Максим Кабир «Ползать в стенах»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Дискретный
- Возраст читателя: Только для взрослых
...Что могут увидеть любопытные подростки, исследуя вентиляционную систему большого дома в не самом благополучном районе Белграда? Где то ещё живут, где то уже давно уехали, но вентиляцию никто не замуровывал...
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2023», 2022 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 25 апреля 2023 г.
Рассказ, пропитанный атмосферой серости, упадка, постсоветской неустроенности. Те самые 90-е, понять ностальгию по которым порой очень сложно. Плюс немного национального колорита (основные события происходят в Белграде) и неприятная грязноватая атмосфера современного провокационного артхауса.
Самой мистики не так уж много, хотя она и играет в этой истории важную роль.
Вообще же, при всех намеренно неприятных элементах, рассказ написан хорошо. В меру провокационно, в меру неприятно, но главное — внутренне достоверно. Переживания и метания главной героини показаны так, что им веришь. Ну и ещё автор умудрился выдержать баланс между откровенной чернухой, серой затхлостью и более-менее справедливым финалом.
КокаКлюшкин, 4 августа 2024 г.
Рассказ хорош, но, парадоксально, осталось ощущение, что самое интересное случилось после финала. Сколько может ползти героиня по вентиляции и куда её это заведёт? Есть ли вообще конец у этого лаза? Что она увидит по пути? Вот этого мне дико не хватило, вот здесь, на мой взгляд, недокручено...
Porsankka666, 18 июня 2023 г.
90-е. Полуразрушенный Белград. Вначале постоянными военными конфликтами, потом рухнувшей экономикой... Хана и Марко совсем дети, и им нечем заняться среди алкоголиков, наркоманов, да и попросту преступников, но дети на то и дети, чтобы выдумать развлечения. Они лазят по вентиляции, которая полностью пронизывает многоквартирный дом и тихонько исследуют квартиры, некоторые заселённые, а некоторые уже пустые. Во время одного такого путешествия Марко исчезает. Хана же уехала с родителями в Россию, успела попытать счастья в Москве, и вернуться обратно... там её ждало множество испытаний, причём абсолютно реального характера, и, как оказалось, не только они...
Кабир, как мне кажется, хорош и в крупной, и в малой прозе. Во время чтения этого рассказа я почувствовал себя в том самом Белграде, хотя никогда не бывал в Югославии, почувствовал симпатию к детишкам, которые, конечно, занимались крайне предосудительным делом, ну и весьма обрадовался финалу. Мистики здесь минимум, а тоски, и какого-то звериного воя от одиночества предостаточно.
majj-s, 5 февраля 2023 г.
Мальчик с девочкой дружат в предвоенной еще Югославии, в не самом благополучном районе Белграда, в не самом респектабельном доме. Марко учит Хану «делать Брюса Уиллиса» — ползать по вентиляционным шахтам в стенах. Позже, когда она вырастет, уже в России, куда уехали с мамой от войны, и когда Хана станет скандально-известным режиссером, опыт вуайеризма тех дней, когда ползали вместе, перельется в ее фильмы. А потом придется вернуться и тогда окажется, что-то страшное, случившееся в пустой квартире с Марко, ей не приснилось и это не фантомные воспоминания, и не галлюцинация.
Отличный рассказ.
sergej210477, 9 января 2023 г.
Приятный рассказ, читать — одно удовольствие.
Чем мне, в первую очередь, нравятся рассказы М. Кабира, так это тем, что в них и не замечаешь, как легко и непринужденно погружаешься в мир героев. Ну что я знаю о том, как жили в Югославии в конце девяностых? Или, в столице Сербии сейчас? А тут, без долгого предисловия, подготовки и исторических справок, с первых строчек, читатель, вдруг, видит мир глазами двенадцатилетнего подростка. И, этот мир натуральный, играет красками и запахами.
Очень атмосферно. Необычный сюжет. Мистические и реальные ужасы гармонично сливаются в одно целое.
Жуткий рассказ, хотя, в этой истории нет кровавых сцен, «расчлененки» и натуралистических подробностей насилия.
Отлично написано.