М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2023»
Страшитесь таинственных «гостей», обитающих в пыльных шкафах и заброшенных зданиях. Остерегайтесь чудовищ из городских легенд и народных поверий. Дрожите перед мертвецами со старых фотографий и живыми людьми, воплощающими в себе жестокость и злобу. Оглядывайтесь с опаской — не следует ли за вами нечто «с той стороны», не тянет ли к вам «красные нити» некто, умеющий подчинять себе реальность. И не меняется ли сама эта реальность, пока вы листаете страницы этой книги?..
Бойтесь вместе с нами — и празднуйте вместе с нами. Испейте ваш страх до дна и загляните в бездну, скрытую в вас самих.
Это — САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА.
ЛУЧШЕЕ В РУССКОМ ХОРРОРЕ!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 28 ноября 2022 г.
На обратной стороне обложки «Самой Страшной Книги 2023» указаны занимательные статистические данные, связанные с юбилеем серии. Как-никак десятый ежегодный сборник вышел, есть повод для радости и есть материал для статистики. У меня тоже есть такой материал. Во-первых, «ССК-2023» стала самой толстой книгой серии, преодолев планку в 736 страниц. Во-вторых, книга может похвастаться вторым местом по количеству рассказов, которых в ней 23 (на первом месте – «ССК-2015» и «ССК-2016», содержащие по 25 историй). В третьих, для меня «ССК-2023» стал самым высоко оцененным сборником, если судить по среднему баллу его рассказов, 80% которых я оценил на твёрдые «семёрки» и выше. Ну и настало время поговорить о содержании книги подробнее. Приготовьтесь, разговор будет долгим, ведь мы пройдёмся по каждому рассказу.
Для начала рассказы, которым я поставил по шесть баллов:
• «Колпашевский обрыв», Д. Карманов. История, основанная на реальных событиях. Весной 1979 года возле Колпашево начали всплывать трупы. В чём же дело? Я не люблю рассказы, которые страшные из-за того, что они описывают страшные события из прошлого. Вот и эта история не пришлась мне по душе. Но написана она талантливо, напряжение чувствуется, атмосферой проникаешься.
• «Ассистент», С. Возный. Рассказ о договоре с нечистой силой, причём, о косвенном договоре, так сказать. Главному герою везет по жизни, но за своё везение он платит кровавую цену. Всё повествование пропитано грязной бытовухой и мыслями очень неприятного человека, который тут за главного героя. Несмотря на хороший слог и правдоподобность образов персонажей, рассказ оставил равнодушным.
• «Все мои дети», К. Кошникова. Ещё одна история о договоре с нечистой силой. У девочки Сашки есть тайна: каждую ночь из её шкафа выходит Петька. Они с Петькой друзья, пусть Сашка и не понимает, кем или чем он является. Но очень скоро у этой дружбы обнаружится тёмная сторона… Сама по себе история хорошая, напряжение постоянно нарастает, за персонажей переживаешь, но впечатление сильно смазывается из-за финала. Слишком открытый, он оставляет все намеченные конфликты и проблемы неразрешёнными, а читателя фрустрированным.
• «Сыночек», О. Росса. Довольно странный мистический рассказ. Наталью бросает муж, после чего она лёгким движением руки отрезает себе палец. По такому нехитрому началу становится понятно, что Наталья не совсем дружит со своей крышей, но дальше одним безумием дело не ограничится. В рассказе есть любопытная мистическая составляющая, особое внимание к пальцевредительству и совсем неинтересные персонажи. В общем, не впечатлило.
Теперь «семёрки»:
• «Луот-хозик», А. Темхагин. Хороший детектив, основанный на национальном фольклоре. Маленький захолустный посёлок в Российской глубинке. Казалось бы, обычный вызов участкового. Наверняка кто-то в очередной раз словил «белочку» и начал дебоширить. Однако, вместо рутинного выезда, полицейских ждал настоящий кровавый кошмар. Сюжет предельно концентрированный, событий довольно много, и они стремительно проносятся перед читателем. Интриги, правда, почти нет, но как развлекательный хоррор рассказ работает неплохо. Атмосферные моменты в наличии.
• «Чёрная аркада», Д. Лопухов. Этот рассказ понравился не атмосферой, не хоррором, а своей ностальгией по ретрогеймингу. Я и сам когда-то играл и в «Денди», и в «Сегу», и в «Ну, погоди!» на «Электронике», и в «Морской бой» на автоматах… Но я не ожидал наткнуться на что-то подобное в «Самой страшной книге». Хотя различные крипипасты из мира олдскульных игр – тема благодатная. Но вот Дмитрий Лопухов сделал костяк истории из страшилки про чёрную аркаду, добавил маньячности и ностальгии, и в результате получился неплохой развлекательный ужастик, направленный на тех, кто когда-то боялся «посадить кинескоп» и заставлял бедного волка бесконечно ловить яйца, в надежде увидеть секретную серию мультфильма.
• «Десятый вал», А. Гаямов. Психологический, я бы даже сказал – психиатрический, триллер. У Жилина была контузия. На этой почве он видел всякие галлюцинации и, в целом, был не особо здоров ментально. И вот наступает момент, когда Жилину становится очень сложно понять, где его кошмары переходят в реальность. И переходят ли. История не страшная, но небезынтересная. Эдакое путешествие по больному сознанию, причем написанное хорошим языком.
• «Ася», А. Елькова. Что получится, если скрестить сюжет в духе фильма «Я плюю на ваши могилы» с боди-хоррором? Собственно, «Ася» и получится. Ася – это девушка, которая порядком настрадалась от своего бывшего парня. Он до сих пор не оставляет её в покое, продолжая преследовать, издеваться и угрожать. Но скоро ситуация изменится… В рассказе есть убедительно прописанная главная героиня с психологической травмой, ночными кошмарами и паническими атаками, блеклые и не шибко прописанные второстепенные персонажи и мистическая жуть, описанная красочно, но с лазейкой на реалистичную трактовку произошедшего.
• «Испей до дна», О. Ветловская. Оксана Ветловская вновь обратилась к истории времён Второй Мировой Войны. На этот раз получился рассказ, напоминающий «Ведьмака» Сапковского, но с поправкой на антураж. Советские войска наступают на Германию, но в одной деревушке сталкиваются с загадочной чертовщиной. Разбираться во всём будет лейтенант Крейц, входящий в особую группу, специализирующуюся на борьбе со всякой нечистой силой. Написано всё это ярким образным языком. Один минус – интриги маловато.
• «Поклонись», А. Дедов. «Морок над Инсмутом» по-русски. Маленькая деревенька, рыболюди, жуткое божество, в общем, рассказ вполне мог бы занять достойное место в каких-нибудь мифах Ктулху. Автор и атмосферу передал хорошо, и колорит российской глубинки отлично увязал с «лавкрафтианским» хоррором, и известный сюжет обыграл неплохо.
• «Боги падших», В. Громов. До главного героя на улице докопался отталкивающего вида бомж. И последствия этого аукнутся ой как сильно… Казалось бы, простой рассказ о случайном столкновении простого обывателя с какой-то лютой нечистью, ничего особенного. Даже в персонажах не ощущается особой глубины. Однако у автора богатая фантазия на всякие мерзости, да и атмосфера отчаяния и беспомощности передана отлично. Сами Боги падших, кстати, сильно напомнили мне Длань Господа из манги «Берсерк».
• «Фотография из Устиновки», О. Дорофеева. Классическая история о приведениях. Столяров скучал по тем временам, когда люди писали друг другу настоящие письма и слали открытки. Однажды он находит в почтовом ящике загадочный конверт, и, как вы понимаете, скучать ему больше не придётся. Перед нами хорошая мистика с жутким призраком и пугающей чертовщиной.
• «Красная паутина», Д. Лопухов. Своеобразная футбольная мистика. Для главного героя футбол — не просто игра, а череда линий, соединяющих игроков в паутину узоров. Но что это за линии, которые больше никто не видит? Эта загадка не даёт главному герою покоя... Зато читателю даёт редкий подвид хоррора, получившийся из спортивной драмы.
• «Уха из петуха», Я. Демидович. Почти милая история о дружбе обычных людей с мифическим созданием. Почти, потому что некоторое количество хоррорных элементов в рассказе присутствует. У главного героя жизнь не сахар: с работы уволили, новую найти не получается, с женой отношения стремительно ухудшаются, а с дочкой просто тяжело, так как у неё легкое умственное отклонение. Но однажды он покупает на базаре чёрного петуха, дабы сварить из него суп, и впускает в свою жизнь перемены. История почти сказочная, подобные сюжеты часто мелькали в американском семейном кино, когда дети находили каких-нибудь динозавров и начинали с ними дружить. Но читается рассказ неплохо, следить за развитием сюжета было интересно.
• «Джулька», Е. Арифуллина. Интересная интерпретация истории о договоре с нечистой силой. Про сюжет на этот раз говорить не буду, рассказ довольно простой, ограничусь только впечатлениями. Понравился стиль изложения: отстраненный и холодный. Понравилась местная нечисть и условия взаимодействия с ней. Не понравилось наличие логических нестыковок. Не понравился резкий сюжетный рывок ближе к финалу, хотя до этого темп повествования был довольно ровный и неспешный. В общем, впечатления смешанные, но к прочтению рассказ я бы рекомендовал.
• «Девчонки», И. Мартин. Рассказ – своего рода противоположность «Асе». В центре сюжета подростковая жестокость, только, внезапно, со стороны девушек и по отношению к парню. Читать неприятно, но описано всё правдоподобно. Финал, правда, слишком внезапен. Я сначала даже подумал, что тут неожиданный поворот пришит белыми нитками и хотел поставить баллов пять-шесть. Но поразмыслив, пришёл к выводу, что в тексте есть достаточно намёков на развязку, просто автор постоянно отвлекает внимание читателя. Поэтому, заслуженная «семёрка».
• «Санта Муэрте», О. Савощик. Двойственное впечатление от рассказа. С одной стороны, большую часть текста занимает триллер, причём не шибко примечательный. Журналист сперва узнаёт о мексиканском культе смерти, а спустя какое-то время зачем-то берёт интервью у особо опасного заключённого. А вот финал расставляет всё по местам, добавляет мистику, интересную идею и вытягивает весь рассказ. Кстати, изображение на обложке взято именно из этого рассказа.
• «Гости», Ю. Погуляй. Короткая история с очень густой мистической атмосферой. Лёня играл в прятки с отцом и братом. Он всегда любил больше прятаться, чем искать. И в этот раз он с азартом спрятался в своём любимом месте – в шкафу. Здесь, среди маминых платьев, Лёня сдерживал хихиканье и слушал, как отец его ищет. Мальчик ещё не знал, что вокруг него собираются таинственные гости… Рассказ не то чтобы жуткий, но довольно тягостный, с хорошим слогом, живыми персонажами и вязким повествованием.
Произведения, которые впечатлили меня на восемь баллов:
• «Агнозия», А. Матюхин. Хороший мистический хоррор, работающий сразу в двух направлениях. Во-первых, нам показана семья, в которой произошло несчастье: жена попала в аварию, после чего у нее остались некие нарушения в работе мозга, не позволяющие ей нормально ориентироваться и перемещаться в пространстве. Это та самая агнозия, вынесенная в заглавие, и страх, что что-то может случиться с близким тебе человеком, вполне рационален. Иррационально было бы в этом случае бояться, что пострадавший начнёт вести себя пугающе, а всякое сверхъестественное будет таиться в тёмных углах квартиры. И Александр Матюхин отлично смешивает оба страха, благодаря чему читатель получает хороший рассказ с пугающей атмосферой, достоверными персонажами и необычным фантастическим элементом.
• «Ползать в стенах», М. Кабир. Кабир, как обычно, хорош. Он берет какую-то интересную деталь, моделирует вокруг нее жизненную ситуацию и добавляет хоррорный элемент, скрывающийся за вопросом: «Что, если?..». В данном случае деталь – особое устройство многоквартирных домов в Сербии, где вентиляционные шахты достаточно просторные, чтобы в них пролез ребенок, или худощавый взрослый, и необычно расположены, чтобы соединять разные квартиры. Этими шахтами заинтересовываются двое двенадцатилетних детей, начиная путешествовать в них по дому, подсматривая за соседями и воображая себя героями приключенческих историй. Ну а хоррорный элемент в этот раз кроется за простым вопросом. Что, если такая шахта выведет к квартире, внутри которой таится нечто жуткое? Меня рассказ впечатлил и порадовал. Он очень точно передаёт детские впечатления от необычных приключений, содержит в себе живых персонажей и отлично держит напряжение.
• «Белый трюфель», Д. Золов. Единственный в сборнике исторический хоррор со сказочными мотивами. Доктор Грибин ездит по Руси и собирает всевозможные целительские рецепты. Однажды он приезжает в поселение, в окрестностях которого растёт уникальный белый трюфель. А выискивать этот трюфель обучен только местный юродивый. Грибин решает с юродивым пообщаться... История приятно обманывает ожидание: приготовились к атмосферному историческому хоррору, а вот вам полрассказа в виде сказочной байки; решили, что повествование будет строиться на «серьёзных щщах», а вам автор выдаёт хорошего и ненавязчивого чёрного юмора; подумали, что поняли, к чему идёт дело, как сюжет переворачивается и всё прочитанное начинает играть новыми красками. Словом, отличная история.
• «Морские пейзажи», Д. Костюкевич. Мистический триллер на мореходную тематику. Писатель для вдохновения нанимается на корабль, где в свободное время читает книгу «Морские пейзажи» А. А. Павлова. Для рецензии, так сказать. Но постепенно плаванье всё больше омрачается различными недугами главного героя, пугающими видениями и жуткими рассказами Павлова. История написана короткими, «рубленными» фразами, чем и усыпляет бдительность. Жуть поначалу сквозит между строк, но временами проникает в предложения, и читатель даже не сразу понимает, обо что споткнулось его сознание при чтении описания морских пейзажей или убранства корабля. А потом автор просто идёт вразнос. Хороший рассказ, очень атмосферный. Также порадовала авторская пасхалка на «Век кошмаров» (возможно, есть ещё пасхалка на «Шугу», но я не уверен, может просто совпадение).
Ну и рассказ, понравившийся больше всего:
• «Сумчатые», Г. Шендеров и В. Чубуков. Сюжет рассказа мог бы присниться Клайву Баркеру, если бы он запоем прочитал собрание сочинений Лавкрафта, попутно проходя игры серии «Silent Hill». Я даже не хочу говорить, о чём этот рассказ, дабы не портить все те жуткие сюрпризы, что он таит. Просто приготовьтесь к тому, что два брата для своего бизнеса решили купить сумчатого. Что за «сумчатый», зачем он нужен и какие будут последствия – это как раз те вопросы, ради ответов на которые с рассказом стоит ознакомиться всем заядлым читателям хоррора.
В целом, хороший получился сборник. Я доволен покупкой и доволен прочитанным. Теперь можно поставить книгу на полку и включить режим ожидания «Самой Страшной Книги 2024». Посмотрим, чем она порадует.
П.С. Самая толстая книга серии получила от меня самый объемный отзыв, что я когда-либо писал. Забавно.
sergej210477, 17 января 2023 г.
В принципе, на мой взгляд, книга особенно ничем не выделяется от других сборников «ССК».
Но, что-то, я стал подолгу «застревать» на чтении этих антологий: данную, еле-еле, добил, «ССК 2022», вообще, забросил. А от первых не мог оторваться.
Сказать, что произошли кардинальные изменения в качестве не могу — по-прежнему, истории от «мэтров» получили от меня высокие оценки. Ну, а, рассказы новых авторов, естественно, понравились гораздо меньше.
Наверное, дело в том, что:
- Во-первых, ранние сборники воспринимались мной как нечто совершенно новое. Как же, русский хоррор! И, не один-два рассказа, с трудом, найденные в сети, а целая антология! Здорово!
На качество истории я, если задуматься, обращал мало внимания. Пусть уровень попроще, чем западная классика, но, зато, своё, родное!
Теперь, прошло десять лет. И, русскоязычный хоррор уже привычен. Это отлично. Но, и, требования к качеству и оригинальности рассказов выросли.
- Это, конечно, субъективно, но, для меня хоррор, всё-таки, больше ассоциируется с привычным сверхъестественным злом. Это, наверное, несколько примитивно, но, вампиры, оборотни, демоны, лешии, домовые, привидения и т.п. интересны мне в первую очередь. И, в ранних сборниках, я находил много таких историй. В данной книге все по-другому. Все больше мистики, которая трудно уловима. Психологический хоррор. Безумие. Маньяки. Триллеры. Сюрреализм и психоделика. Просто, реальные страшные случаи. Да понятно, что все эти рассказы можно отнести к жанру «ужасы», никто не спорит. Но, повторюсь, мне нравится простенькая классика. Потому что, реального хоррора я получаю с избытком, прочитав экономические новости, или, просто, включив телевизор. А, сверхъестественные ужасы, как раз, и, отвлекают меня от «чернухи» жизни. Где в этом сборнике, какой-нибудь, захудалый упырь, или, лохматый вервольф?
— В третьих, почему-то, рассказов от «новичков» гораздо больше, чем историй от «классиков». Соотношение, наверное, один к трем. Конечно, нужно продвигать новые имена, но, всё-таки, как написано в аннотации к этой книге: «лучшее в русском хорроре».
Но, наверное, это просто мысли вслух. Это сборник. Тем более, не тематический, все рассказы разные. На любой вкус. Всем не угодишь.
Только, полностью, безоговорочно, мне понравились четыре истории. Из двадцати трёх. Стоит ли тратить время на чтение всей книги при таком раскладе? Не знаю.
Хотя, какие ещё варианты? Русскоязычного хоррора не так много, чтобы выбирать — этот сборник я прочитаю, этот — подумаю, а вот этот — точно не стану.
majj-s, 5 февраля 2023 г.
А того ли мы боимся?
Я покажу тебе страх в гости праха.
Т.С.Элиот «Бесплодная земля»
Выход альманаха «Самая страшная книга 2023» в январе двадцать третьего года страшнее самой жуткой жути под его обложкой. Ну, хотя бы потому, что выпустить итоговую книгу года тотчас после его начала — все равно, что признать: до финала можно и не добраться. Причины додумайте сами.
И тем не менее, книжка вот она, а если есть голова, значит можно рубить (зчркнт), если книга прочитана, нужно о ней рассказать. По установившейся у меня в рассказе о сборниках традиции — кратким резюме каждого рассказа.
«Агнозия» Алексей Матюхин. Беременная жена героя теряет в результате несчастного случая ребенка, но хуже другое — у нее агнозия, род неврологического отклонения, при котором распадаются когнитивные связи: человек может заблудиться в собственной однушке или не суметь встать с унитаза. Взамен Лида обрела способность странствовать между мирами, выводя из междумирья тех, кому лучше бы там оставаться.
«Лоут-хозик» Антон Темхагин. Северная жуть: саамы, олени, потревоженное капище древних богов, месть, похищенная дочь, отец-герой и вот это вот все. Очень атмосферная, аккуратная, логически непротиворечивая повесть. Напомнила «Охоту на маленькую щуку» Юхани Карила, «Стекло» Тима Скоренко и «Риф» Алексея Поляринова, в том смысле, что Север в тренде и если захотите чего-то еще на эту тему, теперь знаете, где искать.
«Черная аркада» Дмитрий Лопухов. Городские легенды о черных аркадах и игровых консолях, прямиком из 80-х, напрямую подключаемых к мозгам, перемешаны с причудливым миром геймеров и гиков, журналистским расследованием, историей-про-маньяка и безумной тоской по единственному, самому любимому человеку. Остроумно, мрачно, замечательный панчлайн в финале.
«Десятый вал» Артем Гаямов. Психоделическое с уклоном в литературу травмы и и страх перед ковидом, актуальный. когда повесть писалась. Странные блуждания странного человека, потерявшего все и тщетно пытающегося собрать из кусков развалившуюся жизнь. Эстетика омерзительного в конце — ну, такое.
«Колпашевский обрыв» Дмитрий Карманов. 1979, благостный брежневский застой и ничто не предвещало. Обь подмыла обрывистый берег возле небольшого ситбирского городка, обнажив массовое захоронение тысяч расстрелянных в годы репрессий. Которые ожили и пытаются вернуться к прежней жизни, которой нет. Такое, немного вернувшийся отец героя из «Пикника на обочине». Сильная страшная повесть о неотомщенности и беспамятности, о вине исполнителей и коллективной ответственности и «можем повторить». Сорокадвухлетний интервал между событиями наводит на определенные мысли.
«Позать в стенах» Максим Кабир. Мальчик с девочкой дружат в предвоенной еще Югославии, не самый благополучный район Белграда. не самый респектабельный дом, Марко учит Хану «делать Брюса Уиллиса» — ползать в стенах по вентиляционным шахтам. Позже, когда она вырастет, уже в России, куда уехали с мамой от войны, когда станет скандально-известным редиссером, опыт вуайеризма тех дней, когда ползали вместе, перельется в ее фильмы. А потом придется вернуться и тогда окажется, что то страшное, что случилось в пустой квартире с Марко, ей не приснилось и это не фантомные воспоминания, и не галлюцинация. Отличный рассказ.
«Ася» Анна Елькова. Соцсети, абьюз, магический реализм. Не любите мудаков, девочки, любите тех, кто этого стоит. А с мудаками у нас другой разговор, и не случайно ведь у всех народов мира есть вариации мифа о зубастой вульве.
«Испей до дна» Оксана Ветловская. Конец Второй Мировой, немцы не упускают возможности сделать советским солдатам гадость, а если удается отравить или другим каким способом уничтожить, так и вовсе рады. Но с тем, что ждало в этой деревне, никто прежде не сталкивался. Ну, интересно и необычно.
«Ассистент» Сергей Возный. Чернушная история мальчика, который вырастает в серийного убийцу, попутно делая недурную карьеру, потому что, демон, вы ж понимаете, помогает.. Предельный цинизм и довольно мерзко.
«Поклонись» Александр Дедов. Северная история. Двадцатые, коллективизация, эликтрификация, ликвидация безграмотности. В таежное село, где саамы от веку жили в согласии со своими богами, прибывает оперуполномоченный. Атмосферная вариация на тему «в чужой монастырь со своим уставом».
«Боги падших» Вадим Громов. Все у парня хорошо, все в порядке: бизнес идет в гору, жена красавица, кошечка домашняя любимица породистая и дюже красивая. Пока не прилетает ему однажды чугунная дура концентрированной мировой мерзости, которой нужно принести жертвы. За что? А просто так. Пафос кингова «Худей» в современных российских реалиях.
«Все мои дети» Ксения Кошникова. Отголоски городских легенд советского времени про подпольно абортированных детей, а впрочем, написано хорошо и страшно.
«Фотография из Устиновки» Ольга Дорофеева. Мужик получает по почте фото страшной белоглазой тетки в одежде по моде конца позапрошлого века, в приложенном письме говорится, что это его прабабка и ему теперь с фоточкой мучиться. Он и мучается три ночи, почти как в «Вие». И мне было почти так же страшно, как когда впервые. девчонкой. смотрела кино.
«Красная паутина» Дмитрий Лопухов. У парня из крайне неблагополучной семьи пьющий отец, чье расположение он стремиться заслужить, ненависть к футболу. которым занимается по отцовской указке и уникальный дар — видеть каузальные связи на футбольном поле. С ним он мог бы стать гениальным тренером, но выбирает другой путь.
«Уха из петуха» Яна Демидович. Все у мужика плохо: с работы уволили, денег нет, любимая дочь Васька дурочка, а красавица жена бросила их обоих. И вот тут-то в жизнь ивана с Васькой входит василиск. Ничего так история, кровь-кишки-доброта.
«Девчонки» Ида Мартин. Если вы думали, что абьюзерами бывают преимущественно мужики, а жертвами выступают женщины, эта история изменит ваш взгляд на вещи. Девушки бывают разные. Парни, впрочем. тоже. И все окажется не таким. как кажется.
«Белый трюфель» Дмитрий Золов. Очаровательная история из «при царе» времен. В ней будет доктор, как-бы фольклорист, ведьма, несчастная солдатка, заколдованная и понесшая от борова, несчастный свиньин сын и конечно легендарный белый трюфель. Не столько страшно, сколько круто завернуто и вообще хорошо.
«Сумчатые» Герман Шендеров, Владимир Чубуков. Российская хтонь скрещена с латиноамериканской, эпоха первоначального накопления капитала с эхом чеченской войны, а поставки элитного вина на российский рынок — с лавкрафтианой и кастанедовщиной. В общем, всего много, но больше омерзительно, чем страшно.
«Морские пейзажи» Дмирий Костюкевич. «Записки сумасшедшего» + «Цусима». Не по-хорошему странная история моряка-писателя, который читает дневники сошедшего с ума моряка писателя, о событиях, сопутствовавших сумасшествию некоего моряка-писателя — и закономерно понемногу сходит с ума. Такой рекурсивный аттракцион сумасшествия в морском антураже.
«Сыночек» Оксана Росса. Героиня, брошенная мужем, потихоньку съезжает с глузду, а после того, как он возвращается и после ночи безумного, и как выяснилось наутро — прощального супружеского секса дарит ей ребенка, и после того, как случается выкидыш — съездает окончательно. Плохо, но хуже, что безумие заразительно.
«Санта Муэрте» Олег Савощик. Один из самых юных современных культов, распространенных в Латинской и Мезоамерике, поклонение Белой девочке — скелету, обряженному в девичью одежду. Сильно отдает сатанизмом и по слухам Святая Смерть, перед которой все равны, исполняет любое желание, если ты готов заплатить.
«Гости» Юрий Погуляй. Мрачная и недобрая фантазия на тему «Нарнии» и отчасти «Других» с Николь Кидман. Скорее психоделически-мутно, чем страшно. и в целом не очень понятно, о чем.
Резюмируя: интересный сборник, много историй, хороших и разных. Не могу сказать, что какая-то из вещей засела алмазной иголкой в сердце, но хорошо читаются все, а с некоторыми по-настоящему страшно. Ну так ведь затем и берем хоррор-альманахи, чтобы придуманными ужасами отвлечься от реальных. Составителям респект, авторам уважуха.
PS в этом обзоре нет о «Джульке» Елены Арифуллиной, о ней писала отдельно.
URRRiy, 28 декабря 2022 г.
«Я не волшебник, я ему только пиццу доставил» — примерно такое возникло впечатление от «русского хоррора» сборника ССК 2023. От канонического понимания жанра ужасов большинство текстов далеки, как жаба от Дюймовочки. Тем не менее, и здесь имеются вполне достойные рассказы с мрачными перспективами для своих персонажей и окружающей действительности.
«Белый трюфель», «Черная аркада» (звучит!), «Фотография из Устиновки», «Девчонки», на мой взгляд, хорошо вскрывают подсознательное зло в человеке (и не только в человеке), переводя в разряд сознательного, а это реально мрачная вещь.
Мистика с неплохим напряжением — «Ассистент», «Гости» — как образ потустороннего, убивающего душу.
Неплохие с литературной точки зрения и с идеей тексты, из разряда «странных рассказов» — «Ползущие в стенах», «Джулька», где мистика сопряжена с остросюжетной конфликтной ситуацией.
Но в основном, здесь сказки разного уровня качества и сюрреалистические «записки сумасшедших». Конечно на любой товар есть свой потребитель, мне лично такого рода произведения малоинтересны.
Если оценивать ситуацию объективно, ничего трагичного в том, что отечественный хоррор — младенец по сравнению с западным, нет. Искусство отражает правду жизни, то есть, чтобы хорошо писать о людоедах, нужно и самому быть немного людоедом. В России все же, несмотря на ее долгую и во многом трагическую историю, нет столько накопленного в душах людей зла и ужаса, чтобы перенести эти впечатления на бумагу.