Масахиро Имамура «Смерть среди бессмертных»
Студенческий клуб киноведов собирается провести ежегодное выездное заседание на вилле одного из своих выпускников. Туда очень хотят попасть трое студентов из другого клуба — любителей детективов. Им стало известно, что кто-то подбросил в штаб киноведов записку со словами: «Кто будет жертвой в этом году?». Детективы знают, что год назад там произошла трагедия, и во что бы то ни стало хотят раскрыть эту загадку…
Да, на вилле скрывается преступник, и он уже разработал свой черный замысел. Но его планам, как и планам трех «сыщиков», суждено резко поменяться. В результате биотеррористической атаки окрестные леса заполняются… толпами зомби! Они блокируют виллу и идут на штурм. Теперь никто не сможет покинуть ее пределы. А между тем загадочным образом погибает председатель клуба. И начинается противостояние убийцы, вооруженного хитростью, и детективов, вооруженных дедукцией…
Информация на сайте Эксмо
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Премия Тэцуи Аюкавы / 鮎川哲也賞 / Ayukawa Tetsuya Shō, 2017 | |
лауреат |
Премия в области японского классического детектива (хонкаку) / 本格ミステリ大賞 / Honkaku Misuteri Taishō, 2018 // Художественное произведение (14 голосов) |
Экранизации:
— «Убийство в Сидзинсо» / «屍人荘の殺人» 2019, Япония, реж. Хисаси Кимура
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 5 декабря 2023 г.
Детективы против зомби
In your head, in your head
Zombie, zombie, zombie.
Хонкаку — разновидность детектива условно азиатской традиции — условно, потому что у японского, корейского, китайского и малазийского, к примеру, детективов наверняка есть свои отличительные особенности и собственные названия в каждой из стран, и наверно в России найдутся люди с экспертными знаниями об этих субжанрах. Но мы с вами, простые читатели, в чье пространство внезапно ворвалось калейдоскопическое многообразие восточноазиатских книг, на самом простом уровне: есть хонкаку, которые ближе к герметичному детективу европейской традиции, есть иямису -скорее соответствующие историям о профайлерах и поиске маньяков. Масахиро Имамура написал свой хонкаку-роман запертой комнаты, густо окрашенный зомби-колористикой и взял обе из двух самых престижных детективных наград Страны Восходящего Солнца.
И, признаюсь, «Смерть среди бессмертных» — самый неожиданный герметичный детектив, какой мне доводилось встречать. Двое первокурсников, поклонников жанра вступают в детективный клуб своего университета и скоро разочаровываются — как в большинстве книжных сообществ, люди в здесь говорят о чем угодно, кроме прочитанного, главным образом собираясь, чтобы поболтать. Наши парни не отчаиваются, решают организовать свое сообщество любителей детективов, в котором пока лишь они двое: Холмс Акэти и герой-рассказчик на роли Ватсона. Они практикуются в дедукции, выполняют незначительные поручения, главным образом по поиску сбежавших кошек, для местного детективного агентства.
Внезапно у них появляется возможность присоединиться к местному киноклубу, ребята из которого собираются снять малобюджетный реалити-ужастик в стиле «Паранормальных явлений» и «Ведьмы из Блэр» в месте, известном некоторыми аномалиями. Поездку организует сынок богачей, которые предоставляют в распоряжение компании киношников свой отель. Никто не знает, что по соседству находилась вирусная лаборатория и уж тем более — никто не мог предположить, что произойдет утечка, которая превратит оказавшихся рядом людей в зомби.
Дальше все будет развиваться по канону зомби-апокалипсиса: живые прячутся в ожидании помощи или момента когда разложение возьмет свое и угомонит ходячих мертвецов, забаррикадировавшись в здании отеля, каждый из этажей которого отделяет крепкая железная дверь; зомбаки штурмуют и последовательно вышибают двери, вынуждая их подниматься все выше. Что совершенно не в рамках канона — так это убийства среди выживших, которые один из них камуфлирует под нападения зомби. То есть, к классическому посылу детектива запертой комнаты «убийца среди нас» добавляются мотивы осажденной крепости, зомби-апокалипсиса и роскошного стёба над жанром, потому что один из пленников отеля парнишка, помешанный на зомби-кино.
С одной стороны дико, тут вокруг и внутри такое творится, что мама не горюй, а он без конца рассказывает о любимых фильмах и умудряется заманить товарищей по несчастью на просмотр «Тепла наших тел», например. С другой — богатейший кладезь информации под рукой. Разумеется, с немалой долей условности, кто может поручиться за точтность зомби-сведений, почерпнутых из фильмов, если до сих пор все были уверены, что такой нечисти не существует. Масахиро Имамура выстраивает в рамках двух или даже трех, считая тему осажденной крепости, жанров еще и тонкую постмодернистскую интеллектуальную игру, которую оценит взыскательный читатель.
И слушатель, аудиовариант книги на Литресе, а собрать этот непростой пазл поможет исполнение Игоря Князева,классное.
Moloh-Vasilisk, 17 октября 2024 г.
Дедукция против зомби
17.10.2024. Смерть среди бессмертных. Масахиро Имамура. 2017 год.
Группа студентов из клуба киноведов решают отдохнуть в уединённом доме на горе. Идиллическая атмосфера нарушается, когда неподалёку происходит биологическая катастрофа, в результате которой в округе появляются живые мертвецы. Молодые люди, оказавшись в осаде, вынуждены отбиваться от нападающих. Однако настоящий ужас начинается, когда в самом доме происходит загадочное убийство. Теперь студенты вынуждены не только выживать среди зомби, но и раскрыть тайну преступления в условиях изолированного пространства.
Роман Масахиро Имамуры «Смерть среди бессмертных» представляет собой интересное сочетание детектива и апокалиптической драмы. В центре сюжета — группа людей, запертых в изолированном особняке на фоне зомби-апокалипсиса. Дом становится своеобразной ареной борьбы не только за выживание, но и за выяснение истины, что превращает роман в герметичный детектив или если быть более точнее хонкаку-детектив.
Произведение занимательно большим количеством отсылок. Масахиро Имамура строит сюжет, используя многочисленные упоминания классических произведений литературы и кино, особенно детективного жанра и зомби-хорроров. Само построение истории напоминает классический «замкнутый» детектив, в котором герои вынуждены разгадывать тайны убийства, но в этой книге еще и придется противостоять внешней угрозе. Но, помимо этого, роман содержит элементы мистики и философии, что добавляет ей объемности.
Одним из главных достоинств книги Масахиро Имамуры «Смерть среди бессмертных» — это проработанная интеллектуальная игра и акцент на дедукции. В отличие от многих современных детективов, которые больше сосредотачиваются на психологических аспектах или триллерных элементах, Имамура сохраняет верность логической загадке, характерной для классического жанра хонкаку-детектива. Эта традиция, возрожденная японскими авторами, делает упор на чистую логику, где все улики и ходы преступника должны быть тщательно выстроены и рационально объяснены.
Логическая ясность и интеллектуальная напряжённость книги заставляют чувствовать себя частью расследования, постепенно раскрывая скрытые мотивы и уловки. Идея того, что зомби могут переходить из категории жертв в орудие убийства или даже стать исполнителями преступления, выводит жанр на новый уровень, добавляя элемент игры с восприятием. Это заставляет пересмотреть устоявшиеся правила и заставляет задаваться вопросами о границах человеческого поведения и морали
Из минусов книги можно отметить проблему недостаточной проработки персонажей, что значительно снижает эмоциональное воздействие произведения. Главные герои, в частности детективы, представляются не как многослойные личности, а как стереотипные архетипы, чьи действия и мотивации зачастую лишены логики.
Ещё более очевиден недостаток в раскрытии второстепенных персонажей. Их роль сведена к функциям, служащим продвижению сюжета, но без развития или погружения в их внутренний мир. Участники расследования и свидетели событий, происходящих в особняке, остаются поверхностными. Их истории не выходят за рамки формального описания, и, как следствие, создается впечатление, что они просто «инструменты» для поддержания повествования, а не полноценные герои истории.
Такое слабое раскрытие характеров подрывает атмосферу опасности, которой пропитан сюжет. В момент, когда напряжение должно достигать пика, персонажи не способны передать глубину своих эмоций или мотиваций, что лишает книгу той глубины и сложной психологической игры, которая могла бы сделать её более захватывающей.
Кроме того, менталитет японцев может быть непривычен западным читателям. Определённые аспекты мышления и восприятия событий могут быть сложны для восприятия, что иногда затрудняет полное понимание мотивации героев. Это делает чтение несколько более сложным для тех, кто не знаком с культурой Японии.
«Смерть среди бессмертных» — это книга, в которой автор неплохо смешивает разные жанры и стили, но не всегда удачно прорабатывает все моменты. Тем не менее, для любителей герметичных детективов и постапокалиптической атмосферы выживания, это произведение может быть интересным.
kagury, 16 января 2024 г.
Откровенно говоря, к японским детективам у меня отношение более, чем скептическое. Но именно этот совершенно неожиданно оказался действительно удачным безо всяких скидок на его японскость, и несмотря на присутствие фантастической составляющей, которая, казалось бы, в детективе совершенно неуместна.
Кстати, что интересно, уже не первый раз наталкиваюсь именно у японцев на тезис о том, что с их точки зрения «правильный детектив» — это прежде всего изящная логическая загадка, а не все эти обертки и кружева в виде психологии, триллера, политики и прочих поджанров, на которые ныне принято делить детективы. Плюс, не первый раз встречаю упоминание Эллери Квина, как одного из главных столпов западного детектива. Не Агату Кристи, не Конан Дойля, не Чейза, не Френсиса, не Гарднера, а Квина. Поискать что ли? Чем он так запал японским детективщикам?
Но перейдем собственно к книге. Фактически, это вариант герметичного детектива (который нелепо переведен в книге как «замкнутый круг», что создает некоторые вопросы к качеству перевода), причем убийства совершаются в закрытых комнатах.
Завязка такая. Компания студентов (члены клуба киноведов) отправляется на частную виллу, чтобы провести там несколько дней каникул и снять ролик про призраков. К ним присоединяются два члена местного детективного клуба. Последние надеются на какой-нибудь детективный сюжет. Тем более, перед поездкой члены клуба киноведов получили записку с угрозой, а в прошлом году аналогичные каникулы на вилле привели к самоубийству студентки. В общем, есть на что надеяться.
Всего у нас 13 студентов плюс управляющий отелем (вилла по сути это трехэтажный отель на 16 номеров, схема отеля прилагается). По соседству проходит какой-то популярный рок-фестиваль.
Начинается все неплохо. Красивое место, хорошие номера, вкусное барбекю, культурно-игровая программа.
Но на исходе дня игра оборачивается трагедией. На студентов нападают зомби, несколько человек погибает от их рук, а прочие вынуждены забаррикадироваться на вилле. Но очень быстро становится ясно, что внутри закрытого помещения действует убийца.
Ну и дальше все в лучших традициях. Анализ ситуации, запертые комнаты, расследование, улики, постепенное отсеивание возможных убийц и финальное выступление главного сыщика, поясняющего читателям, как все было совершено. Стоит отметить довольно-таки изящный подход к преступлениям.
Зомби в данном случае играют роль снежной лавины, перекрывшей пути отступления, ну, или точнее, почти лавины. Мистики (которой я опасалась) нет, все держится исключительно на логике.
В целом, это первый из японских детективов, изданный в серии «хонкаку», который мне понравился.
Да, в целом понятно на основе какого мотива стоит искать убийцу (хотя это не очень помогает), да надо привыкнуть к именам студентов. Ну и присутствует типичная для японцев некоторая деревянность персонажей. Последнее, кстати, любопытно. Это вот попытка максимально убрать психологию и характеры, которые, как выше упоминалось, считаются в детективе лишними, или все-таки свойственная им комбинация вежливости и закрытости (не теряй лицо, дочь самурая, и все такое)?
P.S. На слух довольно тяжело запоминаются имена, поэтому лучше читать текстом. Но с другой стороны, это редкий случай, когда мне понравилась начитка Игоря Князева, она очень идет этой книге.
intuicia, 1 февраля 2024 г.
Приступая к чтению, советую не пропускать очень важное предисловие к этому роману, которое написал Содзи Симада. Он один из основоположников этого жанра и на данном этапе еще и судья в жюри премии. Уж он то знает, о чем говорит. В нём он поясняет, почему сейчас так популярен жанр хонкаку-детектива, кто и почему получает премии. И немного о том, что книга которую нам предстоит прочесть, это не классическая версия, а скорее «хокаку 21 века». Я книгу и читала, и слушала, так вот в моей версии озвучки предисловия не было.
И действительно, перед нами не типичный хонкаку-детектив. С одной стороны, все составляющие детектива на месте. А с другой есть фантдопущение в виде зомби. И вот мы имеем герметичный детектив, но с легкой иронией. Не очень понятно, автор реально хотел внести что-то новое в жанр или это такой укол своим коллегам. В виде легкой сатиры над классическим жанром.
В целом повествование очень бодрое без провисаний. Мотивы поступков и эмоциональные накалы присутствуют. Возможно нам не очень близки культурные понятия стран Востока, но об этом тоже есть небольшая заметка в предисловии.
Конечно для неподготовленного читателя будет трудно запомнить всех персонажей. Но для этого есть список действующих лиц, за что большое спасибо.
Если говорить про экранизацию, то это занятное зрелище в художественном плане. Я бы назвала это спектаклем по мотивам, хотя почти все ключевые моменты были упомянуты.
Как бы всё это чудаковато не выглядело, что книга, что фильм – мне понравилось. Хотя бы в том плане, что смешение жанров прошло удачно.