fantlab ru

Пер Лагерквист (Pär Fabian Lagerkvist)

Пер Лагерквист
Страна: Швеция
Родился: 23 мая 1891 г.
Умер: 11 июля 1974 г.

Псевдонимы:

Jagibus


Жанры:
Сказка/Притча
42%
ещё >>

Пер Фабиан Лагерквист (Pär Fabian Lagerkvist) — шведский прозаик, поэт, драматург и эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1951).

Родился в маленьком городе Вексьё в Южной Швеции. Он был младшим из семерых детей Иоганны (Блад) Лагерквист и Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала работал на ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге. Будучи школьником, Пер читал «Происхождение видов» Чарлза Дарвина и другие работы, которые формировали у него представления, сильно отличавшиеся от консервативных взглядов его лютеранской семьи. После окончания школы в 1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и литературу в Уппсальском университете.

Литературный дебют Лагерквиста состоялся в 1912 г., когда он опубликовал несколько пылких стихотворений и повесть «Människor» («Люди»). В 1913 г. писатель едет в Париж, где большое влияние на него оказывает современная живопись; особенно восхищался Лагерквист дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В этом же году он опубликовал эссе «Ordkonst och bildkonst» («Искусство слова и изобразительное искусство»), в котором отвергал натурализм, противопоставляя ему скандинавский и греческий эпос. Это критическое эссе оказалось первой работой, которая привлекла внимание к Лагерквисту, и вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы «Motiv» («Мотивы»), который вышел в 1914 г., а также в сборнике новелл «Железо и люди» («Järn och människor», 1915).

В 1916 г. Лагерквист добился признания, опубликовав поэтический сборник «Ångest» («Тоска»), который считается первым шведским экспрессионистским произведением. Яркая образность этой книги, её рваный стиль отразили интерес Лагерквиста к фовизму и кубизму. В «Тоске» также выразились боль и отчаяние, вызванные бедствиями Первой мировой войны. Американский поэт и критик Кеннет Рексрот писал в «Американском поэтическом обозрении», что «Тоска» говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о душевной раздвоенности писателя.

Почти всю Первую мировую войну Лагерквист прожил в нейтральной Дании. В это время он много писал для театра. Его первая опубликованная пьеса «Sista mänskan» («Последний человек», 1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле человека и продолжает тему отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника «Teater» («Театр», 1918) Лагерквист выступает против натуралистической драмы и восхищается поздними символическими пьесами Августа Стриндберга. Именно влиянием Стриндберга объясняется связь между драматическим творчеством Лагерквиста и немецким экспрессионизмом.

В 1919 г., работая театральным критиком в стокгольмской газете «Svenska Dagbladet», Лагерквист опубликовал сборник прозы и поэзии «Kaos» («Хаос»), включающий пьесу «Тайна неба» («Himlens hemlighet»), наиболее удачную из его ранних пьес, в которой выражается глубокий пессимизм Лагерквиста, его убеждённость в том, что если жизнь кажется человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к Богу. Эту же тему писатель развивает в повести «Улыбка вечности» («Det eviga leendet», 1920). В этой повести герои разговаривают с Богом, спрашивая Его, для чего Он их создал. Бог отвечает, что у Него не было определённой цели, но он сделал всё наилучшим образом. Этот ответ оставляет людей в растерянности. Они не нашли той духовной поддержки, в которой нуждались. И это заставляет их искать духовную опору не в божественной силе, а внутри себя.

В 1920-е гг. Лагерквист много путешествует, посещает Францию и Италию, и пессимизм его в эти годы начинает смягчаться, а стиль становится более конкретным и не таким манерным. Поэзия этого периода — сборники «Den lyckliges väg» («Путь счастливого человека», 1921) и «Hjärtats sånger» («Песни сердца», 1926) — наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведениях.

Помимо сборника коротких рассказов «Злые сказки» («Onda sagor», 1924), Лагерквист написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными произведениями писателя: «В мире гость» («Gäst hos verkligheten», 1925) и «Преодоление жизни» («Det besegrade livet», 1927). В книге «В мире гость» рассказывается о детстве писателя, о том, как его с ранних лет преследовала идея смерти. «Преодоление жизни» — это сборник философских размышлений, в котором излагаются взгляды автора на собственное творчество и на мир. По мнению американского критика Альрика Густафсона, эти произведения утверждают веру Лагерквиста в «нерушимый дух человека» и «конечную победу добра над злом». Кроме того, обе книги демонстрируют высокую повествовательную технику писателя, который пишет простым языком, ясно и на редкость целенаправленно.

К драматургическим произведениям Лагерквиста относится также пьеса «Жизнь переживший заново» («Han som fick leva om sitt liv», 1928). Эта и другие пьесы, написанные в 1930-е гг., отличаются большим правдоподобием, использованием повседневного языка.

По мере того как в 1930-е гг. росла угроза фашизма, творчество Лагерквиста становилось всё более гуманистическим по духу, писатель подчёркивал необходимость бороться со злом. Хотя Лагерквист объявил о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике «Vid lägereld» («У лагерного костра», 1932) и в пьесе «Konungen» («Король», 1932), самый суровый приговор тирании он вынес в «Палаче» («Bödeln»). Эта повесть, написанная в 1933 г. и переработанная в пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая известную мысль о неистребимости зла.

Политические и социальные проблемы, возникающие в предвоенной Европе, продолжают доминировать в творчестве Лагерквиста на протяжении 1930-х гг. В драме «Mannen utan själ» («Человек без души», 1936) автор показывает, как перерождается, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В «Seger i mörker» («Победа во тьме», 1939) выведены два брата-близнеца, один — государственный деятель, демократ, другой — продажный демагог. Вторжением Германии в Данию и Норвегию навеяны многие стихи Лагерквиста из сборника «Sång och strid» («Песнь и битва», 1940), опубликованного в год избрания писателя в члены Шведской академии.

Лагерквист продолжает писать стихи и пьесы, однако самой значительной работой этого периода является аллегорический роман «Карлик» («Dvärgen», 1944) — история жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы. В драме «Låt människan leva» («Дайте людям жить», 1949) перед нами проходят судьбы тех, кто стал жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и исторические личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк.

Повесть «Варавва» («Barabbas») была опубликована в 1950 г. и сразу же привлекла внимание критиков и писателей, в том числе Андре Жида, который назвал эту работу «замечательной книгой». Рассказывая историю жестокого разбойника, которого, в отличие от Христа, освободили от распятия, писатель говорит о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру. Анализируя «Варавву» в «Atlantic Monthly», Чарлз Роло называет его «настоящим шедевром». Многие критики также сошлись на том, что никогда ещё евангельская история не была рассказана с такой достоверностью и духовной силой. Переведённый на несколько языков, «Варавва» нашёл самый широкий отклик у критиков и является самой популярной книгой писателя. В 1952 г. по этой повести был снят фильм.

В 1951 г. Лагерквисту была присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который пытался в своём творчестве найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством». Член Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что «Лагерквист принадлежит к тем писателям, которые смело и открыто обращались к самым насущным вопросам человечества, фундаментальным проблемам нашего существования». Лагерквист, человек стеснительный и замкнутый, от ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов благодарности за награду он прочитал отрывок из книги «Myten om människorna» («Миф человечества»), написанной за 30 лет до того и неопубликованной.

В последующие годы Лагерквист продолжал плодотворно трудиться; закончил девятый сборник стихов «Aftonland» («Вечерний край», 1953), написал ещё пять повестей: «Сивилла» («Sibyllan», 1956), «Смерть Агасфера» («Ahasverus död», 1960), «Пилигрим в море» («Pilgrim på havet», 1962), «Святая земля» («Det heliga landet», 1964) и «Мариамна» («Маriamne», 1967). Все эти повести тесно между собой связаны, в них поднимается тема любви, которая решается в духе контрастной символики.

Будучи чрезвычайно замкнутым человеком, Лагерквист отделял личную жизнь от профессиональной. В 1918 г. он женился на Карен Дагмар Иоганне Сёренсон. В 1925 г. они развелись, и в том же году писатель женился на Элен Хальберг, вдове шведского художника Йёста Сандельса. Лагерквист умер 11 июля 1974 г. от паралича в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет.

«Чувство отчуждённости — главная тема литературы XX в., и в этом смысле Лагерквист близок таким писателям, как Франц Кафка и Альбер Камю, — писал в 1971 г. шведский критик Гункель Мальмстрём. — Лагерквист из тех, кого борьба против дегуманизации человечества привела к поиску скрытого Бога, решению метафизических загадок жизни».


Примечание к биографии:


Фантастическое в творчестве:

Как писатель Лагерквист формировался в литературной среде, сознательно активно использующей символы и мифы, что вдохновило и его использовать миф в качестве материала для произведений.

Его первая опубликованная пьеса «Sista mänskan» («Последний человек», 1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле человека, продолжая тему отчаяния, вызванного Первой мировой войной.

В одном из ранних произведений — новелле «Улыбка вечности» (1920) — Лагерквист ставит вопросы о сути, смысле, ценности человеческой жизни. Из рассказов мертвецов, сидящих «где-то в темноте», состоит первая половина новеллы. Во второй половине герои отправляются на поиски Бога, и после долгого пути они видят Бога — старика, пилящего дрова.

В экспрессионистском сборнике «Злые сказки» (1924), где реальность смешивается с фантастикой, писатель мучится существованием необъяснимого и пугающего. Так, в автобиографическом рассказе «Отец и я» чувство уверенности и спокойствия внезапно нарушается появлением поезда-призрака, которое не может объяснить даже отец-железнодорожник. Или в микрорассказе «Новое время» появляется неизвестное громадное существо, пожравшее город, дом за домом, вместе со спящими людьми.

Лагерквист сразу, раньше многих среди европейской интеллигенции, осознал угрозу фашизма. В двух аллегорических произведениях — повести «Палач» (1933) и романе «Карлик» (1944) — он стремился убедить читателя в необходимости противостояния злу и насилию. Под антуражем исторического романа совершенно очевидна отсылка к современности — и в то же время вневременности, к проблеме человеческой жестокости. Писатель трактует в экзистенциальном ключе проблему зла вообще, зла как угрозы культуре и цивилизации.

В мистическо-религиозной «Пенталогии Распятия» (1950-1964) Лагерквист обращается к христианской тематике и художественно трансформирует христианские сюжеты. Символизм этих повестей породил множество толкований. Так, например, некоторые исследователи полагают, что образ Вараввы воплощает антагонистическую Христу силу смерти или символизируют разрушительные силы внутри человека. В непонятном мире, мире Хаоса остро встаёт вопрос о том, что есть реальность. Лагерквист полагает, что Реальность — это нечто Вечное, скрытое от нас нашими чувствами, недоступное нашему зрению и непостижимое нашим разумом. В повестях Лагерквиста «реально» зачастую то, что невидимо, но истинно. Реально воскресение Христа в «Варавве», реально рождение ребёнка от Бога в «Сивилле», реально маленькое чудо — озарение солнечным светом комнаты с умирающим Агасфером. Тесно к тематике «Пенталогии...» примыкает и повесть «Мариамна» (1967). Некоторые критики полагают, что Лагерквист — один из первых представителей шведского неомифологизма и вводит в Швеции 1960-х годов моду на притчевость и мифологичность.

Награды и премии:


лауреат
Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 1951 // Роман или книга стихов (Швеция; роман)
Варавва / Barabbas (1950)

лауреат
Нобелевская премия по литературе / Nobelpriset i litteratur, 1951 // (Швеция) (За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством)
Сортировка:

Пер Лагерквист. Циклы произведений

9.00 (1)
-
8.47 (30)
-
2 отз.
8.25 (20)
-
7.75 (4)
-
7.90 (10)
-
8.56 (9)
-
7.78 (9)
-
-
-
-
-
-

Пер Лагерквист. Условные циклы

  Istället för tro [стихи]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Пер Лагерквист. Романы

  1944 Карлик / Dvärgen  
8.79 (47)
-
3 отз.

Пер Лагерквист. Повести

  1912 Människor  
-
-
8.27 (11)
-
8.12 (8)
-
  1933 Палач / Bödeln  
7.93 (28)
-
3 отз.
8.47 (30)
-
2 отз.
8.25 (20)
-
7.90 (10)
-
8.56 (9)
-
7.78 (9)
-
8.47 (15)
-
7.00 (1)
-

Пер Лагерквист. Рассказы

  1906 Moderskärlek [под псевдонимом Jagibus]  
-
6.73 (11)
-
6.00 (3)
-
  1915 Леонард / Leonard  
5.50 (2)
-
7.00 (5)
-
7.00 (2)
-
6.71 (7)
-
  1924 А лифт спускался в преисподнюю / Hissen som gick ner i helvete  [= Лифт спускался в преисподнюю; Лифт в преисподнюю; А лифт спускался...]  
6.51 (78)
-
1 отз.
6.67 (9)
-
6.50 (12)
-
6.14 (7)
-
-
-
7.00 (3)
-
  1930 Уход / Uppbrottet  
-
5.67 (3)
-
5.00 (3)
-
6.86 (7)
-
5.67 (3)
-
  1935 Рай / Paradiset  
5.62 (8)
-
  1945 Утро / Morgonen  
-
  1975 Ringen  
-

Пер Лагерквист. Микрорассказы

6.91 (11)
-
5.55 (11)
-
7.50 (2)
-
8.50 (2)
-
7.00 (9)
-
7.00 (13)
-
7.09 (11)
-
1 отз.
7.50 (18)
-
8.00 (2)
-
7.00 (4)
-
5.08 (12)
-
3.67 (3)
-
5.00 (3)
-
3.33 (3)
-
-

Пер Лагерквист. Поэзия

-
-
-
  1919 Jag lutar mig trygg mot himmelens bröst  [= Istället för tro]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1919 «Как прекрасен час заката...» / Det är vackrast när det skymmer  [= "Всё украсит сумрак ночи..."]  
-
-
-
-
-
-
-
  1921 Пришло письмо / Det kom ett brev om sommarsäd  [= Письмо из вечности]  
-
  1926 Один / Den väg du går allena  [= "Один идёшь ты строго..."]  
-
  1926 Торс / Torso  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1937 Гений / Genius  [= "Средь сонма серых видений..."]  
-
-
  1937 Песня солнечной тропинки / Solig stig är full av under  [= Солнечная тропинка]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1942 Hembygden  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1953 «Что глубже, чем пустота...» / Vad är djupt som saknad  [= Глубокое, как потеря ("Что может быть глубже потери...")]  
-
-
  1953 Дальний / En främling är min vän, en som jag inte känner  [= "Мне дальний – друг, которого совсем не знаю..."; Незнакомец]  
-
  1953 Желание / Jag är stjärnan som speglar sig i dig  [= "Я – звезда, отразившаяся в тебе..."; Страсть ("Я – звёздный блеск в твоей зеркальной глади...")]  
-
  1953 Из страны заката / Engång skall du vara en av dem som levat för längesen  [= "Ты когда-нибудь станешь одним из тех, кто жили давно..."]  
-
-

Пер Лагерквист. Пьесы

  1917 Sista mänskan  
-
-
-
  1923 Den osynlige  
-
-
  1932 Konungen  
-
-
  1939 Seger i mörker  
-
-
  1946 Bödeln  
-
  1947 De vises sten  
-
-
  1953 Barabbas  
-

Пер Лагерквист. Эссе

  1913 Ordkonst och bildkonst [манифест]  
-
  1918 Modern teater  
-
-
-
-
-
-
7.00 (3)
-
-
-

Пер Лагерквист. Сборники

  1914 Motiv [сборник стихов и прозы]  
-
-
  1916 Ångest [сборник стихов и прозы]  
-
  1918 Teater  
-
  1919 Kaos [сборник стихов, прозы и пьеса]  
-
  1921 Den lyckliges väg [сборник стихов и прозы]  
-
7.83 (6)
-
  1925 Valda sidor [сборник стихов и прозы]  
-
  1926 Hjärtats sånger [сборник стихов]  
-
  1928 Dikter i urval [сборник стихов]  
-
-
  1932 Skrifter [в 3-х томах]  
-
  1932 Vid lägereld [сборник стихов]  
-
  1934 Сжатый кулак / Den knutna näven [сборник эссе]  
-
6.00 (1)
-
  1937 Genius [сборник стихов]  
-
  1940 Sång och strid [сборник стихов]  
-
  1941 Dikter [сборник стихов]  
-
  1942 Hemmet och stjärnan [сборник стихов]  
-
  1945 Prosa  
-
  1946 Dramatik  
-
  1949 Prosa [в 5-ти томах]  
-
-
  1951 Pär Lagerkvists dramatik [в 7-ми книгах, 1950-1951]  
-
  1953 Aftonland [сборник стихов]  
-
-
  1956 Dramatik [в 3-х томах]  
-
-
  1965 Dikter [сборник стихов]  
-
  1965 Valda dikter [сборник стихов]  
-
  1966 Pilgrimen  
-
-

Пер Лагерквист. Отрывки

-
-

Пер Лагерквист. Прочие произведения

  1977 Antecknat [дневники и заметки]  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

Эссеистика и поэзия автора представлены в избранном объёме.

Некоторые сборники также содержат микротексты, часто без названия, в библиографию из них включены только переведённые на русс.яз.


  Библиографы

  • Составители библиографии — badger, Календула, Wind

  • Куратор библиографии — Wind


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх