Антон Чехов «Ванька»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ванька Жуков, девятилетний подмастерье сапожника, в ночь под Рождество решил написать письмо о своей незавидной жизни в деревню, любимому дедушке Константину Макарычу...
Впервые — «Петербургская газета», 1886, № 354, 25 декабря, стр. 4, отдел «Рождественские рассказы». Подпись: А. Чехонте.
Ранее в 1884 году написан рассказ с таким же названием: «Ванька».
Входит в:
— антологию «Повести и рассказы русских писателей»
— сборник «Рассказы», 1888 г.
— сборник «Детвора», 1889 г.
— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том IV», 1901 г.
— антологию «Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов», 1980 г.
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Рождественское чудо», 2013 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 11 июля 2021 г.
Классический рассказ из школьной программы — тот самый, в котором девятилетний мальчишка пишет письмо на деревню дедушке. Сюжет всем известен, комментировать тут как будто и нечего.
Однако всё чаще в последнее время мелькают мнения вида «в святой царской России всё было хорошо, но потом пришли злые большевики и всё испортили». Придерживающимся подобной точки зрения я рекомендовал бы внимательно ознакомиться с этим рассказом, проанализировать его, а ещё лучше — распечатать на бумаге и повесить над рабочим столом в напоминание. Ибо, как мне кажется, многие из участников событий 1917-го года имели такое вот детство — именно такое, как описано в этом рассказе. Поэтому любить существующий на тот момент потомственно-олигархический строй им было не за что.
Думается мне, что если бы некоторые особо одарённые личности из современности потрудились припомнить школьную программу, то не выходили бы на шествие Бессмертного полка с иконами Николая №2.
lex_art, 17 января 2022 г.
Тема произведения — детство, потерянное в «людях». Так сообщает о произведении критическая статья. Но это только половина правды. Потерянное детство — это еще и сохраненная жизнь. Очевидно, что на иждивении у дедушки шансов у Ваньки не было вообще. Ванька с теплотой вспоминает те времена, но отказ дедушки от внука говорит об одном: дедушка Константин Макарыч уже не рассчитывал дожить до времен, когда ему вернется что-то, что он инвестировал во внука, оставшегося сиротой. А может для немощного старика уже просто не было возможности кормить лишний рот. Именно поэтому Ванька и очутился на попечении у сапожника. Ответа на Ванькино письмо не будет. Даже если оно дойдет «на деревню дедушке».
Очевидно, что ребенку требуется забота. Самостоятельно ему не выжить. Но для Ваньки забота осталась только такая. Он вспоминает, что раньше о нем заботились на других условиях, и сравнение двух жизней его не радует. Но не думаю, что быт членов семьи сапожника как-то качественно отличается от быта Ваньки. Просто в новой семье он чужак, и отношение к нему соответствующее.
Alex Kolz, 10 января 2013 г.
Этот хрестоматийный рассказ, как мне кажется, даже пострадал от излишней известности и цитируемости. Он как бы затерся, во внимании читателя потерял свою проникновенную силу. И зря. Боль, жесткость, страдание и наивная надежда показаны с невероятной силой. И все равно с какой-то очень печальной улыбкой — чисто чеховской улыбкой.