Сергей Лукьяненко «Прыжок»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Спасение мира | Ксенофантастика | Контакт | Сверхразум | Экспедиция/подготовка к экспедиции | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Разношерстный, порой и в прямом смысле слова, экипаж корабля «Твен» должен выполнить задание сверхцивилизации Ракс. От задания не отказаться, ведь Ракс — это Ракс. Шансов справиться немного. Но иного пути нет. Значит, придется совершить невозможное.
Входит в:
— роман-эпопею «Соглашение»
Номинации на премии:
номинант |
Филигрань, 2024 // Большая Филигрань |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Андрей Юрков, 2 января 2023 г.
Безыдейная литература. Как в плане сюжета и персонажей, так и в плане фантастических допущений. Любимый вотэтаповорот автора, когда люди оказываются самой древней и могучей цивилизацией, волочётся от «Лорда с планеты Земля» через «Чистовик» до недавней тетралогии и вот этой самой трилогии на П (уже какие-то Быковские приколы, а?). Кринжовые любовные линии напиханы просто чтобы было, тупые шуточки про поляков вообще непонятно с чего, какова вообще актуальность этого в мире, где рядом с тобой говорящий конь, кот, крот и мистер Грей? К счастью, самый идиотский конфликт из первых книг (кот не может вставить) вроде бы сошел на нет.
При всём при том вполне годится занять глаза и расслабиться, прочитал за день.
GLV, 12 апреля 2023 г.
Ракс есть Ракс. Лукьяненко есть Лукьяненко. Сергей Васильевич как всегда в своём стандартном репертуаре. Видимо мозговой симбионт давно уже поселился у него в голове, нашёптывает дурацкие фантастические истории, а Сергей Васильевич и рад стараться, да ещё и на коньячок налегает усиленно.
По части глупостей персонажей, «Прыжок» на первом месте в трилогии, чего только стоят всемогущие «Ракс», какие цели, что, зачем, почему? Дурацкое «Соглашение», расы эти смешные. Где армия у всемогущих? Где пара тысяч космических кораблей вооруженных гиперпуперультравундервафлями, способных стирать с лица Вселенной целые звездные системы? Ах они за добро, но нос свой везде суют, добродетели хреновы, а чуть что, сотрём вас к собакам сутулым! Неубедительно то, что якобы они всё просчитали, условно говоря, возможность просчитать будущее это не только проблема технологий, физики и т.д., но и в большей мере это проблема философии, интересно ли существовать во Вселенной, где хитрожопые ИИ всё просчитали, и решают кому жить, а кому умереть? Где свобода воли?
Почему люди выглядят максимально бестолковыми? Почему командир «Твена» мыслит как идиот, поступает как идиот, и похоже он и есть идиот? Почему кот придумывает «гениальные решения», а не люди или ИИ? Почему Сергей Лукьяненко так ненавидит женщин, а особенно молодых девушек до 20 лет, зачем он морально и физически издевается над ними (в своих книгах), то мутанты, то всякие зонды в естественные отверстия им пихает.
Почему весь экипаж «Твена» выглядит как анекдот – немец, поляк и русский решили полететь в космос, а тут kurwa pierdole везде, бухло всякое и негритянка – лучший пилот Галактики и конечно по закону жанра должна умереть.
Почему надо 2/3 книги нагонять интригу, а в конце всё бездарно слить, и снова никто практически не пострадал, ну взорви ты хоть некоторых героев, устрой акт самопожертвования, но нет, все живы-относительно здоровы, и по домам.
В итоге: рафинированная жиденькая фантастика, без интересных идей, без ярких персонажей, без адекватных антагонистов. Написанная лишь для того, чтобы написать 3 книги, да, лавэ нужны всем, но и творчество должно нести хоть какой-то смысл, быть наполнено идеей и т.д. А так, Сергей Васильевич давно пишет ради денег, ни души, ни интересных историй наверное ждать от него не стоит. Очень жаль.
Kavabanger, 8 марта 2023 г.
ДАННЫЙ ТЕКСТ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И (ИЛИ) ТВОРЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ СЧИТАЮЩЕЙ ЧТО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ СОН СОБАКИ ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНЫМ И (ИЛИ) ИНТЕРЕСНЫМ В 2023
Если вы хотели узнать, что же таинственная сверхразвитая цивилизация кошмарит галактику, вы будете немного разочарованы —
Нет, ну серьезно, что за бред то.
А персонажи? Их за три книги какая то дикая толпа на борту «Твена» набралась, а зочем? Если не запоминать имена, то крота легко спутать с котом, а люди и вовсе все одинаковые.
Не, поглавное написание зло. Лукьяненко и сам видимо не знал, чем все закончится и зачем тут все эти люди.
olga.sb, 12 апреля 2023 г.
Двоечник списал у отличника
Правда, я не очень уверена, кто именно был отличником – Громыко с циклом Космоолухи, или сам же Лукьяненко с циклом Звезды – холодные игрушки. Аргументы есть и за тот, и за тот вариант.
Если брать за первоисточник Громыко, то набор экипажа научно-исследовательского корабля слизан практически один в один: ответственный капитан, распоясавшийся искин, киборг, обаятельный и безалаберный красавчик, даже кошка в своеобразном эквиваленте затесалась. Механиков дали на выбор, как и кучу научных сотрудников, но это, видимо, чтобы не «точь-в-точь» было. Но сравнение-то ох и не в пользу Лукьяненко…
Да оно не в пользу даже при сравнении со старым циклом, откуда целиком слизан весь набор идей и даже основных сюжетных поворотов. У нас опять идея превосходства и первоплановость людей, снова попытки взять под шефство и причинить добро менее развитым расам, даже протоцивилизация стирателей – точная копия мира-СССР из Звезд. Все более или менее интересные идеи уже звучали там, только более глубоко, развернуто, философски.
Добавилось только самое странное и малоприятное с моей точки зрения – какой-то парад псевдотолерантности, извращений и распущенности. Это с одной стороны, а с другой – такой широкий спектр расизма и махрового шовинизма, что у меня аж руки чесались врезать персонажам (а как опосредованно вложившим в их уста слова – и автору). У него и раньше проскакивало грубоватое пренебрежение женщинами, мол, в ПМС – вы идиотки на ножках, неспособные ни на какое осмысленное действие, но не так в лоб. Просто безмерно разочарована, что такой автор у меня раньше был в любимых.
На первом месте в цикле вовсе не сюжет, а смакование различных вариантов секса. Тут широко представлены и педофилия, и зоофилия, и геронтофилия, и с неживыми объектами, и разными группами, только некрофилии не заметила, эх, недокрутил автор. И все это сдобрено такими бородатыми шуточками (причем от всех рас одинаково несмешными и расистскими), что просто впору плакать. Начиная от названия планеты М-Егера, и до цитирования «Я маленькая лошадка» расой разумных лошадей. Не знаю, может, кому-то такое и весело, но мне было стыдно за автора.
Кстати, сами расы, как и персонажи – лишь статисты-функции, не имеющие ярких особенностей, кроме откровенно надуманно-вторичных или даже отвратительных (вроде вылезающих из третьего глаза червя-симбионта), и личностных черт. Я запомнила кто есть кто из огромной толпы на борту, от имени которых как блоха скачет повествование, только к третьей книге.
И сверху это залакировано физиологическими мерзостями, вроде зондов в анус от зеленых человечков (серьезно?), разбрызганные мозги и прочие жидкости, описание дефекации, молчу уж про отвратительные сцены межрасового секса. Это что, по принципу – чем хуже, тем лучше?
Динамичный сюжет, заставивший меня дочитать цикл (пополам с надеждой – ну а вдруг в конце прям хорошо будет и искупит все неудачи), пустой и вообще не спасает. И концовка слита вчистую. Честное слово, это такое вторичное и унылое Г, что могу с пару десятков книг назвать, на сотни голов выше этой в том же жанре. Это огромный откат назад в жанре космооперы даже со времен Хайнлайна с его десантом. Автор, не стесняясь, заимствует отовсюду – и у Нивена, и у себя самого. Я не могу к такому относиться всерьез и считать самоценным произведением.
Не зря, не зря я боялась читать этот цикл после целой череды неудачных книг когда-то любимого автора. Эти одноразовые и в лучшем случае ширпотребные опусы можно брать только не знакомым с его ранним творчеством. Я же окончательно разуверилась, что Лукьяненко «могет» и больше его читать не буду. Итоговая оценка всему циклу – объективно – 2*, а если сравнивать с Громыко или Звезды – холодные игрушки, то 1*. Позорище!
Etamin, 15 апреля 2023 г.
Прочитав имеющиеся на данный момент отзывы, я не только поразился колоссальной дисперсии мнений (еще и по первым двум книгам это было видно), но и тому, что на данный момент никто из писавших (а особенно — никто из сильно возмущенных) не понял, что собой представляет эта эпопея (на мой взгляд — прекрасно придуманная, хоть и не превосходная). А я на втором томе, после того как «альтернативность» мира была раскрыта, стал что-то подозревать, а где-то в середине первой части 3 книги окончательно догадался. Так я, по крайней мере, считаю.
Эта эпопея — о персонажах фантастических романов, которые к концу книги осознают, что являются персонажами. И не в симуляциях и т.п. Они живут в романах, фильмах и прочих произведениях, созданных на Земле. Здесь и сейчас. Написанных Лукьяненко, Нивеном, Азимовым и прочими творцами. Поэтому и то подчеркнуто глупые, то сверхумные герои, диалоги то идиотские, то глубокие, все персонажи как на подбор — штампы НФ, да еще и подобранные по признакам толерантности и инклюзивности. А главное скрыто в простой формулировке: СКОРОСТЬ СВЕТА НЕПРЕОДОЛИМА.
Так что все это — в каком-то смысле (вообще-то в полном) пародия. И очень хорошая.
Примерно как у Симмонса в «Пятом сердце» Шерлок Холмс начинает подозревать, что не существует, и что его кто-то придумал.
Лукьяненко — молодец. Первая книга идет как бы совсем всерьез, вторая вызывает желание почесать в затылке, а в третьей понимаешь, как тебя эффектно водят за нос. Так умело написать может только очень хороший автор.
genametr, 7 января 2023 г.
Трилогия в целом интересная, но слегка одноразовая. Судьбы героев волнуют не особенно, да и не запоминаются. Почему так? Не настоящие они. Треплются о всякой ерунде когда с умным видом, а когда и не очень излагают взгляды автора на то, на се, а спасают вселенную в перерывах между чаепитиями и другими не менее интересными занятиями. Вот такое сложилось впечатление. Это при том что большая часть книги изгладилась из памяти почти сразу после прочтения. Финал лишь подтверждает ощущение нереальности происходящего. В связи с чем и самоубийство одного из героев вызывает недоумение.
Несмотря на масштабы происходящего (крайняя ж битва Добра и Зла) книга получилась наименее интересной из цикла. Автор похоже куда-то торопился — история получилась скомканной, что особенно заметно в последних главах, которые автор дописывал на коленке, под звон курантов (30-31 декабря) Потому что твердо обещал закончить книгу в 2022 году, без всяких «временных сдвигов». Такая сила воли достойна уважения, но по мне так ограничение скорости было бы полезней ограничения сроков.
kagury, 1 мая 2023 г.
Это заключительная часть трилогии, которая так хорошо начиналась, что был повод вспомнить про старого доброго Лукьяненко. Но.. Если первую книгу я читала с удовольствием, вторую — со скрипом, то третью — просто бросила в самом начале. Вот все как-то в ней неудачно. И толпа персонажей, которые смутно различимы и еще более смутно вспоминаются. И какой-то совершенно теряющийся за этой толпой сюжет. И нечитабельность самого текста — ну на редкость неинтересно все это написано, словно каждую страницу автор мучительно высасывал из пальца. И это Лукьяненко, который когда-то читался запоем. Можно было предъявлять претензии к жанровым особенностям, эксплуатируемости знакомых схем и т.д., но уж точно не к легкости языка. А теперь вот еще и язык...
То ли я как-то разучилась читать любимого со студенческих времен автора, то ли автор разучился писать. Последняя его книга в другом цикле, про измененных, тоже ведь осталась недочитанной.
SeverianX, 3 августа 2023 г.
«Прыжок» – финал трилогии Сергея Лукьяненко «Соглашение». Первые две книги показались мне увлекательными, но несколько вторичными. Много интересных идей, но за счёт того, что они уже в том или ином виде присутствовали в других работах, не было чувства новизны и некого открытия.
Главные герои романа – все те же члены экипажа корабля «Твен». Уже известно, что Вселенной угрожает загадочная и могущественная цивилизация Стирателей. По канонам жанра судьба всего обитаемого космоса зависит от успеха небольшой группки людей (и не совсем людей). Помимо типичных Хомо Сапиенсов на корабле находятся и представители иных разумных рас: тех самых разумных котов, пони и кротов, которые кому-то весьма полюбились, а кем-то глубоко ненавидимы. Кстати, автор довольно логично объясняет, почему представители этих рас так похожи на земных животных. Появляется и новая раса – Аурен, напоминающая типичных серых человечков. Интересной авторской находкой для меня стала система наказания и поощрения Аурен. Немалая доля юмора также связана с этими большеглазыми человечками.
В «Прыжке» можно увидеть немало социально-философских размышлений, типичных для первых двух романов и творчества Лукьяненко в целом. Динамика в финальном томе несколько возросла. Будут здесь и кровавые бои внутри космического корабля и напряжённые приключения внутри «кротовой норы». Правда финальные главы получились несколько скомканными, но эффектными. Сложилось впечатление, что автор очень уж хотел поскорее дописать свое творение. По факту героям очень уж легко удалось победить всесильных Стирателей. Всего-то и нужно было заразить их симуляцию компьютерным вирусом.
Совершенно непонятным для меня стало самоубийство одного из персонажей. Явных причин для этого я так и не увидел. Автор по-своему играется с идей «Матрицы» только в космическом масштабе. Как уже было сказано, мысль интересная, но вторичная. Правда, финал заставляет задуматься, а что, если мы и живём лишь в симуляции, но созданной ещё более могущественными существами. Как же доказать, что это не так?
Хотелось бы отметить хороший язык автора. Читается легко и увлекательно, при этом не создаётся впечатление, что читаешь «жвачку для мозгов». Мы видим размышления о природе человека, его месте во Вселенной, прогрессорстве и колониальном режиме. Присутствует в романе и юмор, но мне он не особенно понравился. Некоторые шуточки находятся прямо на грани добра и зла.
Заметна направленность романа на экранизацию. Типично «киношные» диалоги и бешеная динамика облегчат задачу режиссеру, который решится взяться за эту трилогию.
Итог: «Прыжок» – достойный финал космооперы с социально-философским подтекстом. Автору удалось умело распутать все сюжетные нити, вплетённые в два первых романа. Да, это явно не вершина творчества Лукьяненко, но вполне достойная фантастика, заслуживающая внимания.
lammik, 7 января 2023 г.
Всё действительно довольно вторично. Можно сказать ««Матрица» в космосе». Но при этом и увлекательно и местами смешно. Система поощрений и наказаний у Ауран (вообще эта раса относится к авторским удачам) проста и восхитительна. Почему в галактике сплошные люди-коты, люди-пони, люди-кроты и так далее довольно убедительно объяснено. Видны так же последствия издания романа в АТ — местами «налита вода», местами вылезают недостатки поглавной публикации в виде несогласованности тех или иных моментов.
А главное, как завершение цикла «Прыжок» заставляет вспомнить фразу из детства: «Разбег — на рубль, удар — на копейку». Мощного финального аккорда заставляющего простить все огрехи, к сожалению, не получилось.
Ramkalen, 4 декабря 2024 г.
Я бы сказала, что мне понравилась эта история.
Она очень интересная, продуманная. По ходу сюжета, персонажи выступают детективами, расследуя естество противников и особо скрытных союзников. И сам сидишь и сто раз задумываешься, а кто они такие? А как они это делают? А не врут ли они? А может их не существует и это все просто программа... Кароче очень интересно.
Но я не могу молчать о минусах!!!
Может изначальный лаконичный вариант истории показался автору или издательству скучным, может было мало текста и надо было еще чем то наполнить сюжет, может автору было просто весело начинять книжку абсурдом, я хз. Но боже мой... В книгах дофига бесполезных моментов, которые может для кого-то и могли показаться забавными, но меня они каждый раз бесили
1. Персонажи доктор из Польши и капитан из России время от времени достают из ниоткуда алкоголь и нарочито против устава пьют его в особо стресовых ситуациях. ( у меня не было бы с этим проблем, если бы автор каждый раз не упоминал наскооолько же это не по правилам)
2. Персонажи время от времени по разным причинам оказываются голыми, и каждый раз автор делает на этом сильный акцент, упоминая, что в этом нет ничего такого, что смеяться над наготой — удел малышни, и вообще мы взрослые люди. Но из раза в раз все равно кто то нарочито голый...
3. В сюжете присутствует какое то количество шуток, завязанных на советсвких мультиках, причем для персонажей эти мультики существовали 300 лет назад. И каждый раз делается акцент, что эти персонажи мультиков древние и почти забытые. Часто вы шутите о персонажах 18 века?
4. Редко, но метко проскакивают сальные описания голого женского тела. Причем по книге это мысли 17(11) летней девочки о себе. Но написал эти мысли 56 летний мужик (мужлан) ......... Мне приходилось закрывать книгу, а потом наискосок проглядывать эти отватительные строки о «грудях».
Если закрыть глаза на эти четыре пункта, представить, что автора заставили это написать, чтоб было не скучно, то история очень крутая и интересная. Мне было любопытно, как все закончится, и меня, в целом, не облапошили, интересно все закончилось.
Жаль, что персонажи не раскрыты практически никак. Характер я почувствовала только в коте Криди, остальные говорят абсолютно одинаково, за них вообще не переживаешь, потому что о них известно только имя. Они там почти помирают иногда, но на это вообще плевать. Откуда взялась любовная линия рыжей и друга капитана я вообще не поняла.
nilsman, 8 апреля 2023 г.
Нет, это все-таки плохо. Персонажи, максимально эксплуатирующие национальные стереотипы, попытки возрастного Лукьяненко обыграть современные мемы, реверансы уровня «Одноклассники» типа Shatura single malt, какие-то неуклюжие попытки добавить слоев в сюжет, чтоб хоть немного нагнать интригу. Даже для подростковой фантастики про героических героев галактики это откровенно слабо.
А еще интересно, что такое в голове у автора, что параллельно с обливанием бездуховных европ помоями в своем бложике, в книге он одобряет межвидовой секс, делает поляков и немцев друзьяшками, допускает, что живет в симуляции. Жуть.
Zellenitell, 28 августа 2024 г.
Сначала не понял, а потом как понял!
Да, скорее всего это пародия на все жанровые клише, отсюда и набор странных персонажей: русский, немец, поляк, кот, крот, негритянка, китаянка, корабельный суперискин и мегасексуальный андроид в женском обличье. И антагонисты — сверхмогучие бессмертные маньяки, несущие по Вселенной зло и насилие (потому что маньяки) и погибающие (условно) от легкого насморка.
Но для пародии немножко не хватило юмора — уж слишком на серьезных щщах построено повествование, даже если автор задумал постебаться. Впрочем, отдельные моменты он выписал всерьез и довольно тщательно: например, сцены секса, особенно межвидового — читая сие в общественном транспорте я пылал аки девица, надеясь, что окружающие не замечают) Правда, к третьей книге Сергей Васильевич в этом плане должно быть все же выдохся, и здесь персонажи всего лишь пару раз щеголяют голышом., без разных там глупостей, не считая медицинских экспериментов Ауран.
В целом написано хорошо и интересно, все-таки Лукьяненко большой писатель.
mputnik, 30 мая 2024 г.
Тема: «Довольно витиеватая помесь разнородных «аналогов»: «Стартрек», Агата Кристи, «Изменённые» и Диптаун» (или «Матрица» — это кому что ближе). Причем способ локализации в итоговой Теме всех этих «первоисточников» — это не фактология сюжетных паттернов, а — стиль, настроение, общий концепт подачи информации. Так, вместо комнаты с агатовским Эркюлем Пуаро, в которой собраны участники действа (один из которых и есть убийца), тут — целый звездолёт, с удивительно пёстрой компанией представителей экзотических инопланетных рас. Но суть — та же: интрига неопределённости и неожиданных логических экзерсисов. Вот только ни оным звездолётом, ни оными экзерсисами — чтиво не ограничивается. В книжке целый букет «прыжков вбок»: и — лютое месилово (как внутри корабля, так и вне его, причём — не в пустоте космоса, а — в гиперпространстве), и — десант на загадочные пустотные объекты, и — философИческие беседы-головоломки действующих лиц, и — прочая, прочая, прочая. И таковые «сутевЫе фокусы» — имеют место для каждого из оных указанных выше «первоисточников», с массой разнообразнейших ассоциаций , аллюзий, смысловых параллелей. Фактически, одной — узкой, локальной — Темы у чтива и нет, это — скорее некий политематический конгломерат, нашпигованный фаршем сочных компонентов традиционной поп-артовской триады: секс, спорт, снобизм. И при всём при этом всё сие действо — безусловно — твёрдая НФ. Твердейшая. Вот такая необычная, с позволения сказать, Тема».
Идея. Тут — тоже — целый букет идей. Наиболее яркая, конечно — идея невозможности точного доказательства реалистичности всего происходящего с позиции разума, воспринимающего «реальность, данную нам в ощущениях». Где гарантия того, что все оные «ощущения» — не компьютерная симуляция, не флер имитации действительности взамен самОй действительности? Поскольку «…любая развитая технология по внешним проявлениям не отличима от магии…», то — с ростом могущества технологии — возможны любые «сверхнаучные» последствия, которые и будут восприниматься сознанием в качестве магии, со всеми, так сказать, вытекающими. Довольно интересна идея и о наличии некоего «древнейшего человечества», выступающего в качестве изначального прародителя галактического Разума вообще, то бишь — источника разума в принципе. Человечества, с презрением относящегося к своим «многочисленным потомкам», и — в итоге — принявшего решение об уничтожении всей этой «расплодившейся шушары» в отсутствие настоящего Хозяина. Короче — целый букет идей, достойных внимания.
ФантДопущение. Аналогично первым двум компонентам — Идее и Теме. Фактически, для каждого из элементов этих мастодонтальных конгломератов «идейно-тематического» пространства — существует некое своё, локальное фантдопущение.
Субъективный фактор (нравится / не нравится): желание перечитать — есть. НО. Это — скорее всего — потому, что мозг просто не способен воспринять всё это нагромождение смыслов с первого раза. Вообще — зашкаливает разнообразие. Мягко говоря — зашкаливает. В процессе восприятия чтива формируется вполне себе устойчивое впечатление о некой «чрезмерной искусственности». Получается что-то среднее между громоздкой пародией (правда не очень понятно — пародией на что?) и «экспериментальным товаром», то бишь ремесленной поделкой, имеющей целью исключительно обеспечение достаточно высокой ликвидности: столько всего намешано, что — среднестатистически — всегда и везде найдется некая знаАчимая потенциальная аудитория. Но ничего негативного в таковой оценке — нет. Как раз — наоборот. В итоге получается — действительно — «спросо-ёмкий» продукт. Это — интересно. Это — надо уметь. И это — да — вполне достойно внимания. Такой, весь из себя «бульонный кубик» НФ-смыслов. Прикольно. Без маразма постмодернистских идиотизмов. Натур-продует, так сказать. Откуда-то «от истоков».
Там дальше в шкале оценивания «Фантазия-2» — ещё много параметров: убедительность, человековедческая ценность, новизна и т.п. НО… Чтиво — настолько необычно, что… — не тянет продолжать. Подвох некий тут. Безобидный ли — не знаю. Не способствует искренности. Совсем
DikaSoyer, 13 июня 2023 г.
Разочаровывающий финал хорошо начинавшейся трилогии. Темы предыдущих книг забыты. Половина персонажей просто есть. Автор написал эту книгу просто, чтобы хоть чем-то закончить трилогию. Если вы уже прочитали предыдущие две книги, которые лучше, в любом случае осилите и эту. Какого-то гранд-финала не получилось. Отмучились, и ладно. Благо все написано бодро, читается легко. В плане качества текста Лукьяненко — по-прежнему один из лучших фантастов, пишущих на русском.
Михалка_79, 29 июля 2023 г.
Неплохой, хотя как по мне, малость скомканный финал интересной трилогии. Как бы я не относился к автору, но надо признать, пишет он лучше, чем 90 или даже 95% остальных современных российских «фантастов».
И уже за то, что появляются книги, где герои не несут ноутбуки с планами германского наступления товарищу сталину, не побеждают в прошлом «коллективный запад» и не страдают прочей подобной хернёй, надо сказать спасибо Лукьяненко.