fantlab ru

Владислав Женевский «Никогда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
387
Моя оценка:
-

подробнее

Никогда

Рассказ, год (год написания: 2006)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Старого садовника в Герцбурге не любят — конечно, лучше его цветов в округе едва ли найдешь, но с таким скверным характером у человека не может быть много друзей. Однажды из-за пустячного происшествия угрюмец Христоф затаивает смертельную обиду на городского почтмейстера. Вскоре судьба преподносит ему желанное орудие мести — невероятное, невообразимое, жуткое. И слишком, слишком опасное... ах, если б для одной только будущей жертвы!

Примечание:

Победитель конкурса ЛоТ «Возрождение традиции» на портале Литсовет.


Входит в:

— журнал «Тьма № 0'06 (1)», 2006 г.

— антологию «Самая страшная книга 2015», 2015 г.

— журнал «DARKER № 11'16 (68)», 2016 г.

— сборник «Запах», 2016 г.

— антологию «Самая страшная книга: Лучшее», 2017 г.


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2016 // Малая форма (рассказ)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Самая страшная книга 2015
2015 г.
Запах
2016 г.
Самая страшная книга: Лучшее
2017 г.

Электронные издания:

«Тьма» № 0'06 (1)
2006 г.
«DARKER» № 11'16 (68)
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, «Король и Шут», быть может, ещё «The Garden of Adompha», хотя, насколько я помню, Pickman не разделял мою тягу к Кларку Эштону Смиту.

Однако, как и многие любители «тёмной литературы», автора тянуло в готическую Германию — не настоящую, а созданную воображением поклонников Шиллера и Гофмана, мрачную, тёмную землю маленьких, затянутых туманом городков и густых болотистых лесов, переполненных нечистью. Отчасти источником его рассказа являются и мрачные сказки, сказки, в которых дети оказываются в печи хексы только потому, что их бросили в лесу родители...

Детская ручонка, торчащая из земли — что может быть страннее и неестественнее, причём она ещё и мстит всему живому? Почему, за что? Мы это узнаем, но чувств отвращения к этому мерзостному существу не оставит нас. Сам сюжет имеет второстепенное значение, ведь главное — атмосфера даже не ужаса, а печали и невольного омерзения. Живёт ли в этом монстре изуродованная душа девочки?...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый популярный и рейтинговый рассказ Влада Женевского. Это неспроста, ибо история и впрямь хороша. Чувствуется, что вдохновлена «Садовником» Короля и Шута, как уже говорили. Средневековый антураж, мостовые, полицмейстеры, злобный старик на отшибе деревни и дочка богатого графа — все ингредиенты. Само «растение» вызывает отвращение и неприятное ощущение. В жизни я такую чуду-юду не встречал, но прекрасно представляю, как она хватает меня за ногу своею белой пятернёй. Кстати монстр оригинальный, первый раз про такого читаю.

НЕмного напрягает неестественная желчность этого садовника. Ну он прям такой злой-такой злой, что кушать не может, пока кому-нибудь тростью по тапку не стукнет. Место ему не уступили, батюшки светы, вот трагедия то какая! И влюбленность этого молодчика тоже какая-то нездоровая. Она на него плюёт с колокольни, а он ей подарки дарит. Последняя девушка в городе что-ли?

Но я понимаю, что эти крайности нужны для пущей яркости персонажей. Прочёл с большим интересом (хотя «Запах» пока не превзойдён)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вкусно» написанная мистическая сказка про садовника и плоды его трудов. Только если выписано достойно, приятно читать, то смысловая нагрузка жиденькая. Линия про Христофа потенциально занимательная, если бы не однозначно расставленые акценты и вопиющая предугадываемость. Садовник изначально подаётся, как социопат и моральный урод, его не жалко, следить неинтересно. Главным сюжетным конфликтом, двигателем представляется задумка Христофа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убить почтмейстера
, однако, мотивация, в лучшем случае, слабая. А натянутая причина заключается в том, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мужики не поделили церковную скамью, хотя места хватало на двоих
. Далее, вторая линия про влюблённого юношу и объект его обожания, как по мне, совсем уж лишняя, смотрится не на своём месте и служит «костылем» для концовки. Запрягает автор долго, оригинального ничего не придумывает, бедность сюжета угнетает. Совсем разочароваться в рассказе не даёт отличная игра со словом, живой мир, красочные описания.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ мне понравился, но в целом очень напоминает рассказ Уэллса про «странную орхидею». Хотя тут вплелась еще и романтическая история, которая, впрочем, не убедила. А вот «ручка» убедила, да. Такая вот страшная сказка.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, насколько прихотливой оказалась судьба рассказа «Никогда» Владислава Женевского. Помню, ещё в далёком 2006-ом году этот «саженец» появился на сетевых просторах, выделяясь среди других жанровых историй цветастым слогом и яркими образами. В прошлогоднюю ССК он почему-то не попал, зато украсил собой эту книгу, словно изящный цветок в петлице. Думаю, для каждого, кто прочитает этот рассказ, имя Владислава Женевского станет примером того, как нужно писать хоррор — не только красиво, но и увлекательно. Автор поместил своих персонажей в вымышленный немецкий городок, где связал три сюжетные линии так, что в конце тех, кто погиб, не жалко, а вот главному «злу» поневоле сочувствуешь. Да, и «монстр» здесь очень причудливый — такого вы вряд ли где-то встретите. Одним словом, «Никогда» — достойное начало сборника, и «по одежке», и «по уму». Браво, Влад!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В жанровый классификатор этого рассказа наряду с «хоррором» можно добавить и «сказку/притчу», ничуть не покривив душой. «Сказочность» ощущается и в самой подаче, и в общей наивности (линия влюбленного писаря стоит тут особняком), и в отдельных заимствованных мотивах из преданий старины глубокой, и даже в декорациях вымышленного европейского городка, в котором, благодаря талантливым описаниям, немедленно хочется поселиться жить. Между тем, фантастическая сущность зла здесь настолько противна человеческой природе, настолько чужеродна, что сразу вспоминается популярный ныне мем с любимыми эпитетами Говарда нашего Лавкрафта, потому что оригинальное, выведенное Женевским растение иначе как БОГОМЕРЗКИМ (всенепременно капсом) не назовешь. Оно не то чтобы пугает, оно внушает какое-то неуютное чувство неправильности. Смещения реальности. При этом автор ловко манипулирует полярностью образов, оставляя за читателем право решающего голоса в выборе настоящего зла в этой печальной истории.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор очень хорошо владеет литературным языком, читается легко, глаз в тексте ни обо что не спотыкается. Не понравилась некоторая скомканность рассказа, определенные моменты стоило описать подробней (особенно те, что сделали бы хоррор действительно хоррором, Кинг бы их с радостью смаковал), не так бегло, да и мотивация садовника уж слишком притянута за уши. Тема рассказа не новая, но чтение вполне увлекательное.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Целый вечер нет покоя парню от его сестёр:

«Ты сходи, — говорят, — ночной порою за цветами в сад чужой,

Тот садовник, что живёт у леса, у него есть сад такой чудесный…» (Король и шут)

Потрясающий рассказ, в таком готическом, мрачном, средневековом стиле. Очень напоминает сказки Оскара Уайльда и творчество группы «Король и Шут». Для такой короткой формы, персонажи четкие и реалистичные, и не всегда понятно, что больше вызывает чувство ужаса и страха, герои или мистицизм происходящего. Хотелось бы, конечно, чтобы рассказ не обрывался так резко в самый кульминационный момент и действо продлилось, а так мы уже не узнаем, что же было дальше НИ-КО-ГДА.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Символично, что лучшую (пока что по слухам, бо не дочитана) антологию отечественного хоррора открывает рассказ-победитель первого конкурса ЛОТ «Тьма», специально для конкурса же и написанный аж в 2006 году. «Сказочка по мотивам страшных снов немецкой литературы» только на первый взгляд сказочна, стилистически витиевата и легковесна. В отличие от большинства немецких (да и европейских) сказок в финале «Никогда» добро отнюдь не «насилует зло», грубо и беспощадно, по одной простой причине: никакого «добра» в рассказе не присутствует. Приглядитесь. «Никогда» человеку не дотянуться до солнца. Жадность и зависть; расчётливость и иррациональность; болезненное себялюбие и бескорыстие за чужой счёт; пагубные страсти, банальная человеческая слабость и рубашка, намертво приросшая к телу; злоба и ненависть — вот почва, на которой произрастает чудесный сад цветов старого садовника. А в самом укромном уголке этого сада прижился самый-самый цветок зла. Едва ли не бодлеровский...

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятный интеллигентный рассказ. При чтении в памяти всплывают такие подзабытые в информационных потоках имена, как Эрнст Гофман, Теодор Шторм и в чем-то даже Патрик Зюскинд. Это, безусловно, делает автору честь, как знатоку литературного вкуса. Однако и сама история не подкачивает, чувствуется в ней, так сказать, крепкая художественная рука.

Стильно, изобретательно, хорошо.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это самый страшный рассказ в сборнике, и при том он (рассказ) не использует все те типичные приёмы ужаса, всю ту палитру, цвета которой в «ССК. Лучшее» представлены с избытком. Необычный, вызывающий мурашки и печаль, рассказ по-настоящему талантливого человека.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подпишусь насчет богомерзкой и нечистой ручонки: ага, та еще штучка. Однако, эта работа Влада показалась мне несколько разбалансированной, имхо фокуса ей все же не хватило. Слегка размылось повествование. Роль цветочника, которому отдается львиная доля текста, по итогу оказалась последнему непропорциональна, а линия вьюноши показалась же просто сумбурной. И вообще не слишком оригинальной, чего уж там. Понимаю, что сказка, но все же. А ручонка — да, сто раз «да».

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ для всех любителей тягучей, медовой прозы Женевского — хоррор в антураже небольшого германского (австрийского? Походу городок вымышленный. Гуглил название — не нагуглил) городка. Ссора нелюдимого и конфликтного садовника, не поделившего церковную скамью с почтмейстером — казалось бы, довольно неловкий зачин для хорошей хоррор-истории, однако автор сумел удивить, выдав довольно любопытный поворот и замечательную в своей масштабности развязку. Прекрасный выбор для старта сборника страшных рассказов, я считаю.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стилизация под средневековье. Рассказ о том, убийство невинного, иногда приводит к непредсказуемым последствиям. И месть такая долгожданная , может вернуться к тебе сторицей, попутно задев еще кого то..

Я старинные истории люблю, написано бодро и интересно, поэтому — 8 баллов

Удивительно, этому рассказу почти 9 лет, а печатается он в бумаге только сейчас.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в готическом стиле. Средневековый город в Европе, злой садовник поссорился с почтмейстером. Как же он решит отомстить? В добавок в сюжет вплетена любовная история, приведшая к трагической развязке. А в центре рассказа хищник-цветок, который может убивать.

Сюжет, конечно, избитый. И у Уэлса и у С. Кинга есть рассказы о растениях-убийцах. Но сама истории написана качественно, читается с увлечением.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх