Урсула К. Ле Гуин «На Верхних Болотах»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о тех годах, когда Гед был Верховным Магом Земноморья. Как-то зимой на Верхних Болотах острова Смел, появился чужак, называвший себя Чайкой. А пришел он, по его словам, для того, чтобы лечить от ящура скот окрестных крестьян.
Входит в:
— цикл «Земноморье» > цикл «Сказания Земноморья» > сборник «Сказания Земноморья», 2001 г.
— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.
— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.
- /языки:
- русский (8), английский (4), эстонский (1)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- Э. Лутс (1), И. Тогоева (8)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 1 августа 2023 г.
Очень радостная встреча с Гедом, причём в лучших традициях и атмосфере ранних книг. Я тут буквально в соседнем обзоре писал, что за прошедшие десятилетия сама Ле Гуин изменилась и не могла написать точно так же... Ну, глупец я, да — этот рассказ вызывает ровно те же самые впечатления и эмоции, он вполне мог бы быть сторонним эпизодом где-нибудь между событиями первой и второй части. В общем, прекрасная околофилософская история про гуманистические идеалы магов с острова Рок.
Ученик Дьявола, 14 декабря 2019 г.
Из всех поздних произведений о Земноморье это – единственное, которое мне нравится по-настоящему. Здесь ощущается дух прежнего Земноморья – того, которое мы видим в оригинальной трилогии 1968-1972 гг. Тут нет попыток со стороны автора разрушить уже созданную ею ранее картину мира и навязать читателю новую точку зрения – сюжет, как и прежде, сфокусирован на человеке, самопознании и преодолении зла в себе. Жизненный путь и образ мыслей Ириотха – главного героя – показан очень убедительно как через его собственные мысли и слова, так и в изложении Геда. В целом это напоминает взросление самого Геда в «Волшебнике Земноморья», разве что до открытой схватки с собственной Тенью дело у Ириотха не дошло. Впрочем, без поединка дело все равно не обошлось, и Ириотх потерпел в нем поражение и бежал.
Вообще образ Ириотха получился очень достоверным: смертельно усталый человек, сбежавший от прошлого, но еще не нашедший свое будущее и ищущий поэтому прибежища на некоторое время, чтобы собраться с силами и понять, как быть дальше. Такое прибежище он находит на острове Семел, в доме простой деревенской женщины по имени Эмер. Именно она помогает ему найти свое новое место в жизни. От описания деревенского быта, несмотря на всю его неустроенность, холодную зиму и свирепствующую в округе эпидемию ящура, веет покоем и уютом: низкий потолок, огонь в очаге, серый кот под боком, миска с домашним творогом в руках… Действительно, для измученного Ириотха лучшего места, пожалуй, и не придумать.
Вот только одна мелочь портит восприятие: Ириотх трижды называет Верховного Мага его истинным именем в присутствии постороннего человека. Конечно, Эмер с острова Семел способна сохранить выданную ей невзначай эту великую тайну, но все-таки со стороны Ириотха это была большая неосторожность. Или же со стороны самой Ле Гуин, которая за тридцать лет просто устала тщательно соблюдать придуманные ею же самой правила «игры в Земноморье»?..
AlisterOrm, 2 июня 2021 г.
Раскаяние за гордыню?
Ле Гуин настойчиво продолжает развивать тему пафосной горделивости касты волшебников, их стремления к власти и доминированию.
Однако на сей раз она сделала это аккуратно и художественно, плюс ко всему здесь нет агрессивной напористости, есть лишь гуманизм.
Могучий волшебник отказывается от великого могущества, спустившись на грешную землю, смиренно помогая людям своим искусством. Поправ даже чувство собственного достоинства, и смиренно принимая неуважение и травлю, он всё равно искупает свой грех гордыни, грех перед самим собой и своим Истинным Именем.
Простой, конечно, рассказ, незамысловатый, но несущий в себе заряд доброты, который проявляется во всём — от трогательной заботы о незнакомом человеке крестьянки Эмер, до вежливых речей Великого Мага Геда. Зачем нужна вся эта власть, если мир так красив, а люди могут быть так открыты?
evridik, 13 сентября 2010 г.
Рассказ с огромной долей боли и с не менее огромной долей доброты. Переплетено все так, что не поймешь даже сразу, где больно, а где красиво. Этакий стоящий обособленно рассказ, который хоть и является частью цикла о волшебнике Земноморья, без упоминания в нем Геда мог бы сойти за приличный рассказ из любой другой серии. Здесь не действие главное, а мысль, а она-то как раз может быть выражена в любом произведении. В итоге это рассказ о раскаянии, о понимании собственных ошибок и переустройстве души человека, совершившего ошибки. В этом рассказе читатель встречает, как упомянуто выше, Геда-Хока, в нем он выступает благородным и мудрым Верховным магом Земноморья. Рассказ добавляет к уже известным сведениям об этом человеке новые главы, но повествует не о нем. Герои тут совсем иные.
+10
Yum, 13 октября 2008 г.
Честно говоря, мне даже понравилось... Особенно — после Техану, хотя между этими произведениями есть много общего. Но ЛеГуин каким-то образом удалось сдержать свой воинствующий феминизм и подарить автору кусочек «того самого», классического Земноморья, ради которого читатели многое прощают автору.
Вообще, на мой взляд, лучшее произведение сборника «Сказания Земноморья». Тут не так много феминизма и достаточно «обычности» и обыденности, ну и, конечно, магии.
P.S. Точно не скажу, но мне кажется, что в «На последнем берегу» упоминается, что Гед за то время, что был Великим Магом — ни разу не покидал Рока... Если это так, то «На верхних болотах» умышленно игнорирует этот факт, а это уже показывает отношение автора к своим героям...
Хотя, возможно, я просто выдаю свои мысли за прочитанное...
Аксолотль, 15 августа 2008 г.
Не худшая вещь в сборнике, крепкий середнячок. Сюжетная линия достаточно традиционна, не сказать банальна. Но атмосфера Земноморья в этой короткой повести выдержана на уровне.
Тиендомии, 15 марта 2008 г.
Навевает какое-то чувство «унылости»... А в общем так ничего себе, понравилось