по прозвищу Мейнардская молния будет каким-нибудь невообразимо чудесным способом повержена. Но, хэппи-энда не будет, а будет мощнейшая концовка после которой в очередной раз начинаешь уважать людей, которые чтобы добиться своего готовы пойти на отчаянные шаги, на настоящий подвиг, я бы сказал. Ведь не за деньгами же ехал Келли. Не так ли?
Читать тем, кто верит в мечту и в человека!
god54, 4 апреля 2022 г.
Великолепная идея и не менее великолепный сюжет про старого робота-боксера. Даже фильм был снят по мотивам рассказа, однако в отличие от него сюжет фильма получился слишком слащавым. Здесь же реальная жизнь, человек и робот, нищета и нажива, вера в чудо возможности победить, которая всегда подведет человека в глазах бездушного метала... Хотя и рассказ страдает однобокостью технического описания боксерского боя, а не психологии жизненного падения на самое дно.
Manowar76, 15 июня 2020 г.
От автора романа «Я – легенда».
Очень грустный беспросветный рассказ, аж плакать хочется.
Два старика, механик и владелец, возят по городам старого робота-боксёра. Тотальное безденежье, заставляющее идти на отчаянные меры.
И когда владелец Боевого Максо, бывший боксер Стил Келли, убеждает всех, что его робот ещё ого-го, нам понятно, что говорит он это не о роботе, а о себе.
Старику сопереживаешь, но, право слово, его упорство достойно лучшего применения.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Darth_Veter, 30 декабря 2020 г.
Матесон был большим оптимистом, если предполагал, что в 1980 году боксом будут заниматься исключительно роботы. Наверно, демократия в США окончательно победила, раз людям запрещено портить дружеские морды. В принципе, я согласен: есть несколько видов спорта, где apriori не соблюдаются принципы уважения и доброжелательности к сопернику, и бокс — один из них. Его ввели еще древние греки, которые таким образом старались поддерживать свою форму в мирное время, в промежутках между бесконечными войнами. Надо сказать, в то время спорт как таковой еще отсутствовал — все соревнования были своего рода религиозным действом и посвящались местным богам, обитавшим на Олимпе (потому они и назывались олимпиадами). Особой красоты в этом виде спорта нет, зато высок процент травматизма, в силу чего он никак не соответствует знаменитому лозунгу Кубертена «О, спорт, ты — мир!» и уже явно устарел. Его стоит исключить из олимпийской программы вместе с другими аналогичными единоборствами и тяжелой атлетикой. Сегодня это просто бизнес, зачастую весьма прибыльный (речь здесь о профессиональном боксе). Особенно пышным цветом он расцвел в Америке.
Как подобает потомкам париев, современные американцы с особым пиететом относятся к узаконенному мордобитию. Чемпионы в этом виде спорта становились в Новом Свете национальными героями и ОЧЕНЬ богатыми людьми. Такими, к примеру, как Джек Дэмпси по прозвищу Костолом. Кстати, эти самые клички в профессиональном боксе являются своеобразной визитной карточкой спортсмена и даже более известны широкой публике, чем настоящие имена. Поэтому и в рассказе Матесона у робота-боксера тоже имеется кличка. Правда, она какая-то жалкая и не впечатляющая — Боевой Максо (Battling Maxo). У его противника и то лучше: Мэйнардская Молния (Maynard Flash). К тому же, соперник является более усовершенствованной версией — седьмой против второй. Боевой Максо настолько древен, что уже не выпускается заводами и к нему проблематично найти запчасти. Так что непонятно, зачем с ним вообще цацкаются. Впрочем, робот ничем себя не проявит, ибо выйдет из строя непосредственно перед боем, и на ринг вместо него пойдет его хозяин Келли, некогда бывший таким же профессиональным бойцом по кличке Сталь. Именно его кличка и вынесена у Матесона в заголовок. Здесь двойной смысл: человек называет себя машиной, поэтому просто обязан заменить ее на ринге. Или: без усилий человека ни одна машина никогда не станет настоящим чемпионом. То есть, ее успех полностью зависит от человека. Такой вот парадокс...
В нашей реальности поединки роботов так и не стали культовыми. Даже после выхода на экраны фильма Шона Леви «Настоящая сталь» с Хью Джекманом в главной роли. Что поделать — автор все же описывает ВОЗМОЖНОЕ будущее, выбирая именно тот вариант, который лично ему нравится больше.
-------------
ИТОГ: рассказ о том, что наши прозвища иногда бывают вещими. Главному герою пришлось познать эту истину в самом прямом смысле — сойдясь в поединке со стальным роботом. Не самый сильный сюжет для Матесона, но для однократного чтения сойдет.
sergej210477, 3 декабря 2017 г.
Вольная интерпретация рассказа Д. Лондона «Кусок мяса». Ровно до половины обе эти истории практически совпадают, как по сюжету, так и по стилю написания. Но с середины произведения Матесон неожиданно делает хитрый финт и смысл произведения меняется. Оригинально? Наверное, да. Но, не знаю, есть ли в этом смысл. У Д. Лондона сюжет имеет глубокий социальный смысл, писатель поднимает проблемы противостояния молодости и старости. И герой действует как и должен — для того, чтобы выжить он должен драться, зарабатывая на еду, а чтобы драться, он должен поесть. Замкнутый круг. А у Матесона персонаж рискует своей жизнью ради привязанности к роботу, железке.Это, конечно, трогательно, но, по-сути, бессмысленно.
Интересное произведение, но, повторяюсь, если сравнивать его с «Куском мяса» Лондона ( а, писатель, бесспорно, ориентировался на него), то рассказ вышел попроще.
andor, 17 декабря 2016 г.
Фантастического в рассказе конечно мало, в основном только для антуража. Однако рассказ от этого совсем не теряет, ведь речь в нем о вечных вопросах. О том, что в будущем, несмотря на достижения науки и техники, все равно останутся вопросы выживания в мире, поиска пропитания, люди по большому счету останутся все теми же, разве что объекты приложения чувств и мыслей изменятся. И о том, что сила и характер зависят только от самого человека, и борьба с обстоятельствами, с самим собой, преодоление проблем даже путем выхода за грани возможного — вот что такое человек.
artem-sailer, 19 июля 2015 г.
Сильный рассказ.
С первых строк напомнил «Полковника, которому никто не пишет» — поставил его, кстати, в похожие произведения. Подумал было — подражание, и даже сунулся на сайт сверить даты написания: вот и нет! Данный рассказ написан за год до «Полковника». Понятно, что заимствования могут быть и до публикования, но тут явно не тот случай, а независимый ход мысли, и развязка тому подтверждение. Потом нашёл что-то общее со «Стариком и морем», но и тут не более чем схожесть авторского замысла.
Видимо, не зря лезли в голову сравнения с классическими произведениями: рассказ, безусловно, сильнейший, как в плане замысла, так и по исполнению. Стиль сухой, неброский, мужской такой, в духе произведений Хемингуэя, без соплей и пафоса. Жизнеутверждающая идея — что не убивает, то делает нас сильнее — глубоко гуманистична, хотя и не вяжется кровопролитными моментами рассказа. Человек против робота. Причём, робота тупого, орудия жестокого зрелища в угоду жирной толпе. Хоть герой и падает в физическом смысле, морально он остаётся непобеждённым.
El-god, 4 марта 2015 г.
Эх, ребята! Самое главное в этом рассказе то, что он абсолютно для мальчишек! И только для них. И слова там правильные и поступки. И больно главному герою, очень больно... Зато не стыдно! И, конечно, надежда, хоть и смутная, в конце... Но... Так хочется верить, что все у них получится!
mogzonec, 24 декабря 2014 г.
Впечатление рассказ на меня произвел. И не только потому, что прочтение его совпало во времени с моим увлечением Джеком Лондоном, точнее лондоновскими героями, сильными, мужественными. Хороший рассказ, как говорят в таких случаях, жизнеутверждающий, рассказывающий о том, что по жизни нужно идти твердо, и тогда можно добиться очень многого.
IsMyWar, 18 сентября 2014 г.
Аллегория на английском в имени ГГ и названия произведения,тонка и хороша.Название одновременно и фамилия и железный боксер.
Произведение без розовых очков,суровое и правдоподобное.
Стоит прочитать.
alex1970, 3 апреля 2013 г.
Рассказ напомнил мрачные произведения о Великой Депрессии и фильм «Нокаут».
Просто, но вместе с тем запоминающеся автор расскажет о нелегких буднях парочки (владельца и механика), которые зарабатывают при помощи старого робота-боксера.
Рассказ не о роботах, дерущихся на ринге, а о людях, о их чувствах, дружбе, взаимовыручке
bean17, 27 мая 2014 г.
Один из лучших рассказов автора. Жесткий, без соплей, с реальной концовкой. Какой-то еще более правдивый, что-ли, от этого.
В фильме снятом «по-мотивам» произведения ничего, кроме идеи про роботов боксеров не осталось. Попса политкоректная получилась, для детей.
Yazewa, 27 марта 2010 г.
Жестокий рассказ.
Очень хорошо, что автор
Но не скажу, чтобы я восхищалась поступком ГГ. И его безнадежная вера в старого стального боксера... должна ли она вызывать уважение и сочувствие?
kirjupich, 26 июня 2013 г.
Удивительный рассказ! Пронзительный, правдивый и сильный! Да ужасно когда жизнь бьет человека (и бьет сильней чем робот боксер), страшно когда ты на обочине и в новом мире места тебе нет. Но главное в этом рассказе это человеческая гордость, таких людей как главный герой можно вынести ногами вперед с ринга, но победить нельзя!
Сказочник, 21 января 2011 г.
Рассказ о безысходности и безнадеге. Зная нескольких спортсменов, могу сказать, что есть у них эта черта, этакий безнадежный русский авось, когдаверишь в чудо, прекрасно понимая. что ты находишься в глубокой яме, и шансов выбраться практически нет.