Томас Трайон «Другой»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Экранизации:
— «Другой» / «The Other» 1972, США, реж. Роберт Маллиган
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lutsian, 15 ноября 2024 г.
Мне роман понравился (с удивлением узнал, что оказывается есть и его экранизация). По пятибалльной шкале на крепкую «четверку». К сожалению, современному читателю это произведение может показаться немного банальным, так как использованная автором идея с тех пор неоднократно эксплуатировалась в кино и литературе. Однако это не делает «Другого» плохим. Просто сказывается влияние времени. Основной секрет произведения угадывается уже в первых главах. Но опять-таки — это не из-за того, что произведение скверное, а просто мы избалованы такими «секретами». Как следствие, читая «Другого» стоит сосредотачиваться на самом повествовании, на приемах использованных автором, на погружении в эту атмосферу и на тяжести проступков антагониста. Я бы однозначно рекомендовал этот роман к прочтению. Знакомство с этой работой определенно расширяет горизонты понимания истории соответствующего жанра. Впрочем надо признать, что автор не сумел местами избежать «клюквы». Например такой: «Они напоминают ей Санкт-Петербург, где ветры русских степей сдувают пыль с этих цветов». Плюс эти вездесущие «азиатские» черты лица неизменно соответствуюшие стеретипу русского злодея. Мне это сразу напомнило великого князя Сергеева из романа Тай-Пэн (Клавелл), род которого происходил из... Караганды!
sergej210477, 27 июля 2018 г.
Книга, которая собрала вместе темы и сюжеты, затронутые во многих любимых мной произведениях. И этот роман вобрал в себя самое лучшее и интересное, что в них было.
Итак. США. Тридцатые годы XX века. Маленький городок в Коннектикуте — Пиквот Лэндинг. Здесь живут два брата-близнеца — Холланд и Нильс. Лето. Мальчишки развлекаются.
Все это по стилю и сюжету очень напоминает как «Приключения Тома Сойера», так и «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери. Нильс — вылитый мечтатель и романтик, как и Дуг Сполдинг у знаменитого писателя. Книги очень похожи. Но, хоть и «Другой» написан великолепным языком, но до волшебного стиля Брэдбери все-таки не дотягивает.
Но это только начало. Внезапно детские приключения и проделки героев превращаются в самый настоящий мистический триллер. Но не буду писать об этом, чтобы не делать спойлеров. Хоть и можно догадаться, чем все закончится, но читать все равно очень увлекательно.
Ну и это ещё не все. Роман переростает в сложную и глубокую психологическую драму. Мастерски написано! Автор заставляет читателей переживать за своих героев. Вот тут я нашёл аналогию со многими отличными произведениями. Есть классические мотивы о смерти, сложности ее восприятия и примирения с ее фактом. Об этом писали многие авторы, мне запомнились эпизоды из «Кладбища домашних животных» Кинга.
А ещё близнецы — тут вам и «Мистер Джекил и мистер Хайд», «Темная половина» того же С. Кинга.
Вот ещё невольно напрашивается сравнение — «Психо» Р. Блоха. Но не буду об этом, чтобы не раскрывать сюжетной интриги. Хотя, повторяюсь, развязка предугадывается чуть ли не сначала книги, но интерес к роману не пропадает.
Так вот — «Другой», это не повторение и не компиляция сюжетов вышеупомянутых произведений. Нет, книга самодостаточная и самобытная. Просто, она вобрала в себя много литературных жанров и классических мотивов.
Хорошая психологическая драма. Местами мрачная, грязная и циничная. Местами светлая, чистая и лиричная. Где-то красивая, где-то страшная.
В финале все загадки разгаданы, тайны раскрыты, сюжет логически завершён.
Главная идея, на мой взгляд — «может ли любовь причинять боль?» и «делая добро можно ли невольно сотворить зло?». Вечные темы. Банальные, избитые, но по-прежнему интересные.
Кел-кор, 17 мая 2015 г.
То лето было щедро на несчастные случаи и неожиданные смерти. То Рассел прыгнул с сеновала и угодил прямо на вилы, то кое-кто постарше Рассела (это была миссис Роу) увидел фокус Холланда, то кое-кто помладше Рассела (очень помладше, надо сказать!) не понравился Холланду и поплатился за это... Да, это всё случилось из-за него! Холланд, вот кто во всём виноват! Именно он, мой родной брат!..
А я?.. А что я? Холланд имеет надо мной какую-то неведомую власть, и я никому не рассказываю про его проделки. Хотя Ада кое о чём догадывается, но даже она не знает всего. Она такая проницательная, эта Ада, за ней нужен глаз да глаз!
Да и Холланд... Иногда он всё-таки перегибает палку, в результате чего и происходят эти несчастные случаи. Что ж, я для того и стараюсь таскаться с ним везде и всюду, чтобы он дров не наломал!..
«Другого» нельзя назвать романом ужасов. Уж классическим, во всяком случае — точно. Это триллер, причём и триллер довольно необычный. Здесь нет сногсшибательной динамики, нет нагнетания мрачной атмосферы. Автор буквально день за днём, неделю за неделей восстанавливает то несчастливое лето. Точнее будет сказать, не автор, а Нильс — один из главных героев романа и рассказчик.
Солнце светит ярко, речка манит прохладой — живи да радуйся! И на фоне этой идиллии происходят смерти... И там, где притаилась костлявая, всегда рядом Холланд, старший брат Нильса. Он будто чует, куда идти, его действиями будто кто-то руководит — так вот гладко и случайно на первый взгляд всё выглядит.
Ну, а куда Холланд, туда и Нильс. Он знает о проделках братца, но никому о них не рассказывает: старший имеет над младшим какую-то поистине странную власть. Источник её действительно трудно определить, особенно в свете подробностей, что открываются ближе к финалу истории. Тут уж следует просто принять как факт: Нильс умом понимает, что все эти его «фокусы» не так уж безобидны и до добра не доведут. Автор (или рассказчик) описывает все страшные события довольно просто и бесхитростно, всего несколькими лёгкими штришками. Порой он просто умалчивает о них, предпочитая заострить внимание на последствиях. Это производит своеобразное впечатление обманутых ожиданий и подогревает интерес читателя.
И в этом приходится участвовать Нильсу! И прикрывать Холланда! Впрочем, если вы к середине книги решите, что рассказчик — мальчик хороший, вот только его старший брат уводит не в ту сторону, так тут как раз сам автор возьмёт слово и предостережёт выносить преждевременные вердикты. Да, не всё так просто в «Другом». Всё тут, если вглядеться, достаточно странно: герои, события.
Взять хоть Аду, бабушку Холланда и Нильса. Некогда она жила в Петербурге, в её речи постоянно проскакивают русские слова и выражения. Нильса она зовёт: «doushka», — а тот её приветствует: «Dobryi den', madam». Бабушка, кажется, совсем не проста: то ли у неё есть какой-то мистический дар, то ли она просто чрезвычайно проницательная. Во всяком случае, Ада начала догадываться о проделках Холланда почти сразу. В долгих беседах с Нильсом она нет-нет да и поинтересуется о житье-бытье старшего внука. Мальчик, как обычно, готов рассказать бабушке обо всём... Ну, или почти всём. Самое сокровенное он, конечно, утаит.
Но вот что самое неприятное: Ада знает, что Нильс что-то скрывает. И уж конечно, попробует докопаться до истины...
Постепенно роман через диалоги бабушки с внуком, через описание приключений Холланда и Нильса подходит к финалу: всё скрывается в тени (из клубящегося мрака только время от времени высовывается тот или иной персонаж), и на свету остаются только двое. Нильс и Ада. Тот, кто недоговаривает, и та, кто хочет знать правду. Собственно, бабушке по большому счёту уже и не нужно, чтобы внук сам сказал, как всё было на самом деле. Её заботит только Нильс. Но тот, подумав, что Ада перешла в решительную атаку, запирается и готовится принять удар. Холланд тут ему не помощник — он скрывается от бабушки. И надо сказать, вовсе не без причины.
В финале романа всё встаёт на свои места и становятся понятными вставки от имени Нильса-взрослого, которыми открывается каждая из частей произведения. Большинство странностей получают объяснение. Порой страшное, жуткое объяснение. Но опять-таки, никакого напряжения, всё просто, будто речь идёт о самых обыденных вещах!
«Другой» Томаса Трайона — роман, не слишком широко у нас известный. Он и издавался-то на русском всего один раз в начале девяностых. Но произведение заслуживает внимания. Кто знает, может быть вы, перевернув последнюю страницу книги, снова откроете её сначала — чтобы получше понять и почувствовать того, кто находится по ту сторону, — «Другого»?
Илориан, 3 апреля 2014 г.
Я не стану отождествлять эту книгу ни с мистикой, ни с ужасами. Это глубокое психологическое произведение. Вроде ничего особенного: двое мальчиков живут на ферме, их бабушка — ведьма (ведьма ли?) из России. Но это книга о добре и зле. Что надобно пережить человеку, чтоб добро стало злом, а зло добром. А возможно ли это вообще? Или семя зла изначально лежит в недре даже лучших представителей рода людского.
Тайна сохраняется до последней страницы, а всякие мистические предметы, разговоры о сверхъестественных способностях только разжигают интерес.
То, что главные герои дети, возможно, подтолкнёт некоторых считать, что это книга лишь для подростков. Но я думаю, что только тот, кто имеет за своими плечами жизненный опыт, может до конца понять то, что тут между строчек.