Андрей Курков «Не приведи меня в Кенгаракс!»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Вагон-теплушка со странным грузом в ящиках с таинственной маркировкой. Два высокооплачиваемых сопровождающих. И бесконечный бег по просторам России. Из прошлого в будущее...
Входит в:
— сборник «Не приведи меня в Кенгаракс», 1991 г.
— антологию «Китеж», 1992 г.
— сборник «Смерть постороннего», 1996 г.
— сборник «Приятель покойника», 2000 г.
— сборник «Приятель покойника», 2004 г.
— сборник «Любимая песня космополита», 2005 г.
— сборник «Любимая песня космополита», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 6 июля 2016 г.
Сегодня то и дело предпринимаются попытки переписать историю, изменить прошлое, при этом фальсификаторы, чаще всего маскирующиеся под официальных борцов с этой самой пресловутой фальсификацией, прикрываются благими намерениями, государственным интересом и радением о душевном здоровье народных масс. Подобная культивация лжи не допустима ни под каким соусом, в одной очень умной Книге сказано: «Истина сделает вас свободными», соответственно любая ложь всегда направлена на то, чтобы лишить человека свободы выбирать и сомневаться, запретить самостоятельный поиск истины и превратить Личность в жалкого раба, который никогда не найдет выхода из хитросплетений искусственной идеологии, созданной в высоких кабинетах благообразными «мудрецами». Человек, лишенный исторической правды, неизбежно становится манкуртом.
Повесть А. Куркова «Не приведи меня в Кенгаракс!» — это попытка разобраться в самом себе, в историческом прошлом и неопределенном будущем. С каким багажом многомиллионная страна неумолимо приближается к точке смены вех, какую эстафету мы сумеем передать потомкам, здесь нужно отметить, что произведение было написано в период с 1984 по 1987, т.е. в эпоху кризиса советской системы, причем здесь нашли отражение личные мысли, тревоги и переживания автора, сюда он вложил частичку души. Произведение выстраданное, программное, не проходная повестушка-однодневка из серии прочитал и забыл, но предупреждение, повод задуматься, оглянуться назад, оценить путь, который прошла страна за эти непростые десятилетия, и сделать выбор — с горечью помнить всё или забыть и с улыбкой идиота встречать новый день.
Автор предлагает нам суровую философскую притчу, облеченную в форму дорожного приключения, которое протекает на фоне мрачного почвеннического сюрреализма. Двое сопровождающих, Радецкий и Турусов, колесят по России в вагоне товарного поезда, их путь из ниоткуда в никуда. Главная задача — доставить таинственные ящики с непонятной маркировкой неизвестному адресату, но когда произойдет доставка и примет ли адресат груз — этого не знает никто. В самом начале устами Радецкого автор задает главную моральную дилемму произведения, его герой рассказывает напарнику случай из практики своего отца, который после войны работал прокурором — на этот небольшой фрагмент повести стоит обратить особое внимание. Продолжать жить во мраке неведения или познать истину и умереть — вот непростой выбор, который предстоит сделать каждому.
Центральные персонажи прописаны неплохо, но всё-таки образу Радецкого стоило уделить больше внимания. Это опытный сопровождающий, который катается с грузами вот уже 12 лет, он циничен, грубоват и немного язвителен, его главная цель — войти в историю. Турусов же во многом отличается от напарника, именно ему отводится роль главного героя — это образ типичного интеллигента — бывший студент, увлекавшийся восточной философией, он вообще отрицает историю в качестве науки, признавая, что существуют некие общие закономерности, которые повторяются на определенных отрезках времени. Случайных персонажей в произведении попросту нет, каждый играет важную роль и запоминается — начиная со зловещей троицы в темных плащах и шляпах и заканчивая бабушкой Клавдией и её сыном Павлом, добывающим сторублевки прямо из сугробов, как руду в шахте.
Локаций в повести не так много и нельзя сказать, что их описания изобилуют детальностью, но каждая остановка на пути следования обязательно запомнится. Пожалуй, лучше всего получилась сибирская часть — очень атмосферно и гротескно — разбросанные по тайге бесплатные гостиницы-«факелы», как залы ожидания в белом безмолвии, оазисы тепла среди льда и мрака. Карелия получилась не такой яркой, тем не менее Выборг, это заколоченное до срока окно в Европу, зачаровывает своей медитативной магической атмосферой как при свете дня, так и во мраке ночи. Обозначенный в заглавии Кенгаракс получился бледнее всего, такое ощущение, что чем дальше уводит героев по сюжету извилистый маршрут, тем меньше красок остается в авторской палитре. С раскрытием интриги автор тоже поторопился, интерес связан с загадочными ящиками и непонятным Кенгараксом.
На определенном этапе невозможно не вспомнить оруэлловское Министерство Правды, занимавшееся ретушированием и правкой исторических фактов, здесь, конечно, нет подобной структуры, но ощущение от того, что историю можно не только править, но и безвозвратно уничтожать, не важно с какими целями — замешан тут личный интерес, общественная безопасность или простое постное безразличие ко всему — всё это оказывает даже больший эффект, чем известная антиутопия. Возникает подсознательный страх остаться в пустоте, в историческом вакууме, где нет ни верха, ни низа. Белые пятна множатся в геометрической прогрессии — утрачиваются документальные свидетельства, уходят очевидцы событий и процесс точного установления истины замирает, остается лишь надежда, что удастся сохранить какие-то крупицы, обеспечивающие привязку к реальности, связь с нашими историческими корнями, потому как хочется верить в лучшее и вслед за героем с отчаянной верой повторять: «Господи, не приведи меня в Кенгаракс!».