fantlab ru

Джордж Аллан Энгланд «Мрак и рассвет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.22
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Мрак и рассвет

Darkness and Dawn

Другие названия: The Vacant World; Незанятый мир

Роман, год; цикл «Мрак и рассвет»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

«Незанятый мир» — это первая часть самой знаменитой трилогии Джорджа Аллана Ингленда «Тьма и рассвет». По сюжету трилогии, инженер Аллан Стерн и его секретарша Беатрис Кендрик впадают в таинственный летаргический сон и пробуждаются через много десятилетий в разрушенном и опустошенном Нью-Йорке. В основе романа — их приключения в необитаемом мире и медленное возрождение цивилизации. «Тьма и рассвет» стала одним из хрестоматийных произведений «пост-катастрофической» фантастики начала XX века и даже удостоилась переиздания в расширенной редакции в середине 1960-х годов. Джордж Ингленд во всем мире считается одним из предтеч современной приключенческой фантастики, хотя в списке изданных им книг есть также детективы, записки о путешествиях и даже научные исследования по социологии. И еще Ингленда часто вспоминают как автора первых американских фантастических романов социалистического толка. Произведения писателя публиковались в журналах «Cavalier» («Кавалер») и «All-Story» («Олл Стори») и пользовались очень большой популярностью.

Примечание:

Возможно в первом русском переводе роман публиковался в сокращении — ?


Входит в:



Девушка из золотого атома
1993 г.
Незанятый мир
2013 г.
Эликсир ненависти
2020 г.
Эликсир ненависти
2021 г.

Периодика:


1940 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Under the Moons of Mars: A History and Anthology of
1970 г.
(английский)
Darkness and Dawn
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если исходить из того, что данный роман, это истоки под жанра фантастики: постапокалиптика, то это будет вполне читабельный боевичок. Произведение не блещет идеями и сюжетными поворотами, много роялей и нелогичности, но текст совсем неплох. Читается на одном дыхании, вызывает сопереживание и желание узнать, что же будет дальше. А что еще нужно вечером, когда за окном дождь и оранжевый уровень опасности, и читатель, который так любит приключения других сидя за прочной и бетонной стеной своего дома.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятный шаг, в мировой фантастике.

Роман, хоть и считается хрестоматийным в американской антологии постапокалиптически темы, особой литературной ценности меня не представил, значительно уступая по глубине и уровню фантазии тому же Герберту Уэллсу, например.

Сюжет безалаберный, без серьёзной завязки. Масса логических ошибок.

Автор, имея нулевую техническую грамотность, тем не менее пытается вводить в повествование техногенные линии, и неминуемо, громоздит нелепость на нелепость. Это можно было бы ему простить, как гуманитарию. Однако, роман заявленный в качестве социального произведения, терпит неудачу и здесь, вываливая в линию событий массу расистского бреда, и социальных комплексов, как самого автора, так и современного ему общества.

Пытаясь развивать романтическую линию, автор так же терпит неудачу. ГГ, даже с оглядкой на ограничения морали США начала 20-го века, ведёт себя, подобно герою дешёвых женских романчиков, оставаясь совершенно плоским и неживым. Диалоги ужасны и полны нелепиц.

Рекомендую исключительно для любителей антологии мировой фантастической литературы, в качестве «классической неудачи». :) Сверх того, интереса не представляет.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В наши дни на тему постапокалипсиса написаны тысячи книг, однообразные сюжеты про радиоактивные пустоши, хищных мутантов, скрывающихся в полузатопленном метро, и бесконечную борьбу за воду, консервы и патроны уже изрядно приелись. Тем не менее, довольно интересно обратиться к истокам жанра, посмотреть с чего всё начиналось. В начале прошлого века изрядной популярностью среди зарубежных читателей пользовалась трилогия Дж. А. Энгланда «Мрак и рассвет», ныне эти романы можно отнести в категорию незаслуженно забытой классики. К сожалению, на русском в настоящее время доступен только первый роман трилогии, очень хотелось бы познакомиться с продолжением, ведь здесь есть всё — и попаданцы в далёком будущем, и постепенное возрождение нового мира с нуля, и тема выживания с крафтом и поиском предметов, ну и мутанты, куда без них. Прекрасный образец приключенческой, притом довольно качественной, литературы — книга, кстати, напоминает приключения Робинзона Крузо.

Действие происходит в самом центре Нью-Йорка, в результате неизвестного катаклизма превратившегося из каменных джунглей в самую натуральную лесную чащу. Из населения многолюдного мегаполиса выжили только молодой инженер Алан Штерн и его симпатичная секретарша Беатрис, очнувшиеся в погибшем городе спустя долгие годы от некого подобия транса или летаргического сна. Теперь молодым людям предстоит суровая борьба за выживание, поиски тех, кто подобно им также пережил катастрофу, а, возможно, и встреча с непредсказуемыми угрозами, которые таит в себе сей дивный новый мир. Поиски еды, воды и оружия, обустройство жилища, охота и создание устройств из подручных материалов — парочка новых робинзонов включается в процесс, не тратя время на сопли и сожаления по былым дням, и с подлинным задором и энтузиазмом, свойственным настоящим американцам. Их ждут успехи и разочарования, радости и горе, моменты мирного уюта и мобилизация всех сил и ресурсов в борьбе с окружающим миром.

Сюжетная схема романа предельно проста — всего одна линия развития действия без каких-либо отступлений, воспоминаний о прошлом. Основных персонажей всего два, благодаря этому процесс получается очень динамичным — с самого старта и до финальной строки автор не дает нам скучать, в нужных местах заставляет поволноваться, сопереживать персонажам. Любовная линия выглядит достаточно целомудренной и предсказуемой, при этом с самого начала герои вынуждены исследовать мир в костюмах Адама и Евы. Художественный стиль изложения достаточно хорош, здесь всё гладко — читатель может плавно скользить по тексту, страница за страницей — глаз не цепляется за сложносочиненные конструкции, подолгу вчитываться в каждый абзац, пытаясь понять, что имел в виду автор, также не приходится. По объему роман довольно небольшой, учитывая легкость чтения, проглатывается за один присест, по крайней мере я не смог прерваться и отложить книгу до самой финальной точки.

Недочёты, возможно, субъективные также следует отметить. Как правило, герои подобных романов на протяжении сюжета пытаются разобраться в причинах катастрофы, если они не очевидны изначально. Здесь этого нет совершенно, что произошло, какой катаклизм привел к уничтожению человечества — тайна, покрытая мраком, автор даже не пытается дать какое-то обоснование или хотя бы ключ к разгадке. Всё случившееся напоминает последствия взрыва водородной бомбы или действие некого газа, но это лишь предположение, пальцем в небо можно тыкать до бесконечности. Ещё более странным выглядит чудесное спасение главных героев — почему только им удалось выжить непонятно. Здесь автор ограничивается упоминанием о свойствах организма — самоконсервации, но Алан и Беатрис не тибетские монахи, а самые обычные американцы. Есть намек на то, что выжили они благодаря тому, что находились в офисе на вершине небоскреба, но это опять всего лишь хлипкая гипотеза без обоснований.

Автор просто не стал изобретать велосипед, видимо, вспомнив рассказ В. Ирвинга про Рипа ван Винкля, который заснул в британской колонии, а проснулся уже в свободной стране. Хотя с ван Винклем всё более-менее понятно — тот «причастился» стаканчиком спирта из странного бочонка и заснул, а вот что ввергло в транс наших героев не ясно. Научной достоверности искать в романе также не стоит, если начать разбираться почему одни вещи истлели в прах, а другие остались почти в идеальном состоянии, то станет очевидно, что автор кое-где подыгрывает своим персонажам. Руководством по выживанию для скаутов роман также не является, здесь не найти подробных инструкций, типа как соорудить арбалет из обломка метлы, пары консервных банок и упаковки зубочисток — конечный результат здесь важнее самого процесса. Однако, нельзя сказать, что у героев всё получается легко и просто — прикладывать волевые и физические усилия, проявлять смекалку по сюжету им придется достаточно часто.

Для автора роман стал своего рода ответом на вызовы современного ему мира, погрязшего в социальных пороках, войнах и бездуховности. По этой причине герои ни на мгновение не сожалеют о случившейся катастрофе, а начинают строить свой мир с нуля — они приобрели больше, чем потеряли. Серая рутина городских катакомб, облеченных в металл и пластик, обезличивает людей, превращает их в механизмы. Возможность начать историю с чистого листа — это стопроцентный мотиватор, финальный монолог инженера Штерна, не лишенный уместного пафоса, можно назвать манифестом всего нормативного человечества, следующего идеалам гармонии, объективной эстетики, внутренней и внешней чистоты. Безапелляционный энтузиазм и оптимизм героев касательно будущего имеет под собой религиозные мотивы — автор предлагает нам по сути Адама и Еву, вкусивших от древа научного познания, но лишенных печати первородного греха — людей способных создать на Земле некое подобие Эдема, в это хочется верить, несмотря ни на что.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма не понравилось, по причине массы вопросов к автору.

Непонятный — без самого минимального объяснения — летаргический сон. Иновременные пришельцы не вылезают из гибернаторов или субсветовых кораблей; не пробуждаются после анабиоза и (самое примитивное) даже не вытаивают из отступающих ледников. Они вот просто грубо засыпают в небоскребе и просыпаются через тысячу лет. Как? Почему? Автор этими вопросами не задается. Статистика (как наука) буквально протестует против того, чтобы только всего два человека на земле впадают в этот сон и они, при этом, находятся в одном помещении. Вероятность — ничтожна.

Что за непонятная катастрофа произошла за эту тысячу лет? Очень вяло герои (и автор) к этому относятся. Выглядит как условный прием, в который сам автор не очень верит.

Тысяча лет — явно недостаточно для любой физической (не интеллектуальной, а изменения облика) эволюции любого животного. И равным образом недостаточно для опять же физической деградации людей. Через тысячу лет можно встретить тупых выживших, но они будут выглядеть как люди. Всякие серо-синие обезъяноподобные племена отменяются. По ходу дальнейшего повествования выясняется, что автор склоняется к версии деградации людей, а не эволюции обезьян (кого-то еще).

При этом обнаруживается явный расизм автора. Он обнаруживает в обезъяноподобных гориллоидах монголоидные и негроидные черты. То есть, по его версии, разложились именно негры. Более того, автор прямым текстом заявляет, что если негритосов освободить от руководящей роли белого человека, то через сто лет они снова начинают плясать вокруг каннибальских костров.

Мне, конечно, импонирует мысль о том, что время правления в США так называемого «афроамериканца» — есть периорд деградации Америки, но это — более моя мечта, чем реальность.

Понравилось подробное описание состояния разрушенного Нью-Йорка — с указанием конкретных небоскребов (герои засели в МетЛайф Тауэр — высочайшем небоскребе того времени), улиц, парков, магазинов и т.д. Весьма напоминает вероятные последствия любого крупного военного игрища. С другой стороны, когда автору нужно (по сюжету), чтобы что-то сохранилось — оно чудесным образом и сохраняется. Вот пример: инженер Стерн решил прослушать радиоэфир и послать SOS. Отлично! Он обнаруживает, что радиостанция в том небоскребе, в котором они обосновались, может быть отремонтирована. Хорошо! Но вот динамо-машина (одна из шести) оказывается работоспособной опять-таки в этом же здании. Не в другом, не на конце города, а именно там, где они решают поэкспериментировать с радиоэфиром. Натянуто, плохо. Но! И паровая машина, как привод для динамо-машины — опять-таки раболтает в этом же здании, что вообще безобразно нереально. И даже уголь — он складирован тут же. Статистика в глубоком нокауте.

Кстати, в этом же эпизоде выявляется сумасшествие Стерна. Только сумасшедший может раскочегарить паровой котел тысячелетней давности, у которого не работает измерительная арматура — водомерные трубки, манометры, даже предохранительный клапан, а все паровые и водяные трубы безбожно травят. Ужас! Котел закономерно взрывается, но только после того, как он оказывается не нужен по сюжету. Кстати, мне любопытно, Стерн забил топку котла на 1 час работы; помощников у него нет; радиостанция размещается выше обзорной площадки, а котел — в подвале. Сколько нужно времени, чтобы подняться из подвала на 200 метров?

В общем и целом — крайне неубедительный текст. Хэппи энд, в виде решения создать новую цивилизацию — совершенно неуместен, поскольку сопровождается убеждением героев в том, что их цивилизация будет без войн, преступлений и прочего. Откуда они это взяли?

Поскольку роман старый; новинка для своего времени, поставлю пять.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

хотел написать ругательный отзыв.ибо тема избита и нет оригинальных поворотов сюжета.Но оказывается,что роман написан в 1912г ,а это меняет дело.Добротная фантастика с некоторой долей сентиментальности. Но если бы я знал содержание заранее,то не приобрел бы

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх