Пер Лагерквист «Палач»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Палач» — повесть-дилогия лауреата Нобелевской премии по литературе Пера Лагерквиста.
Средневековье, трактир и завсегдатаи с кружками пива. Условное будущее, ресторан и посетители с рюмками шампанского. И объединяющая их страшная фигура Палача, уверенно шествующая через века. Кто он, этот человек в красном с клеймом на лбу — имманентное человеческое Зло или избавитель, ниспосланный людям свыше, вседневно спасающий их в крови? И спасет ли Палача Любовь? И обратило ли человечество своего Бога в камень?
Повесть послужила основой для одноимённой пьесы.
Входит в:
— сборник «Prosa», 1945 г.
— сборник «Bödeln. Gäst hos verkligheten», 1951 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rajt, 24 мая 2021 г.
Небольшая по объему, но огромная по значимости повесть-дилогия.
Сухой язык. Лаконичность. Фирменный отточенный стиль лауреата Нобелевской премии по литературе.
Два временных пласта. Две зарисовки повседневной жизни увеселительного заведения. И Палач в кроваво-красном одеянии с клеймом на лбу. И атмосфера, пропитанная злом и насилием. Дни проходят, бегут года — а этого зла и насилия в мире все больше и больше. И конца не видно.
Повесть производит жуткое впечатление — и оторваться от нее невозможно. Не часто встречаются такие пронзительно-честные произведения о сущности человечества.
И страшные слова: « Я ваш Христос, с палаческим клеймом на челе!
Ниспосланный вам свыше!
Ради вражды на земле и в человеках зловоления!
Бога своего вы обратили в камень! Он мертв давным-давно.
Я же, ваш Христос, я живу!»
Неужели это неизбежно?
Или все же спасение есть?
Не знаю, стоит рекомендовать или нет, но я перечитывал эту повесть не раз. И, думаю, еще перечитаю.
arey951, 21 марта 2023 г.
Перед нами очевидный политический памфлет в сторону нацизма, щедро приправленный библейскими мотивами в духе Лагерквиста. Повесть разделена на две части: первая описывает Средневековье, а вторая, видимо, возможное будущее, в случае прихода нацистов к власти. В каждой из них показана человеческая жестокость, зачастую озлобленная и примитивная, которая достигает своего возвышения во второй половине книги, когда нацисты прикрывают зло добродетельной маской нравственности. Обе части объединены фигурой некоего Палача и, в меньшей степени, его возлюбленной. Персонажи, вероятнее всего, аллегорические. Однако автор не уточняет, что именно они олицетворяют, а его описания очень спутанные и разношерстные. В Палаче угадываются черты Каина, несущего на себе проклятие через века, а также человеческой жестокости и даже Смерти. Что же до его возлюбленной, то автор, видимо, и сам не до конца определился, кем она должна быть, поскольку этого не знает даже сам Палач. И все это на фоне полумертвого Бога, от которого отвернулись люди и который решил последовать совету Ницше.
Как видно, перед нами неплохой шаблон для написания чего-нибудь «одухотворенного» и «великого». Однако, как мне кажется, цель автора была сугубо политической, а художественные и философские элементы были набросаны чисто для красоты. Как фантик на конфетку. Возможно, конфетка оказалась вкусной, но в фантике чувствуется фальшь. Очень много недосказанности и неуместных сцен, обличающих злодеяния нацизма. Если убрать из произведения политику, то останется красивая посредственность.
nostradamvs, 16 октября 2011 г.
Аллегорическая повесть о палаче, который сидит на своём месте в таверне, пока не приходит его время. Он сидит в Средневековье, сидит в Новое время, сидит в XX веке, во время мировых войн — и, наконец, выходит вон, произнеся свой последний монолог, поставив на человечество своё клеймо. Течение повести довольно интересно — все эти байки про палачей и обсуждения роли палачей в истории. А вот финал меня разочаровал. Мне казалось, палач должен произнести нечто более весомое, нежели пустоватый монолог на тему. Не то чтобы вечную тему, к слову.