Уилки Коллинз «Тайна»
Хозяйка старого поместья — Портгенской Башни — умирает, оставляя предсмертное письмо, в котором делает роковое признание. Открытие этой тайны может иметь поистине трагические последствия для всех обитателей поместья. Но горничная, надеясь сохранить покой своих господ, прячет письмо в старой заброшенной комнате замка — Мертвой комнате. Пройдут долгие годы, прежде чем Мертвая комната расстанется со своей страшной тайной.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 5 января 2025 г.
Мёртвая комната, живые тайны
05.01.2025. Мертвая комната. Уилки Коллинз. 1856 год.
На краю утёса, в старом доме, куда не ступала нога человека долгие годы, скрывается тайна, которая может изменить всё. Молодая пара решается на путешествие в прошлое, чтобы понять, почему некоторые секреты были заперты настолько крепко. Одно письмо, случайно найденное среди старых вещей, переворачивает их жизнь, заставляя выбирать между долгом и любовью, правдой и безопасностью.
Каждая книга по-своему приоткрывает дверь в прошлое, и иногда за этой дверью можно найти не только пыль старых секретов, но и отголоски наших собственных страхов и слабостей. «Мёртвая комната» — это роман, который манит мистической атмосферой и тайной, но на деле оказывается чуть больше, чем просто готическим детективом. Это попытка автора исследовать, что происходит с людьми, когда прошлое стучится в настоящую жизнь, разрушая её привычный ритм.
В этом романе детали играют главную роль. Уилки Коллинз с дотошностью подмечает всё: от игры света на полированной поверхности мебели до тихого скрипа старинных дверей. Эти описания словно затягивают в самую сердцевину действия, но иногда в этом многообразии теряется главное. Эмоциональные сцены, будь то письмо с признанием или диалог героев, местами перегружены драматизмом. Это возможно тот случай, когда меньше — лучше. Тем не менее, именно благодаря атмосфере роман погружает в мир тайн и шёпота прошлого.
Стиль повествования напоминает любительскую театральную постановку: ярко, иногда слишком наигранно, но всегда с намерением произвести впечатление. Вот только впечатление это оставляет смешанные чувства — где-то искреннее, но где-то чересчур приторное.
В центре романа Уилки Коллинза — искупление и тайны, которые словно цепочки тянутся из прошлого, мешая героям двигаться вперёд. На этих цепях висит вопрос морального выбора: стоит ли возвращаться к тому, что уже давно ушло? Всё это звучит актуально и сегодня, вот только подано слишком прямолинейно. Скрытое письмо — классический, даже избитый, приём, который здесь не работает на полную силу: развязка становится предсказуемой слишком рано.
Социальный контекст, напротив, выглядит живо. Классовые различия между Розамондой и слугами, реакция общества на поведение героев — эти детали придают роману ощущение аутентичности. Через них чувствуешь дух викторианской Англии с её строгими нормами, чопорностью и несправедливостью.
Персонажи романа — это палитра ярких, но односложных образов. Розамонда, добродетельная и решительная, вызывает симпатию, но её реакции на происходящее иногда выглядят слишком правильными, как будто списанными с викторианского кодекса чести. Сара Лисон хоть и кажется глубже: её страх и жертвенность трогают, но иногда слишком утрированы, словно автор боялся, что героя не получится понять с первого раза.
Дядя Джозеф — это таинственный старец, без которого не обходится ни одна готическая история. Еще один классический прием. Его роль скорее неизбежная, чем драматическая: он направляет, но не раскрывается.
Если сравнить этот роман с более поздними произведениями Коллинза, такими как «Женщина в белом» или «Лунный камень», становится очевидно, что «Мёртвая комната» несёт на себе отпечаток раннего этапа творческого пути автора. Наивность и прямолинейность персонажей объясняются тем, что Коллинз ещё находился в поиске собственного стиля. В более поздних произведениях он демонстрирует гораздо более тонкую работу с характерами и избегает излишней эмоциональной гиперболизации. Этот роман может быть интересен не только как самостоятельное произведение, но и как часть эволюции стиля автора, где видны первые попытки соединить готическую атмосферу с психологической глубиной.
«Мёртвая комната» Уилки Коллинза — это история, которая очаровывает своей атмосферой, но местами разочаровывает своей предсказуемостью. Это роман, который хочется перечитывать ради отдельных сцен, но в целом он оставляет ощущение недосказанности. Это книга, которая подойдёт любителям классических готических сюжетов, но не предложит ничего нового тем, кто ищет сложных характеров и неожиданных поворотов. 7 из 10.
Konbook, 8 июля 2019 г.
Ни в коем случае не читайте аннотацию к роману и статью в издании 1992 года, потому что потом читать книгу не имеет никакого смысла, сразу раскрывается интрига; а читать детективный роман с раскрытой частично интригой, да еще в переводе 1858 года, мучительно само по себе. Когда неверные переводы имен (Джак вместо Джек, Андрей !!вместо Эндрю) старые выражения, типа «сыму передник» и т.д...Если прислушаетесь к этому совету, получите удовольствие от чтения романа одного из зачинателей жанра — Уилки Коллинза, и окунетесь в атмосферу старой доброй Англии.
Суть романа такова: умирает богатая аристократка и оставляет своему мужу письмо, в котором содержится её страшная тайна. Прислуга, знающая содержание предсмертного послания, решается скрыть его от людских глаз, чтобы никогда строки письма не увидели свет и их не прочли те, кому послание было адресовано, и кого оно касалось.