Илья Леонард Пфейффер «Гранд-отель «Европа»»
Писатель приезжает в Венецию после расставания с любимой женщиной в надежде окончить роман об Италии. Он заселяется в легендарный Гранд отель «Европа», чтобы прочувствовать атмосферу старого континента, но что-то идет не так. Встречают его служащие-арабы, а новый владелец — китайский миллионер, у которого на отель свои планы. Как и у десятков тысяч туристов, которые позволяют «Европе» зарабатывать, но при этом заставляют ее подстраиваться под их ожидания — как хорошие, так и не очень. Главный герой реконструирует захватывающую историю любви, поездки на Мальту, Пальмарию, Портовенере и Чинкве-Терре, поиски последней картины Караваджо, увлекается и тайнами Гранд отеля «Европа» и персонажами, которые населяют его. По ходу рассказа оказывается, что и сам главный герой ищет вдохновения в придуманном им самим месте, и ведёт себе как худший турист, несмотря на внешнюю благопристойность.
- /языки:
- русский (1)
- /тип:
- книги (1)
- /перевод:
- Е. Асоян (1), И. Лейченко (1), И. Михайлова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 4 апреля 2024 г.
Закат «Европы»
«В Европе, где за неимением убедительного оправдания ценится стиль.»
Очередная книга из лонга Ясной поляны-2024, свои рецензии на книги которой я собираю здесь и роман нидерландца Ильи Леонарда Пфейффера для меня восемнадцатая из двадцати семи книг номинации Иностранная литература. Задавшись вопросом, для чего устроила себе этот марафон, промотала ленту подборки:Франция (3), Норвегия(2), Бирма, Польша, Англия, Уэльс, Ирландия, Италия (средневековая и современная), Канада, две Латинских Америки, два таких разных Китая, Африка, теперь вот еще практически вся Европа (а в придачу немного Эмиратов). Каким другим, кроме чтения, способом я могла бы побывать во всех этих местах/временах?
«Гранд отель «Европа» многослойное повествование, которое можно прочесть как историю эстетствующего сноба или снобствующего эстета, признанного европейского писателя, переживающего разрыв с любовью всей своей жизни, молодой итальянской аристократкой, красавицей-искусствоведкой. Протагонист, совпадающий с автором именем и приблизительным бэкграундом, но не тождественный ему, заселяется в люкс гранд-отеля «Европа», чтобы собрать себя из кусков после крушения и как-то продолжить жить дальше. Но прежде он должен рассказать самому себе и нам, слушателям, как все было. Встреча, флирт, совместные поездки по прекрасным местам Европы и мира, посещение галерей и музеев, ужины в изысканных ресторанах, и все радости дольче вита, для обоих сильно отдающие дольче фар ньенте — ведь нельзя же. в самом, деле, назвать работой то, что они там поделывают в перерывах между всем этим и качественным трахом.
Жизнь Ильи в роскошном ветшающем отеле, купленным недавно новым хозяином китайцем (прежняя владелица затворилась от мира в одном из номеров); его приятельство с другими постояльцами, среди них греческий магнат, поэтесса феминистка, космополит философ, а также внезапное участие в судьбе коридорного Абдула, нелегального эмигранта — составляют внешний слой повествования. Второй, более глубокий и не столь очевидный — множество историй внутри истории. Об инди-киношниках, которые намеревались снимать фильм о том, как герой пишет роман, где описывает, как о нем снимают кино; искусствоведческое эссе о художнике Караваджо; арабские шейхи, скупающие культуру, как они скупают драгоценности и Феррари, не понимая разницы между тем и другим; массовый туризм, убивающий места, что имели несчастье получить статус «туристической Мекки», вопреки укоренившемуся мнению о благотворности туризма для бюджета принимающей стороны; забавный и страшноватый рассказ о поездке в Македонию. Вся эта околокультурная злободневная проблематика составляет второй, более глубокий слой романа.
И наконец, третий, метафорический, размышления о судьбах современного мира, о Европе перед лицом эмиграции, которая может влить свежую кровь в стареющие жилы, противопоставить китайской экспансии новую общность людей, динамичную и яркую. Не нужно бояться «омусульманивания» или «обафриканивания» — говорит Пфайввер устами своих персонажей Все человечество — по большому счету мигранты в каком-то поколении. Те, кто бежит от войны или нищеты, почему вы считаете, что они хуже вас? Стоит потесниться, пожертвовать некоторыми из своих бесчисленных привилегий, чтобы Европа продолжилась, измененная, принявшая в себя новые этносы и культуры.
Отель «Европа» на этом, третьем уровне предстает именно что современной Европой, а история Абдула поднимается до метафорических высот Вергилия Рассказывая о другой книге лонга Ясной поляны, я говорила о двух главных сюжетах мировой литературы: странствии и войне, «Одиссее» и «Илиаде», упустив третий главный эпос, «Энеиду» — по сути, историю беженцев из разрушенного войной города в поисках нового пристанища.
Отличная книга, забавная и мудрая. Отменная работа трио переводчиков: Екатерины Асоян, Ирины Михайловой, Ирины Лейченко оставляет ощущение единого книжного пространства, без разрывов и склеек, а если слушаете аудиокниги, то чтение Владимира Голицына удовлетворит самый взыскательный вкус