Александр Кондратьев «Фамирид»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Культы | Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Певец Фамирид случайно утолил жажду из источника, посвящённого музам. И этим вызвал гнев дочерей Мнемозины, да заодно и вызвал их на состязание.
Впервые опубл.: Понедельники газеты «Слово», № 13, 1906, 15 мая, стр. 2 (с посвящением И.Ф. Анненскому).
Также публиковалось: Золотое руно, № 1, 1908, стр. 44-53 и № 2, 1908, стр. 39-44.
Входит в:
— сборник «Улыбка Ашеры», 1911 г.
— сборник «Сны», 1993 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 10 февраля 2024 г.
Классический античный сюжет о человеке, который бросил вызов богам.
Впрочем, это может быть не обязательно человек. Сатир Марсий, тоже пытался состязаться с Аполлоном... Вот и герой этой повести Фамирид решил, что он играет на кифаре лучше, чем девять божественных Муз. Ну, вот, очень, ему захотелось доказать свое превосходство!
Финал предсказуем — нельзя состязаться с богами.
Ну, и, «мораль сей басни такова»: гордыня до добра не доведет, а, смертный должен знать свое место.
Жестокая, но, увы, реалистичная история, если, так можно сказать о древнегреческих мифах.
Отличная стилизация под античный фольклор.
Тиань, 28 декабря 2017 г.
Нельзя спорить с богинями, даже если спорщик — артист, а богини — музы. Это у Пушкина музы вдохновляли поэта. Во времена античности всё было намного строже. Музы не вдохновляли, а сами творили, то есть в сильно талантливом артисте видели в первую очередь конкурента. А конкурента требуется нейтрализовать. Музы беспощадны, ибо наказания не ждут.
Фамирид как античный житель и родственник олимпийцев должен был бы понимать такие тонкости. Но увлёкся парень, силу своего искусства почувствовал и решил, что право имеет бросить вызов небожительницам. Дипломатичность — она во все времена являлась необходимым условием выживания вблизи престолов, а уж вблизи престола олимпийского в первую очередь. Герой об этом забыл и жестоко поплатился.
При этом никто из тех, кто признавал его талант, не оказал ему реальной помощи. В противостоянии музам герой оказался один. И до последнего продолжал упорствовать в своей гордыне таланта, выбрав предметом прославления в песне Гею, а не всесильных олимпийских интриганов. Мудрые советы осторожных знакомых были отвергнуты. Герой сделал свой выбор, и выбор этот привел его туда, куда привел.
Поучительная история о безумстве храброго, попытавшемуся спеть песню своему безумию, и об опасности гордыни — худшего из всех смертных грехов. В интонациях и деталях повести переплетаются античность, христианство и человеческий здравый смысл. Это придает оригинальность знакомому древнему сюжету и позволяет изящно перевести его в разряд аллегории на волновавшие автора проблемы современности.
Шалашов, 1 августа 2013 г.
Рассказ посвящен Иннокентию Анненскому — гимназическому учителю Кондратьева, привившему любовь к античности и его наставнику (порой, суровому критику) в литературе. У Самого Анненского есть произведение «Фамира-кифарист», чей сюжет сходен с сюжетом данного рассказа. Кифарист, бросивший вызов богам, будет растерзан критиками. Собственно, самого Анненского «терзали» именно за его нелицеприятную критику.