Дин Кунц «Кукольник»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Двойники и раздвоение личности | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Герой романа, Петрос Гедельхауссер, создал магический Горн, в котором выплавлял удивительных кукол, — это были живые создания, наделенные интеллектом и всеми человеческими страстями. Не удивительно, что одна из кукол взбунтовалась и, выйдя изповиновения, объявила кровавую охоту на своего создателя.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Makisima Shogo, 15 февраля 2025 г.
А вот это уже на голову выше всего, что я читал у раннего Кунца до этого. Пертос Гедельхауссер колесит по бывшим США вместе со своим помощником идиотом и импотентом-фетишистом Себастьяном и ставит кукольные театральные постановки. Четыреста лет назад бо́льшая часть человечества с Земли устремилась к звёздам. Оставшиеся люди принялись очищать воду и воздух, перестраивать города, но обратно никто не вернулся. Вернулись лишь жалкие несколько тысяч. Следуя слухам, в надежде разбогатеть Пертос купил у паукообразных огромных разумных ящериц вонопо с планеты Шафтау продукцию их технологического развития — Горн, в котором можно создать из синтетической плоти уменьшенные копии других существ, которые будут анатомически настолько близки к оригиналу, насколько это только возможно, не считая размеров. И прилетает на Землю, где ставит кукольные постановки. Но Пертос не знал о выездной пошлине, которая настолько велика, что только самые богатые могут её уплатить. На Земле решили не выпускать отсюда никого. Кроме того, люди из Лиги Преемственности Поколений, которая добивается искоренения всех видов искусств внеземного происхождения и возрождения исконно земной культуры, явно угрожают Пертосу. Куклы ростом не более двадцати четырёх дюймов. Они разумны, живые и обладают всеми возможными человеческими чувствами. Фактически, это уменьшенные люди из синтетической плоти. И в то же время дети, поскольку суммарно они прожили не очень много. Каждая кукла сделана специально под определённую роль в определённой пьесе. После окончания гастролей в городе Пертос отправляет кукл обратно в Горн, где они умирают, чтобы потом снова их воскресить в новом городе с предыдущими воспоминаниями. Кукла по имени Битти Белина начинает плести заговор и строит планы убийства Пертоса, чтобы освободиться из-под его или чьей-либо вообще власти.
Горн защищён от использования посторонними людьми. Логично. Горн не создаёт куклу автоматически с соответствующей матрицы-диска: пользователю с достаточным уровнем навыков необходимо контролировать процесс. Иначе кукла будет деформированной. А вот это тупо, но зато объясняет всё, что иначе в дальнейшем вызвало бы затруднения. Куклы не могут отдаляться от Горна больше чем на тысячу ярдов, не испытывая при этом мучительной боли, которая всё равно заставит их вернуться. Логично. Но почему нет никакой защиты в случае уничтожения Горна?
MarchingCat, 20 июня 2015 г.
На мой взгляд, Кунц сразу, в основу сюжета, заложил главную ошибку, которая окончательно сделала второсортным и без того не шибко-то гениальное произведение. Что пугает человека? То, что рядом. То, что может случиться с самим читателем. И сюжеты со всякими маньяками, с куклами-убицами (даже цикл фильмов есть про такие куклы, все помнят? И неплохие были фильмы для своего времени) цепляют, когда действие разворачивается в том же времени, в том же антураже, в котором живёт читатель. А Кунц переместил действие в будущее, в мир, совершенно не похожий на наши реалии. И оттого произведение уже отстранённо читается, даже и не как ужастик, а как чисто фантастика.
А чисто как фантастика роман и вовсе не задался. Причём, сама-то идея с куклами хороша. Но автор использовал её для построения эпатажного трешеватого ужастика с идиотами, половыми органами, кровякой и так далее.
Хотя, справедливости ради, отметим, что между трешем проскакивают интересные, неплохие моменты. Кунц очень хорошо показал «мышление», переживания психически больного человека. Противостояние куклы с разумом капризного ребёнка и умственно отсталого психа — тоже читается с интересом. Но этого слишком мало, чтобы не жалеть о потраченном времени.
ss_marran, 2 декабря 2013 г.
Первый и, пока что, единственный прочтенный мною роман автора. Что сказать? Не знаю, конечно, правильно ли было начинать знакомство с творчеством писателя именно с него, но выбора особо не было. В целом же, роман мне понравился. Идея наделить кукол душой, быть может, и не нова... Но сделать их точно по образу и подобию человека — со всеми его недостатками и нюансами — очень удачная и реализована, я считаю, достаточно хорошо и увлекательно. Читается на одном дыхании. Ну и, как человек, обладающий арахнофобией, я ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ проникся этим произведением!))) ...Не исключено, что это сыграло в симпатии к роману решающую роль!)
anchaheel, 29 декабря 2012 г.
«Он меня пугает, а мне не страшно». © Лев Толстой.
Книга, откровенно говоря, не понравилась. Интересная вначале задумка к концу (или к середине?) книги свалялась в эдакий грязный ком, и избавиться от него было главной самоцелью до последней страницы.
Покинутая земля, живые куклы, дибил-убийца — не самый лучший винегрет изначально, но Кунц, видимо, желая хоть как-то отделить свое творение от рядового трэша, добавляет еще и щепотку религиозной чуши и серьезно воспринимать книгу становится совсем невозможно.
А вот в качестве «рядового трэша», книга смотрится весьма неплохо! Да, весь хоррор основан на принципе «засунь сомниофобного клаустрафоба страдающего арахнофобией в колодец забитый пауками и детишками»; да, все это чудовищно смахивает на Кинга второго сорта — но если тебе 15 и тебе нужно занять себя чем нибудь в купе поезда «Балтийск-Анадырь», то вполне ничего.
Итог: Второсортный ужастик с претензией на высокий полет. Твердая двоечка!)
ivan2543, 29 ноября 2009 г.
Первая книга Кунца, которую я прочитал. Представляет собой психоделичный постапокалиптический ужастик с элементами притчи. Декадентская атмосфера покинутой Земли, на которой остались лишь фанатики, психи и мародеры производит сильное впечатление. В книге практически нет ни одного положительного персонажа, поначалу вызывает сочувствие хозяин кукольного театра, но гибнет он в самом начале. Что автору действительно удалось – препарировать самые чудовищные извращения человеческой души. Главный герой – умственно отсталый маньяк, куклы, одержимые жаждой крови. Вот только мотивация этих субъектов местами озадачила бы и Зигмунда Фрейда. С другой стороны, слава Богу, что я их не понимаю….
Концовка несколько искусственна. Куклы, захватывающие Вселенную, истребляющие человечество… К чему этот гигантизм в камерном готичном ужастике?
Итог: неплохой декадентский триллер, полный причудливых видений и патологических персонажей. Извращенное мышление последних отвратительно, но в повести есть и весьма красивые моменты – видения Петроса, вызванные жемчужиной. В целом – на любителя.
AxoNoff, 16 января 2007 г.
Ну в принципе ожидание и аннотация обещали большего, нежели я получил. Книжка не очень понравилась и я почти не жалею, что читал ее в электронном варианте. Единственное, что привлекло это заброшенный город будущего, который и заселили ожившие куклы. Мне кажется стоило раскрутить эту сюжетную линию, так как случиться могло в этом городе нечто намного большее и намного более захватывающее...