Стивен Фрай «Как творить историю»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Ироническое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа )) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Герой книги — молодой кембриджский студент-историк Майкл Янг, пишущий диссертацию о детстве и юности Адольфа Гитлера. Нет, он не пытается как-то его оправдать или, пуще того, возвысить. Гитлера он ненавидит всеми фибрами своей души, по крайней мере настолько, насколько это возможно для того, кто не жил в то время. Так что когда судьба сводит его с профессором Цуккерманом, создавшим нечто вроде машины времени, Майкл выдвигает идею избавить человечество от фюрера. Нет, никаких убийств — он просто добавляет в воду, которую пьет Алоиз Гитлер противозачаточное средство для мужчин. Таким образом, Гитлер вообще не появится на свет... Вот только не станет ли от этого еще хуже?
Награды и премии:
лауреат |
Сайдвайз / Sidewise Awards, 1998 // Лучшее произведение крупной формы |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ван Мяо, 16 мая 2019 г.
Это великолепно написанная книга с откровенно слабым сюжетом. Начиная с того, что убить Гитлера и посмотреть что будет — это главная фантазия альтернативной истории и не размышлял об этом только ленивый. С другой стороны Стивен Фрай в первую очередь блестящий стилист и выдающийся остроумец, и в романе ничего не дает сомневаться в этих его талантах.
Сделано изящно и написано изобретательно, но все сюжетные интриги стоят на глиняных ногах.
enot_i_ya, 26 декабря 2014 г.
Ну, начну с того, что Стивена Фрая как актера я крайне уважаю. Однако до прочтения этой книги особого желания знакомиться с творчеством Стивена Фрая-писателя у меня не было. Много лет назад я начинала читать какую-то его автобиографическую книгу, зашкаливающую подробностями гомосексуального опыта то ли в школе, то ли в в вузе. Я вполне лояльно отношусь к вопросу выбора человеком его ориентации. Но книгу читать не смогла.
Скажу честно, что и в случае данной книги первая половина шла у меня тяжело. Мне почему-то (не могу объяснить!) не нравился перевод. Мне приходил на ум Ник Хорнби, писатель, которого многие хвалят, но которого я читать не смогла, т.к. он постоянно сыпет совершенно неизвестными мне наименованиями из современной массовой культуры, что наводит на меня тоску. Тут было также...
Но потом герои начали творить историю И началось... Я крайне увлеклась! Стивену Фраю удалось создать вариант альтернативной реальности, мира, в котором Адольф Гитлер никогда не был рожден. Тем не менее, по версии автора, всеобщего процветания в этом мире не вышло... Появление нацистской партии в Германии было неизбежным в силу зревших в обществе не одно десятилетие настроений, а отсутвие на исторической арене Гитлера выпустило на волю силы, не менее зловещие и действующие куда более продуманно, в результате чего
Ну и
В целом — добротный опус на тему альтернативной истории + неоднозначный взляд автор на вещи, который он активно продвигает. Твердая восьмерка.
AlexanderN79, 2 сентября 2015 г.
Наверное единственный плюс этой книги это необычный подход к сюжету и довольно неожиданные сюжетные ходы (НЕ ВСЕ!!!)
Сюжет:
В Кембридже обычный нормальный молодой человек пишет диссертацию о жизни юного Гитлера, волею случая с диссертацией знакомится пожилой профессор физик-еврей (в последствии как оказалось чистый немец — сын нацистского военного преступника). Эти двое познакомились и ГГ узнал, что отец физика во время 2МВ служил в Освенциме доктором, со всеми вытекающими последствиями… В конце войны он выправил жене и ребенку липовые легенду, номерки-татухи и документы, в общем сделав их евреями и в конце концов семья оказалось в США (без главы семейства, которого повесили). Перед смертью матери будущий физик узнает правду о своем происхождении и отце, из-за чего у него появляется комплекс вины за содеянное папашкой. К моменту встречи с ГГ он уже изобрел, нечто напоминающие машину времени… В месте с тем, к моменту встречи подружка ГГ (сотрудник биохимической лаборатории), которая в последнее время занималась вопросами мужского бесплодии разработала препарат, полностью лишающего возможности мужчины иметь потомство. Короче, физик и ГГ решают подсыпать этот препарат в водяной резервуар, который питает дом Алоиза Шикльгрубера… Эта первая часть книги.
Во второй части книги сознание ГГ перемещается в тело его двойника в иной реальности, где Адольф не родился… Однако последствия стали еще хуже. Вместо Гитлера к власти пришел его сослуживец по полку Рудольф Глодер, который по всем параметрам превосходил Адольфа. В этой реальности атомное оружие появилось в Германии уже в 1938 г. и 2МВ случилась на год раньше и представляла из себя атомную бомбардировку военно-стратегических объектов противника, последующую оккупацию и жестокое подавление повстанческого движения. Вся Европа попала под власть Рейха. Евреев выселили в отдельное государство на территории Балкан, а затем стерилизовали с помощью средств, разработанных на основе т.н. «мертвой воды», которая была получена из… водного резервуара возле дома Алоиза Шикльгрубера! К 90-м годам существуют США и Рейх, которые находятся в состоянии холодной войны. Режим в США напоминает 1950-60 года – охота на ведьм, расовая нетерпимость и никакой политкорректности… ГГ пытается исправить ситуацию, в чем ему помогает двойник профессора-физика и…местный педик !!!
В первой и второй части имеются параллельные ответвления: Гитлер, Глодер, их окружение, Бауэр – отец физика…
Минусы:
— самый главный. Как то читал один из отзывов на фильм «Красные хвосты», что то вроде: «снято негром, про негров и для негров»… так вот, к этой книге это подходит, если слово «негр» заменить на нехорошее слово «пид…с»!!! Я, честно говоря, не знал кто такой этот Стивен Фрай и, в общем то, несколько прозрел от того, что ГГ из нормального, в целом, парня в финале превратился в голубого…Потом после знакомство в сети с его биографией все встало на места… Знал бы сразу – читать не стал. Концовка у книги не для слабонервных …
- очень нудное вступление – первая часть чересчур затянута и напичкана всяким мусором, не связанным с сюжетом…
— слабенькая детективная составляющая во второй части. Сотрудники спецслужбы, которые работают с ГГ и физиком, выставлены тупыми валенками, хотя по идее это должны быть лучшими спецами. А то, что их разводит молодой сопляк выглядит неправдоподобно. Да и сама их работа показана как то топорно. Видно автор очень далек от темы.
— количество слова «дерьмо» и его производных зашкаливает, что раздражает.
Ну и ляпы, как же без них. Опять же в немецкой армии служат капралы, морские офицеры бывают полковниками, за 4-ре года сверхбыстрая карьера от рядового до майора, путаница с наградами и т.д.
Однако, справедливости ради, нужно отметить, что автор приходит к оригинальному выводу, что в послевоенной Германии (после 1МВ) другого пути, кроме как национал-социализм (или нечто схожее с ним) не было, т.е. если не Гитлер, то был бы кто то похожий…
Биара, 14 октября 2011 г.
Идея очень понравилась. Интересный взгляд на исторический процесс и роль людей и событий в нем. Но исполнение отдает голливудщиной — слежка спецслужб; ситуация, когда все едва не сорвалось в последнюю минуту; момент, словно взятый из боевика, — с подвигом во имя любви и героическим нажиманием кнопки под дулом пистолета; и Любовь как апофеоз всего. Хотя, если не брать эти сюжетные огрехи, сама стилистика и авторская ирония вполне себе на уровне. Приятное чтение, и дает тему для долгих дискуссий. Всем рекомендую.
РокПарень, 19 января 2012 г.
Отличная книга, прочиталась очень быстро. Интересный сюжет, местами очень захватывающий, идея восхитительна.
LadyMuse, 8 ноября 2010 г.
Мне книга понравилась, хотя это первое мое знакомство со Стивеном Фраем писателем. Потратила на чтение один субботний вечер и одно воскресное утро).
мрачный маргинал, 4 января 2011 г.
В этом романе поразила неожиданная параллель с «Демоном истории» С. Гансовского. Та же тема «истребления тиранов» и та же неудача...
Heleny, 18 апреля 2008 г.
просто поразительно на что способен человек ради идеи. все изменчиво в мире: обстоятельства, окружение, время, эпоха, но только не стремление души обрести желаемое. но парадокс, то ведь в том, что не всегда нами достигнутое-есть результат наших ожиданий. Фрай хорошо показал, пускай и на очень щекотливой теме, как воспринимаемые нами события могут иметь неоднозначные последствия и как важно продумывать вероятные исходы заранее. урок всем, кто захотел его услышать, или совершить нечто глобальное):wink:
но больше всего поражает, на что способен Стивен Фрай, ради того, чтобы уничтожить Oasis, и чем они ему не угодили?:glasses: отличные песни пишут)
tevas, 4 сентября 2009 г.
Прежде всего хочется сказать, что Фрай — блестящий стилист. Но вот с сюжетом и поступками героев у него большие проблемы (именно в этом романе). Что есть в наличии:
- главный герой, молодой студент Майкл Янг
- профессор Лео Цуккерман, изобретший так называемую «машину времени», которая работает в одностороннем порядке.
- остальные действующие лица.
Сюжет прост, но интересен:
- главный герой и профессор хотят изменить прошлое, сделать так, чтобы Гитлер не появился на свет, тем самым избежать всех тех ужасов и страданий, которые Адольф принес в наш мир.
Странно, что герои не задумываются о последствиях своей деятельности, действуют с «горячей головой». Странно, что
За что можно сказать спасибо автору, так это за слова: «История всего лишь история!» И менять ее не надо, потому что может быть еще хуже...
Nog, 18 апреля 2008 г.
Книга вышла просто замечательная, умная, захватывающая, философская, авантюрная... Эпитетов можно подобрать множество. Разве что особого юмора вопреки обещаниям аннотации я тут не нашел, ну да и бог с ним, не так уж он тут и нужен.
sever28, 12 мая 2009 г.
Идея интересна.
А что касается формы изложения, автор пускается во многих местах в излишнюю детализацию, которая убивает динамичность сюжета. На вскидку, эта «лишняя» часть составляет треть книги.