Лев Толстой «После бала»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Иван Васильевич вспоминает самую сильную свою любовь и то, что с ней стало.
Входит в:
— сборник «Лев Толстой. Повести и рассказы», 1978 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Русский рассказ XX века», 2005 г.
— журнал «Жемчужина, № 35, июль 2008», 2008 г.
— антологию «Рассказы о любви», 2009 г.
— антологию «О первой любви, о второй любви и о любовях последующих», 2010 г.
- /языки:
- русский (44), английский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (35), периодика (1), аудиокниги (10)
- /перевод:
- М. Ветлин (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 10 октября 2015 г.
Не хотел писать отзыв на этот рассказ, выставил убогую троечку, и будет с него. Всё-таки, жалко, рассказ попал в школьную программу, а такого издевательства не выдержит и великое произведение. Так чего дополнительно плевать в творение Льва Толстого... Но сегодня на «Радио России» была встреча с неким учителем литературы, который сформулировал одну из главных моих претензий к рассказу «После бала». При этом он сказал, что подобный вопрос частенько задают ученики, так что это не мой личный таракан, а вполне объективное явление. Вопрос таков: Ну хорошо, отец любимой девушки оказался жестоким палачом, но девушка тут причём? Если любишь, постарайся увести её из этой ужасной семьи. Но гордо отвернуться и уйти, разлюбить во мгновение ока -- не по-человечески это. Объяснение учитель дал следующее: Юный Иван Васильевич был в ту пору в состоянии имманентной влюблённости. Он обнимал своей любовью весь мир, по немодные сапоги потенциального тестя включительно. И когда он увидел, как гоняют татарина за побег, всё его мировоззрение рухнуло. Человек немедленно разучился любить и мог только скорбеть. В первую минуту объяснение кажется логичным, а Лев Толстой представляется тонким психологом. Но если так, молодой человек должен разлюбить мать и отца, весь белый свет и стать глубоким мизантропом, во всяком случае, надолго, пока не наступит выздоровление. Но ведь этого нет, Иван Васильевич остался прежним, он всего лишь «разлюбил и проклял» былую пассию. Дело в том, что Лев Толстой ни разу не психолог, и не стоит выискивать в его писаниях глубокого смысла. Несчастный Иван Васильевич рупор авторских идей, и не более того. А потом мерзавцы от образования всунули рассказ в школьную программу, отучающую детей от чтения, и заставляют искать глубокую философию на мелких местах.
С литературной точки зрения рассказ, как и всё у Льва Толстого написан отвратительно, но стоит ли говорить об этом лишний раз? Кто сумел выработать у себя литературный вкус, тот и сам всё видит, а кто намертво искалечен отечественным школьным литературоведением, тот всё равно не поймёт, сколько доводов и примеров ни приводи.
Какую же оценку ставить толстовскому опусу? Порнографии и любования садизмом здесь нет, значит, не единица. И ещё один балл накину за фразу «Братцы, помилосердствуйте!» Отличная фраза, придумать такое невозможно, наверняка Лев Толстой подслушал её, когда будучи офицером, любовался экзекуциями, широко в те поры распространёнными. Итого, тройка. Хотел бы написать: «Не читайте», -- но поздно, каждого из нас уже принудили прочесть это в нежном, легко ранимом возрасте.
UnrealQW, 15 сентября 2013 г.
8/10 Лев Толстой «После бала» -- философский по сути рассказ о тонкости и грубости человеческой натуры. Рассказ идет от лица уже немолодого человека, который рассказывает своим приятелям историю своей неудачной любви. Очень емко рассказ затрагивает несколько уровней бытия, и повествует, по-моему, в первую очередь о том как внутренние качества человека влияют на его судьбу, а также об отношении человека к торжеству случая и жестокости в этом мира. Написано с литературной точки зрения блестяще: передача эмоций, характеров и персонажей целиком -- все выглядит живым и дышащим. Читать интересно и приятно.
Резюме: хороший рассказ о взаимных отношениях человека, общества и судьбы
Gaelic, 26 февраля 2016 г.
В последнее время всё чаще и чаще замечаю, что мода ругать русскую классику и как её преподают в школе не заканчивается, а лишь набирает новые обороты. И Достоевский плох, Булгаков чем-то не угодил, а Лев Николаевич записан в ряды графоманов. Но если всё-таки на некоторое время абстрагироваться от школьных воспоминаний о вдалбливании классических мнений критиков о классике и прочих неприятных моментов, которые наверняка были у каждого второго школьника. Забыть это и посмотреть правде в глаза.
Конечно, просто сказать «Это же классика!», значит, ничего не сказать. Слова «Это же классика!» вовсе не аргумент. Но не согласиться, что эта литература на века будет весьма сложно. Она была актуальна и в те года, актуальна и сейчас. Да, нет атмосферы ушедших лет. Зато люди всё те же и проблемы идентичные.
Возможно, «После бала» нельзя назвать шедевром творчества Толстого, но все вышесказанные слова можно смело к нему отнести. Для меня это небольшое произведение как дыхание прошлого, полное боли, разочарования и крови. Оно наполнено реальной жизнью, созданной ярким контрастом бала (в особенности, танец Вареньки и её отца) и той жестокой сценой, что наблюдал главный герой после торжества. Главное, «После бала» полно ошибок. И для каждого читателя они свои.